Молитва

Темы публикаций

Молитва

Поделиться:

В жизни верующего человека центральное место занимает молитва. Молитва — это сознательное обращение человека к Богу и Его святым угодникам. Молитва зиждется на уверенности в том, что Бог существует, Он слышит обращение к Нему и может на это обращение ответить. Христианская молитва — это общение личностей. Верующий христианин общается либо с Божественными Личностями, либо со святыми небожителями. И именно молитвенное общение проявляет и укрепляет веру в Того, Кому молится человек. Молитва является показателем веры. Там, где нет молитвы Богу, не может быть и речи о вере в Бога. То же самое касается и любви. Молитва — это попытка деятельного исполнения основной христианской заповеди — «Возлюби Господа Бога своего». Отсюда вытекает важность молитвы для духовной жизни верующего человека.

Молитва

Опыт молитвы возник в среде человечества начиная с самого момента творения мира. На протяжении всей мировой истории можно говорить о формировании традиции молитвы, о примерах молитвы, ее переживании. В христианской Церкви существуют различные формы молитвы — личная и общественная, молитва экспромтом и по написанным текстам, молитва словом и молитва действием, молитва-просьба и молитва-воспоминание. И все эти формы являются частью большого опыта молитвенной жизни.

Первичной является личная молитва. Она формируется как первый и самый важный этап богообщения. Робкое обращение своими словами или распространенными фразами: «Господи, помилуй», «Господи, помоги!» или «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня» — открывает перед человеком саму возможность общения с Богом. Затем, с получением опыта, возникает понимание и желание не просто что-то сказать Богу, а задержаться в молитвенном состоянии. Человек испытывает потребность в некотором обязательном времени молитвы. Так формируется личное молитвенное правило.

Молитва

Молитвенное правило — это определенный объем молитвословий, которые каждый христианин в обязательном порядке совершает ежедневно в определенное время суток. В православной Церкви принято совершать личное молитвенное правило по составленным общепринятым текстам. Это никоим образом не возбраняет молитву своими словами в любое время и в любом месте. Но молитва по сложившимся текстам позволяет каждому молящемуся окунутся в духовный опыт прежних подвижников, которые общались с Господом, находясь в возвышенном духовном состоянии. Да и Священное Писание никак не запрещает молитву к Богу по заранее составленным текстам. Господь, когда дал молитву «Отче наш», указал: «Молитесь так». Молитва Господня — это составленный молитвенный текст, который дал нам Бог. Поэтому традиция составления молитв, формирования молитвенных текстов опирается на пример Самого Исуса Христа.

Составленные Самим Богом либо святыми мужами молитвенные тексты кроме передачи молитвенного опыта имеют еще одно важное значение. Используя для молитвы готовые тексты, молящийся получает важные духовные ориентиры. Ведь уже составленные православные молитвы отражают не только то, какими были их авторы, каково было их состояние души, но также помогают нам понять самих себя, наше отношение к Богу и дают возможность сориентироваться в нашем религиозном пути. Как опытный духовный отец помогает начинающему христианину искренно покаяться, так и текст молитвы помогает молящемуся начать беседу с Богом, задать Ему правильные вопросы, заглянуть в глубину своей души.

Личная молитва человека всегда бывает связана с его переживаниями. Отсюда вся палитра богослужебных текстов Православной Церкви — покаянные, благодарственные, просительные, хвалебные, успокаивающие и т.д. молитвословия. В любом состоянии своей души человек может обратиться к Богу и принести Ему свои радости, горести, просьбы. Иными словами, в молитве человек общается с Богом как с реальным собеседником. И на каждый случай в сокровищнице Церкви есть свой образ молитвы, есть свой пример переживаний и обращений.

Особенным видом личной молитвы является молитва за ближних. В православной Церкви, в строгом соответствии со словами Священного Писания, установлена обязательная молитва за других людей — как живущих, так и уже усопших. Молитва за других — это одно из ярких проявлений христианской любви.

Молитва

Правильно устроенная личная молитва всегда приводит к потребности в общественной, церковной молитве. Общественная молитва предполагает собрание христиан для совместного общения с Богом. Принцип собрания для молитвы также был дан нам Самим Господом: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Общественная молитва важна для соединения всех христиан в единое Тело Церкви. Церковная молитва является видимым осуществлением нашей причастности к Церкви. Поэтому беспричинное удаление от общественной молитвы является показателем отлученности от Церкви и от Бога. Как говорил св. Киприан Карфагенский, «кому Церковь не мать, тому Бог не отец».

Общественная, церковная молитва в православной Церкви за века ее существования оформилась в строгое уставное богослужение. Опыт церковной жизни привел к формированию целого корпуса церковных обрядов, традиций, богослужебных кругов. В церковном богослужении общение с Богом происходит не только через словесное обращение, но и через обряды (крестное знамение, целование икон, поклоны), через проповедь (чтение Священного Писания, поучений), через воспоминание (память евангельских событий, жизни святых, поминовение усопших). Все эти части православного богослужения в своей синергии дают необычайную атмосферу, способствующую тесной связи человека с Богом. В этой атмосфере общение с Богом происходит не только через разум, но и через сердце молящегося. В жизнеописании преподобной Марии Египетской есть пример общественной молитвы. Когда преподобная мать предложила старцу Зосиме вместе помолится и начала совершать молитву, то старец обратил внимание на свое необычное состояние — он разумом ни слова не понимал, что говорит Мария, но чувствовал, что он горячо молится вместе с ней своим духом. Такая неописуемая атмосфера совместной православной молитвы и есть образ церковного богослужения.

Церковная молитва имеет тесную связь с жизнью церковной общины и каждого конкретного ее члена. И поэтому богослужение отражает переживания всей общины. В церковном богослужении, так же как и в личной молитве, выражаются благодарения, хвала, покаяние, просьбы, молитвы друг за друга, молитвы за усопших. Стержнем церковного богослужения является литургия — преломление хлеба, во время которого хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христа. Слово «литургия» переводится как «общее дело». Поэтому она не может совершаться в одиночку. Литургия — это вершина молитвенного общения человека с Богом. Это молитва воспоминания о Жертве Исуса Христа, когда общение с Богом происходит не посредством слов или действий, а через принятие человеком Тела Христова.

Молитва

Богослужение литургии включает в себя все виды молитвы — и воспоминание, и славословие, и просьбу, и утешение, и покаяние, и молитву за ближних. Особенной частью литургии является поминание членов Церкви — живых и мертвых. На литургию каждый участвующий в ней может написать записку с именами своих ближних и попросить предстоятеля упомянуть их при совершении Таинства. Это простое действие — подать на литургию записку с именами близких людей — является проявлением любви к другому человеку.

И личная, и общественная молитва могут иметь некий ответ от Бога, некий результат, который называется плодом молитвы. Плод молитвы — это благодатный дар, который человек получает в результате своего обращения к Богу. Плоды молитвы могут быть различны — это и радость в сердце, это и слезы покаяния, это и уверенность в том, что Бог услышал молитву, это спокойствие, сердечная тишина, внутренняя сила и т.д. Эти дары подаются в зависимости от Божьего смотрения, Божия промысла о каждом конкретном человеке. Плоды молитвы не являются автоматической реакцией, которая возникает в результате произнесения тех или иных молитвословий в определенном состояния духа. Плод молитвы — это ответ Бога. И ощущается он тогда, когда этого хочет Бог. На этом убеждении основывается молитвенное правило. Обращаться к Богу, молиться Ему, совершать установленное молитвенное правило необходимо всегда, вне зависимости от переживания плода молитвы или его отсутствия. Задача христианина — вознести Богу молитвословие. А плод будет послан Богом. Плод молитвы не является смыслом молитвы, он может быть ее результатом.

Ожидание или нечувствие благодатных плодов иногда затрудняют молитвенную жизнь христианина. Среди таких проблем могут быть нежелание молиться, ожидание чуда, непонимание слов молитвы, ощущение богооставленности, возникновение духовной прелести, слепой фанатизм и т.д. При возникновении сложностей важны два подхода к молитвенной жизни — доверие и усилие.

Молитва
Отец с сыном после трудного пути. Участники старообрядческого крестного хода на реку Великую 2018 г.

В молитве как никогда важно доверие Богу. Именно на доверии строится диалог с Тем, Кого не видишь. Необходима уверенность в том, что Бог слышит любую молитву, нет той молитвы, которую бы Бог проигнорировал. Нужно помнить, что молчание — это тоже ответ. Для утешения в таких ситуациях следует сравнивать свое состояние со своим прежним опытом, с опытом святых отцов, опытом других христиан.

И второй подход в преодолении сложностей молитвенной жизни — усилие. Усилие в принуждении себя к совершению молитвенного правила, усилие к постоянству в молитве. Как физическая усталость, отсутствие настроения, времени, желания не позволяют игнорировать близких людей, так же и в молитве — внешние факторы не могут быть объяснением для игнорирования молитвы. Вне зависимости от настроения необходимо подвигать себя к соблюдению молитвенного труда. Молитва — это то делание, в котором количество переходит в качество.

Молитва

Особенную сложность в молитве православного христианина составляет непонимание богослужебных текстов. Эта проблема возникает не от незнания церковнославянского языка (хотя именно так зачастую кажется), а от отсутствия духовного настроя. Истинная молитва совершается не только разумом, но и духом. И при правильном настрое молитва даже на незнакомом языке приносит плод (пример святых апостолов, которые говорили и молились на исторических древних наречиях (Деян. 2, 1, Кор. 14), пример прп. Марии Египетской). Переживание молитвы зависит от усердия и опыта, а не от знания точного значения каждого слова молитвы. «От терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим. 5, 4). Присоединяясь к благодатной жизни Церкви, человек постепенно настраивается и на понимание молитвенного языка (тем более что церковнославянский язык для русскоговорящих христиан не является иностранным).

Наряду с церковнославянским языком, в православном богослужении присутствует много других древних символов, для понимания которых требуется определенная подготовка. Но их замена разрушила бы строгий порядок богослужения, его атмосферу и дух. Так же и с языком богослужений. Церковнославянский язык — это элемент молитвы (не вся молитва), которая требует определенного понимания и подготовки по разъяснению смысла текстов. Вполне допустимо подготовить заранее и иметь в храме перед собой тексты богослужебных песнопений, молитв, прилагать для этого некоторый труд, заранее готовиться к службе. И весь этот труд, эти усилия, это желание станут неотъемлемой частью христианской молитвы, частью искреннего молитвенного обращения к Богу.

В результате всего этого рано или поздно, по Промыслу Божию, каждый христианин понимает на опыте, что молитва — это дыхание жизни. Чем больше молитва занимает времени, тем теснее связь с Богом. А чем теснее связь с Богом, тем легче земная жизнь. И поэтому молитва — это способ безопасной жизни на земле и залог вечной жизни в Царстве Небесном.

Поделиться: