Братие, не велю вам не разумевати о умерших, да не скобите, якоже и прочие не имущие упования.
Послание к Солуняном св. ап. Павла
Священное Предание указывает дни, которые должно особо посвящать памяти усопших. Это, во-первых, третий, девятый и сороковой день по кончине. Как и многие христианские обычаи, дни поминовения имеют свой источник в благочестивых преданиях Ветхого Завета.

Третины совершаются в честь того, что умерший веровал во Святую Троицу и перешел в вечную лучшую жизнь к Триипостасному Божеству, а также в честь тридневного воскресения Исуса Христа.
Девятины (по объяснению «Книги о Вере») — для того, чтобы душа умершего, заступлением и молитвами девяти ангельских чинов, удостоилась быть причтенной к душам всех святых.
Обычай же сорокадневного поминовения идет еще из Ветхого Израиля, где сорок дней оплакивали праотца Иакова, а затем пророка Моисея. А в Новом Завете мы связываем сей обычай с Вознесением Господа нашего на небеса в сороковой день по Воскресении, подобно чему и мы, христиане, вознесены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Сол. 4, 17).
Имеются и другие объяснения этих дней. Смысл таких сроков поминовения объясняется в откровении, данном через Ангела Божия преподобному Макарию Великому.
В течение трех дней душа проходит уже упомянутые воздушные мытарства и испытуется в тех грехах, которые творила в своей жизни. Самые ожесточенные и нечестивые души уже на этом пути мытарств похищаются демонами, которые несут их в преисподнюю, по слову пророка: Да возьмется нечестивый, да не видит славы Господни (Срав. Ис. 26, 10). Другие же души, хранимые святыми ангелами, преодолевают эти препятствия и приносятся на поклонение к престолу Божию. Потом, Божиим повелением, ангелы снова относят душу в мир и указывают ей ее злые или добрые дела, напоминая дни, часы и лица.
На девятый день душа вторично приходит на поклонение Богу. После сего ангелы показывают ей загробные обители: сначала места блаженства праведных, потом муки и страдания грешных. И когда душа уже извещена обо всем, что может ожидать ее, в сороковой день по кончине над нею совершается суд. Она слышит ответ Божий о своей участи. Душа человека, украшенная добродетелями, водворяется в месте покоя до общего воскресения мертвых. Душа грешника заключается в темницах ада, где с воздыханием и плачем
ждет дня воскресения и Страшного Суда, когда будет отослана в муку вечную вместе с телом своим (Откровение прп. Макарию о тайнах Божиих недоведомых).
Посему столь важны для усиленной молитвы за усопших третий, девятый и сороковой дни.
Впрочем, жития и писания святых иногда изображают загробный путь души несколько иначе. Например, душа праведной Феодоры после поклонения престолу Божию сразу же услышала ответ о своей участи. И когда потом ангелы показывали ей места мучения, она уже знала, что благодатию Божиею избавлена от сего. А наиболее святые и чистые души вообще беспрепятственно минуют бесовские мытарства. Об этом поведал, например, прп. Зосима Соловецкий, явившись в видении ученику уже в девятый день по кончине своей. Разные имеются свидетельства и о числе мытарств; поэтому, не входя в изыскания о неведомом, остановимся на утверждении св. Кирила Александрийского: «Итак, каждая страсть душевная, всякий грех, имеет своего особого мытаря и истязателя». Все духовные писатели сходятся в главном, в том, что сорок дней — время, когда решается судьба души умершего, а в 40-й день определяется участь ее.
Но и по истечении этого срока Божие милосердие не оставляет душу без надежды — даже если она по своим делам осуждена на муки. Надежда эта сохраняется до самого Страшного Суда, ибо Господь хочет, чтобы не погибла ни одна душа, имевшая хоть малую закваску правой веры и добродетели. Он ждет, чтобы недостатки и грехопадения такого человека, даже если они очень велики, старались восполнить его близкие, творя богоугодные дела, которые сам умерший не успел совершить при жизни. По учению преподобного Иоанна Дамаскина, Бог «благоволит исполнять прошения Своих созданий, относящиеся ко спасению, и особенно преклоняется не тогда, когда кто подвизается только ради спасения собственной души своей, но когда делает сие и ради ближнего. Ибо чрез это он (т.е. молящийся об умерших) восходит к богоподражанию, испрашивая даров для других как милости для себя самого, исполняет меру совершенной любви, получает отсюда блаженство и, вместе с душою ближнего, и для своей души делает превеликое добро» (Большой Соборник). Ободренные такими духовными наставлениями, мы и после сорока дней не будем ослабевать в молитвах.
за ближнего своего. Отныне особенным днем его поминовения будет каждая годовщина смерти, а также день Ангела, т.е. день памяти святого, имя которого носил покойный.