Пятидесятница. Праздник Пресвятой Троицы

Главная Публикации Традиции Пятидесятница. Праздник Пресвятой Троицы

Темы публикаций

Пятидесятница. Праздник Пресвятой Троицы

Моисеев закон предписывал через семь седмиц после Пасхи, в пятидесятый день, совершать новый праздник, которому придавался двойной смысл. Это был праздник жатвы, в который по закону полагалось приносить Богу благодарственную жертву от первой пшеницы нового урожая (Исх. 23, 16; Лев. 23, 15; Чис. 28, 26). Также в этот день вспоминалось дарование Моисею Закона на Синайской горе. По обычаю к этому дню в Иеросалим стекались евреи не только со всей Иудеи, но и из всех стран, где они жили. Во времена пришествия Христа это были уже все страны Средиземноморья, а также Аравия, Месопотамия, Персия. Естественно, долго живя среди других народов, евреи начинали использовать их языки.

Пятидесятница. Праздник Пресвятой Троицы

Было утро, третий час дня по древнему счету, а по нашему — девятый час утра; улицы Иеросалима заполнялись паломниками, идущими в храм. Но ученики Христовы, вместе с Матерью Господа и другими благочестивыми женами, встречали праздник в той горнице дома на Сионе, где прежде Господь совершил свою Тайную вечерю и где являлся им по Воскресении. «Все они были единодушно вместе, — говорится в книге Деяний апостольских. — И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 1–4).

Происходящее изумило всех, кто был рядом, — особенно прибывших из иных стран, которые услышали, как неученые галилеяне, простые рыбаки, говорят на языках дальних народов. Книга Деяний описывает происходившее очень сжато, но можно понять, что, охваченные духовным восторгом от зрелища пламенных языков и от внезапно полученного удивительного дара, апостолы перестали скрываться от преследователей, но, до конца оставив страх, вышли на улицы города и продолжали во всеуслышание восхвалять Бога. Всеобщее волнение, охватившее иеросалимлян и паломников, позволило Петру произнести перед великим множеством народа вдохновенную проповедь, после которой к Церкви присоединилось до трех тысяч душ.

В день Пятидесятницы Церковь Христова получила не только дар проповеди на иных языках. Говорение на языках стало лишь видимым знаком невидимого, безграничного и бесценного богатства, которым одарил Бог Свою Невесту-Церковь. Апостол Павел в Послании к коринфянам так пишет об этих дарах:

«…Каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворение, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё же это производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12, 4, 7–11). Таким образом, распределяя благодатные дары, Святой Дух управляет всею жизнью тела Церкви, избирает людей на различные служения, соединяет их усилия в едином подвиге и укрепляет их силою свыше. Чем, как не этой силой, Церковь, бывшая первоначально малочисленной общиной бедных, незнатных, малоученых людей, смогла обратить к истине Христовой многие народы и покорить ей огромную и некогда всесильную Римскую империю.

«Ревнуйте о дарованиях бóльших», — прибавляет апостол (1 Кор. 12, 31). Ревновать о чем-то — значит горячо и деятельно желать обладания этой вещью, соревнуясь с другими. Все мы знаем, что предосудительно ревнивое стремление иметь больше богатства, или телесной красоты, или славы, чем другие. Напротив, ревностно стремиться к получению даров Духа апостол заповедует, повелевает. «Этими словами он некоторым образом намекает на то, что коринфяне сами виновны, если получают меньшие дары, и что они, если захотят, могут получить бóльшие. Выражением ,,ревнуйте” он требует от них усердия и желания даров духовных. Не сказал: ,,высших”, но: ,,бóльших”, т.е. нужнейших, полезнейших». Так поясняет это место свт. Иоанн Златоуст (Гомилия 32-я на Первое послание к коринфянам). Стало быть, христианам не подобает находиться в бездействии, надеясь, что Господь, если захочет, Сам пошлет им Свои духовные дары чудесным способом, но они должны деятельно стараться быть достойными этих даров. Приведем пример. Дар проповеди иными языками был чудесно дан ученикам потому, что они, будучи бедны и гонимы, не могли подготовить себя к делу всемирной проповеди последовательным и долгим обучением. Но в нынешние времена, когда обучаться языкам легко и удобно, проповеднику Евангелия неразумно ждать чудесного ниспослания этого дара. Обучение собственным прилежным трудом будет настоящим исполнением заповеди апостола. И не кто иной, а именно Святой Дух увенчает эти труды, и приобретенный трудом дар в не меньшей мере будет даром Духа, чем дар, посланный апостолам в виде пламенных языков. Так можно рассудить и относительно любых даров — мудрости, рассудительности, предвидения, слова убеждения, мужества, сострадания и многих других.

Важно отметить, что поистине полезен каждый из этих даров только тогда, когда не остается втуне, как закопанный в землю талант, а действует во имя умножения славы Божией и спасения человеческих душ. В таком случае он принадлежит не только тому, кто его получил, но всей Церкви, служа исполнению ее Богочеловеческой цели.

Итак, и каждому сознательному и любящему Бога христианину, и всей Церкви подобает ревновать об умножении даров духовных. Эти дары делают явным присутствие в теле Церкви ее божественной Главы — Христа, членами Которого являемся все мы. Напоминанию об этом служит великий праздник Пятидесятницы.

Но не менее важное его значение — богословское и вероучительное. Перед Своим Вознесением на небеса Господь сказал ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19). Ученики, еще связанные ветхозаконными понятиями, не сразу смогли уразуметь полное таинство веры. В день Пятидесятницы через действие и раздаяние Святого Духа им было открыто, столь ясно, как еще никогда прежде, Божество Святого Духа. Тем самым в Церкви утвердилось почитание Бога как Святой Единосущной и Неразделимой Троицы в равночестных Лицах — Отца и Сына и Духа Святого. Поэтому второе название дня Пятидесятницы — день Святой Троицы.

На великой вечерне, на «Господи возвах», стихера, глас 1-и

Вся подаетъ Духъ Святыи, точитъ пророчествия, священники совершаетъ, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собираетъ соборъ церковныи. Единосущне и сопрестольне Отцу и Сыну, Утешителю, слава Тебе.

Славник, глас 8-и

Приидите людие, триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце, со Святымъ Духомъ. Отецъ бо безлетно роди Сына соприсносущна и сопрестольна, и Духъ Святыи бе во Отце съ Сыномъ прославляемь: едина Сила, и едино Существо, и едино Божество. Емуже покланяющеся вси глаголем: Святыи Боже, Иже вся содеваяи съ Сыномъ, и съ поспешениемъ Пресвятаго Духа; Святыи Крепкии, Имже Отца познахомъ,  и Духъ Святыи прииде въ миръ; Святыи Безсмертныи, утешительныи Душе, Иже отъ Отца исходяи, и на Сыне почиваяи: Троице Святая, слава Тебе.

На утрене, на Хвалитех, стихера, глас 4-и

Духъ Святыи Светъ и Животъ, и живыи источникъ умныи, Духъ премудрости, Духъ разума, благии, правыи, мысленыи, обладаяи и очищаяи прегрешения, Богъ и боготворяи, Огнь отъ Отца исходяи, глаголя, дея, разделяя дары, Имже пророцы вси, и божествении апостоли съ мученики венчашася. Странное слышание, странно видение, огнь разделяя въ подании даровъ.

Поделиться: