Неделя первая Великого поста, воспоминание торжества Православия

Главная Публикации Традиции Неделя первая Великого поста, воспоминание торжества Православия

Темы публикаций

Неделя первая Великого поста, воспоминание торжества Православия

Церковное богослужение первой недели Великого поста посвящено воспоминанию Собора, бывшего в Константинополе в 843 году при царе Михаиле и матери его царице Феодоре. Этот Собор ознаменовал конец скорбного и страшного периода в истории Греческой Церкви — более чем столетнего гонения на почитателей святых икон.

Неделя первая Великого поста, воспоминание торжества Православия

Горестно и даже страшно представить, что после стольких проповеднических трудов апостолов, стольких подвигов мучеников, после ряда Вселенских Соборов и трудов святых богословов, защитников православной веры, которые невозможно исчислить, в VIII веке после Рожества Христова Восточную Церковь постигла новая буря ереси, обрушившая свои волны на древнее и общее, дорогое всем благочестивым христианам предание — изображать лики Господа Исуса Христа, Пречистой Богородицы и святых для молитвенного поклонения и благоговейного созерцания. Это несчастье совпало по времени с другим — нашествием на Византийскую империю магометан-арабов, которые отторгли от христианского мира большие страны, издревле приносившие богатый плод веры и подвига, давшие миру огромное число святых — Палестину, Сирию, Египет, Ливию и другие страны, от Персии на Востоке вплоть до далекой Испании на Западе. Десятки миллионов христиан оказались под иноверным владычеством.

Это попущение Божьего промысла, постигшее христианский мир, не могло не породить искушений и соблазнов в вере, по предсказанному Спасителем: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7). Сеятелем соблазна стал тогда император Лев Исавр, сам соблазнившийся обвинениями магометан в том, что христиане, изображая лики Христа, Его Пречистой Матери и святых, нарушают заповедь, данную Богом Моисею: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…» (Исх. 20, 4). Неразумно прислушавшись к иноверцам, император Лев счел, будто запрет идолов — изображений ложных богов, которых языческая фантазия представляла в образах людей или животных, — относится и к образам Христа, истинного Бога, Который в Своем воплощении Сам, по воле Отца Своего, принял человеческое естество и облик. Облеченный огромной властью, которая дана была ему ради защиты христианства от его врагов, Лев возомнил себя вправе решать и дела веры, помыкая епископами, священниками и целыми соборами. Его не вразумил бесславный конец многих императоров прошлых веков, которые своим произволом также не раз открывали двери ересям, подвергая Церковь расколам и мятежам.

Удалив с престола святого патриарха Германа, отказавшегося вводить какие-либо изменения в церковной вере, Лев издал указ об уничтожении святых икон. Когда посланный царем чиновник стал выламывать древнюю и почитаемую икону Спасителя, четыре века украшавшую Медные ворота в самом центре Константинополя, простые женщины вырвали из-под ног святотатца лестницу, и он разбился. В ответ царь послал воинов, устроивших на площади резню. Вместо защиты мирного народа от иноземных врагов, воины пролили кровь единоплеменных христиан. Инокиню Феодосию, вдохновлявшую православных на защиту святынь, зверски мучили восемь дней, после чего убили без суда.

Это было лишь началом многолетних злодеяний. С подобной и еще большей жестокостью действовал и сын и наследник Льва, император Константин, получивший власть после отца, и другие императоры-иконоборцы. Жертвами их преследований стали многие епископы, священники, иноки и благочестивые миряне.

Десятки тысяч православных христиан, верных преданиям Церкви, были вынуждены уходить на глухие окраины и за пределы империи. В частности, именно тогда бежавшие из Византии иноки основали монастыри в труднодоступных горных местах Тавриды, нынешнего Крыма, с кельями и даже храмами, вырубленными в скалах, которые сохранились до наших дней. В защиту почитания святых икон много писали православные богословы — такие как прп. Иоанн Дамаскин, подвизавшийся в лавре св. Савы Освященного близ Иеросалима.

Напоминая сказанное нашим Спасителем: «Многие цари, и пророки, и праведники желали видеть, чтó вы видите, и не видели, и слышать, чтó вы слышите, и не слышали» (Мф. 13, 17), прп. Иоанн учит: «Апостолы телесным образом видели Христа, и Его страдания, и чудеса и слышали Его слова. Сильно желаем и мы увидеть, и услышать, и быть прославленными. Те видели лицом к лицу, так как Он присутствовал телесно; мы же, поскольку Он не присутствует телесно, как бы видим Его через посредство книг, слушаем слова Его и освящаем свой слух, а через него — свою душу, и считаем себя блаженными, и поклоняемся, почитая книги, посредством которых слышим Его слова. Так и посредством иконной живописи созерцаем изображение телесного Его вида, и чудес, и страданий Его, и освящаемся […] и благоговеем, и почитаем, и поклоняемся телесному Его образу. А созерцая телесный Его вид, представляем себе, насколько возможно, также и славу Его Божества. Ибо — так как мы состоим из двух частей, из души и тела […] — то нам невозможно помимо телесного прийти к духовному. Следовательно, подобно тому как через чувственные слова, которые мы слышим телесными ушами, мы понимаем и духовное, так и через телесное созерцание приходим к созерцанию духовному. Поэтому Христос воспринял тело и душу, так как тело и душу имеет и человек» (3-е слово в защиту святых икон).

Великой победой истины над заблуждением стал Седьмой вселенский Cобор, созванный в Константинополе в 787 г. при благочестивых царях Константине и Ирине. Собор провозгласил:

«Определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались для поклонения точно так же, как изображение Честного и Животворящего Креста, будут ли они написаны красками или сделаны из мозаики или какого-либо другого вещества, и будут ли находиться в святых церквах Божиих на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, или в домах и при дорогах, а равно будут ли это иконы Господа Исуса Христа или Владычицы Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей. Чем чаще при помощи икон делаются они предметами нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы побуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним…»

Но борьба с ересью, причинившей Церкви так много зла, еще не была окончена. Восшедший на престол в 813 году император Лев Армянин восстановил иконоборчество и устроил новое гонение на верных святым учениям и преданиям Церкви. То отчасти затихая, то вновь усиливаясь, оно продолжалось до смерти императора Феофила (842 г.). Сохранились свидетельства, что этот непримиримый враг икон, разославший по тюрьмам и ссылкам многих исповедников истины, страдая в конце жизни от мучительной болезни, с раскаянием поцеловал святые иконы, когда их поднесла ему его жена царица Феодора, втайне поклонявшаяся им. После же смерти царя был созван церковный Собор, навечно подтвердивший Святое Предание о поклонении иконам. Этим Собором и было установлено празднество Торжества Православия, совершаемое с тех пор в первую неделю Великого поста.

Воспоминание об этом событии празднуется столь торжественно по ряду важных причин. Обычай поклонения святым иконам непрестанно напоминает нам об истине воплощения Бога, о том, что Творец неба и земли, видимого и невидимого мира, истинно и полно сделался человеком. Почитая тот образ, в котором вочеловечился Бог Слово, мы празднуем искупление и освящение всей нашей природы, что исполняет нас величайшими надеждами на соединение с Богом в будущем веке.

Образы Христа, Богородицы и святых угодников, почитаемые нами, суть явления образа и подобия Божия. «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему…» — возвестило Триипостасное Божество Свою волю о сотворении человека (Быт. 1, 26). «В сотворении мы получили возможность быть подобными Богу, — говорит свт. Григорий Нисский, — Но, дав нам эту возможность, Бог нам самим предоставил быть деятелями нашего подобия с Богом, чтобы удостоить нас радостной награды. […] Что есть христианство? — Уподобление Богу, сколько то возможно для природы человеческой. Если ты решился быть христианином, то старайся сделаться подобным Богу, облечься во Христа» (Об устроении человека).

Память восстановления почитания святых икон есть, таким образом, важная веха на пути верующих к цели Великого поста. Взирая на лики Господа и святых с верою, любовью и молитвенным усердием, христианину подобает стремиться к преображению себя в того нового человека, которого совершеннейшим образом явил в Себе Господь Исус Христос. Оно же, как мы веруем, приведет нас и к воскресению в новой блаженной жизни, вслед за Воскресшим Спасителем, согласно сказанному: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15, 20–23).

 Читать также: Слово митрополита Корнилия в Неделю Православия

Поделиться: