Устройство храма

Главная Публикации Традиции Устройство храма

Темы публикаций

Устройство храма

Храм — особым образом выстроенное здание, в котором совершаются церковные службы. Внешне храм напоминает корабль. Церковь для нас и есть спасительное судно, на котором мы плывем в жизнь вечную. В проекции сверху некоторые храмы напоминают крест — главный символ христианства.

Устройство храма
Храм Успения Пресвятой Богородицы при мужском монастыре в с. Русская Слава, Румыния

Храм отличается от прочих зданий не только формой и внешним видом. Он особым образом оборудован для совершения службы и освящен. Храм не освященный — простой дом, и в нем, как и вообще, во всяком простом доме, нет никакого греха приносить молитвословие Господу Богу. Но совершать в таком храме божественную литургию нельзя. При освящении храма в восточной части храма в алтаре устанавливают престол. С этого момента здесь можно совершать литургию.

«Как для божественного священнодействия нужен архиерей или священник, а для рукоположения и совершения мира — только архиерей, так для всего этого требуется жертвенник (в современной терминологии — престол — прим. rpsc.ru), который и есть храм. На жертвеннике совершается и священнодействие, и рукоположение, и освящение мира. Итак, необходимо сказать об освящении храма. Ибо в самом храме водружается жертвенник, и через жертвенник храм становится святым. Без жертвенника он не храм, но только дом молитвы, получающий освящение только от молитв».

Блаженный Симеон, архиепископ Солунский

Храм состоит из трех частей: притвора (западной части), собственно храма, в котором стоят молящиеся и алтаря. В алтаре имеют право находиться только священнослужители и их помощники, получившие на то особое благословение. Алтарь отделен от основного храма иконостасом.

Устройство храма
Митрополит Корнилий проходит по солее на амвон. Клирос в храме оборудован перед солеёй

Небольшое возвышение перед иконостасом называется солеёй. По благочестивому обычаю и на солею поднимаются люди, получившие на то благословение. Справа и слева солея также отгорожена от храма загородкой с иконами — это клирос. Клирос в народе прозвали «ангельским местом». Ангелы поют Богу на небесах, на земле также Бога воспевают клирошане. При благословении на клирос священник смотрит не только и не столько на наличие специальных знаний, сколько на образ жизни человека. Человек со слухом, пока не сведущий в пении, но стремящийся к этому и богобоязненный с Божией помощью выучится и будет приносить пользу. Гапротив, человека знающий, но порочный принесет немало вреда.

Храм освящается божественною благодатию и священнодейственными молитвами, и после этого уже не похож на другие домы, но от земли освящен Богу. Богат Самим Обитателем. В нем и слава Его, и сила, и благодать. Потому что в нем призывается и имя Его, или, вместе с тем, кого-либо из святых Его.

Блаженный Симеон, архиепископ Солунский

Освящение храма — особое богослужение, возглавить которое может только архиерей. Во время освящения в алтаре храма устанавливается престол. Храм носит освящется в честь какого-то праздника или святого и носит название того, в чье имя назван. Праздник этого святого называется престольным праздником.

«Мы уже не называем его просто домом, но домом святым, потому что он освящен от Святаго Отца, чрез Всесвятаго Сына, во Святом Духе и потому что он действительно есть обитель Троицы».

Блаженный Симеон, архиепископ Солунский