Третье обретение честныя главы святаго пророка Иоанна Предотечи, Крестителя Господня

Главная Публикации Традиции Третье обретение честныя главы святаго пророка Иоанна Предотечи, Крестителя Господня

Темы публикаций

Третье обретение честныя главы святаго пророка Иоанна Предотечи, Крестителя Господня

После того как по приказанию нечестивого царя Ирода Четвертовластника св. Иоанн Креститель был обезглавлен, честная глава святого была скрыта в земле, но через много времени была явлена благочестивым христианам в городе Эмесе, а потом перевезена в Константинополь, где для нее был воздвигнут величественный храм. Во времена же иконоборческих гонений на иконы и мощи святых она была христианами тайно вывезена из Константинополя и в серебряном сосуде скрыта в земле, во избежание поругания от иконоборцев.

Третье обретение честныя главы святаго пророка Иоанна Предотечи, Крестителя Господня
Усекновение главы св. Иоанна Предотечи. Середина XVII века

Седьмой Вселенский Собор предал проклятию эту нечестивую ересь, но она вскоре возродилась в греческом царстве, и опять подверглись гонению Божии святыни. Когда же после смерти последнего иконоборческого императора Феофила (покаявшегося и облобызавшего икону на смертном одре) бразды правления перешли к малолетнему Михаилу под руководством его матери царицы Феодоры, православная вера была восстановлена и честные иконы и мощи святых возвращались в храмы. Святителю Игнатию, патриарху Константинопольскому, во время ночного бдения и молитвы было видение, в котором ему открылось место погребения честной главы св. Иоанна Крестителя. В 850 году по приказанию императора Михаила в Команы была отправлена экспедиция, которая нашла сосуд с главою Предотечевой в том самом месте, которое указал патриарх. С честью препроводили эту святыню в столицу Восточной Римской империи, где поместили в придворной церкви, а в гроте на месте ее Третьего обретения осталась икона святого Иоанна Крестителя, почитаемая как нерукотворная.

В Константинополе честную главу затем разделили на несколько частей, которые были переданы в разные храмы. Часть оказалась в монастыре Продром, другая часть (верх главы) — в Студийском монастыре,  третья — на Афоне, в монастыре Дионисия. Ещё частица святыни оказалась в угровлахийском монастыре Калуи…

13 апреля 1204 года произошёл захват Константинополя латинскими еретиками-крестоносцами. Они разграбили город, не пощадив ни императорской сокровищницы, ни храмов, а большинство хранившихся в них святынь перекочевало на Запад. Это был знаменитый Четвертый крестовый поход.

Во время этих грабежей латинский каноник Валлон де Сартон из Пикинии вывез из одного из разрушенных дворцов  греческой столицы серебряный реликварий с лицом, отделенным от честной главы св. Иоанна Крестителя. Мощевик представлял собою блюдо с выгравированной надписью, обозначавшей святыню, на котором под стеклянным колпаком находились останки человеческого лица (без нижней челюсти). Валлон де Сартон доставил святыню на север Франции, в Пикардию, где 17 декабря 1206 года у ворот города Амьен римо-католический епископ Ришар Герберойский устроил торжественную встречу главы Предотечевой, а в 1220 году был заложен новый кафедральный собор, в котором и стала храниться эта великая святыня.

Во время французской революции, в ноябре 1793 года, революционный Конвент снял все драгоценности с реликвария, а главу приказал закопать на кладбище. Мэр города Луи-Александр Лекув тайно извлёк из реликвария честную главу и забрал к себе домой, что грозило ему смертной казнью в случае разоблачения. Через несколько лет он передал святыню аббату Лежёну, который после революции, в 1816 году, возвратил ее в кафедральный собор, где она хранится и поныне.

В 1958 году настоятель амьенского собора обратился к римо-католическим властям с просьбой произвести научное исследование главы Предотечи из его собора и сопоставить ее с нижней челюстью, хранившейся в г. Вердене, на юге Франции, которую приписывали, предположительно, тоже св. Иоанну Крестителю.

Третье обретение честныя главы святаго пророка Иоанна Предотечи, Крестителя Господня

Епископ Амьена благословил создать комиссию из экспертов — судебных врачей. Комиссия в течение нескольких месяцев исследовала обе реликвии, сначала в Амьене, а потом в Париже. По завершении работ был составлен официальный документ, подписанный всеми членами комиссии. Согласно этому документу, комиссия в результате научных исследований обоих объектов пришла к следующим выводам:

  1. Нижняя челюсть из Вердена и лицевая часть головы из Амьена принадлежат разным людям, они анатомически несовместимы.
  2. Челюсть из Вердена датируется приблизительно Средними веками, то есть она гораздо «моложе» лица из Амьена.
  3. Глава (лицевая часть) из Амьена является очень древней, ее датировка установлена между 500 г. до нашей эры и 1000 г. по Рожестве Христовом, что может соответствовать реальному году мученической смерти святого Иоанна Крестителя.
  4. Возраст человека, которому принадлежала глава из Амьена, по состоянию зубных альвеол (сами зубы не сохранились), был между 25 и 40 годами, что также соответствует возрасту смерти святого Иоанна Предотечи.
  5. Тип лица человека, которому принадлежит «глава из Амьена», не соответствует негроидному или монголоидному, но вполне укладывается в так называемый «средиземноморский», что также не исключает принадлежность главы святому Иоанну Крестителю.

Ещё одну часть честной главы крестоносцы вывезли в Рим, где она хранится в соборе святого Сильвестра. Ещё часть главы, по преданию магометан, каким-то образом оказалась в Дамаске, где над нею построена знаменитая Омейядская мечеть.

В Средние века протестантские авторы писали, будто в храмах хранятся «несколько голов Иоанна Крестителя» и что они все поддельны. На самом же деле, уже в константинопольский период почитания этой святыни она была поделена на ряд частей, и каждая из них почиталась в разных местах как глава святого Иоанна.

В православных храмах Древней Руси еще до Раскола имелись частицы честных мощей святого Иоанна Крестителя (не исключено, что и небольшие части его главы).

Частица мощей святого Иоанна Крестителя хранится также в старообрядческом Покровском кафедральном соборе Рогожской слободы в Москве.

Поделиться: