Тихвинская икона Пресвятой Богородицы

Главная Публикации Традиции Тихвинская икона Пресвятой Богородицы

Темы публикаций

Тихвинская икона Пресвятой Богородицы

9 июля (26 июня по старому стилю) Святая Церковь чтит Тихвинскую икону Божией Матери. Это одна из самых почитаемых Богородичных икон в России. По Преданию, сей образ был написан святым апостолом и евангелистом Лукой при жизни Богоматери и хранился в Иерусалиме. В V в. он был перенесён в Константинополь, где для него был специально построен один из самых известных храмов, получивший название Влахернского, фундамент и пол которого сохранились до сего дня.

Тихвинская икона Пресвятой Богородицы

За 70 лет до падения Константинополя, в 1383 г., икона неожиданно исчезла из константинопольского храма и появилась чудесным образом в северных пределах Руси, в районе Ладожского озера. Её видели парящей в воздухе и, после череды кратковременных остановок, в конце концов явившейся около города Тихвина, где для неё был специально построен деревянный храм. Это чудо знаменовало собой переход особенного покровительства Божией Матери от Византии к Руси как к хранительнице чистоты православия. Греки вскоре, в 1439 г., подписали унию с католиками, признав главенство Римского папы. В результате Божия благодать окончательно отступила от Второго Рима, и в 1453 г. турки-мусульмане взяли штурмом Константинополь, покорив некогда могучую православную Восточную Римскую империю. В Москве же, наоборот, вскоре осознали особое Божие покровительство над собой и провозгласили идею «Москва — Третий Рим. Два Рима пали. Третий — Москва, а четвёртому не быть». Эта идея предполагала не гордое кичение перед прочими народами, а особую ответственность Русской Церкви и государства как хранителей чистоты православной веры. И первым символом этого нового состояния Руси стало чудесное явление иконы Божией Матери, получившей название по месту нового своего пребывания Тихвинская.

Известно, что перед этой чудотворной иконой молился великий князь Василий III о рождении сына. Его молитва была услышана, у него родился сын, ставший впоследствии великим государем московским — царём Иваном IV. С тех пор к этому чудотворному образу обращаются женщины, не могущие родить ребёнка, с просьбой к Божией Матери о рождении и здравии детей. По указанию великого князя Василия III был построен каменный храм вместо деревянного. А царь Иван Васильевич Грозный затем повелел создать при нём мужской монастырь.  

Тихвинская икона Пресвятой Богородицы
Богоматерь Тихвинская с историей ее появления, почитания и чудес, кон. XIX в.

Общероссийское почитание икона приобрела в годы Смутного времени. Заступничеством Божией Матери монастырь, созданный при храме, где хранилась святая икона, был спасён от нашествия шведов, которые на тот момент уже сумели захватить Новгород. Иноки собрались было уже бежать, но не смогли сдвинуть с места святую икону. Таким образом Божия Матерь дала понять, что это место не будет взято врагом, а останется под Её нерушимым покровительством. В 1617 г. был сделан список с этой иконы для подписания Столбовского мирного договора со шведами как гарант его соблюдения с русской стороны. С тех пор именно икона Тихвинской Божией Матери стала восприниматься как хранительница северных пределов Русского государства.

Точно так же, как когда-то этот образ покинул Византию, икона Божией Матери на 70 лет покинула русские пределы в годы безбожия. В ноябре 1941 г. советские войска оставили г. Тихвин, не эвакуировав святую икону. Она была захвачена немецко-фашистскими войсками и через г. Ригу была перевезена сначала в Европу, а затем в США. И только в 2004 г. святой образ Тихвинской Божией Матери вновь возвратился в Россию.

Тихвинская икона Пресвятой Богородицы
Богоматерь Тихвинская, ок. 1800 г.

Эта икона очень сильно напоминает собой Смоленский образ, т.к. относится к тому же иконографическому типу — Одигитрии. Отличие заключается только в небольшом наклоне головы у Девы Марии и особом положении ног у Младенца Христа, где Его правая нога заведена за левую и видна пяточка правой стопы. Такое выставление на вид пяточки не является случайным. Это напоминание пророчества, данного Господом нашим прародителям Адаму и Евве ещё в раю о том, что их Семя (грядущий Спаситель) будет поражать змея в голову, а тот будет жалить Его в пяту (Быт. 3, 15). Таким образом, это указание на Божественное достоинство Младенца Девы Марии. Младенец Христос восседает на левой руке Своей Матери, повернувшись к Ней Своим Божественным ликом и благословляет двуперстно Её и одновременно того, кто предстоит перед сей иконой. В другой руке Младенец Исус держит свиток, символизирующий Его Божественное учение, Благую весть, т.е. Евангелие.

Особенным является и одеяние Девы Марии, изображённое на Тихвинской иконе. Её нижнее платье (хитон), которое пишется голубым цветом, на этой иконе совсем не видно. Оно полностью скрывается под багряным мафорием. Скорее всего, это особый замысел иконописца, акцентирующего внимание на материнстве Девы Марии, на Её особом статусе по отношению к Богу. Никто, кроме Неё, не может обратиться ко Творцу со словами: «Сыне Мой». Поэтому и ходатайство Девы Марии перед Своим Сыном также уникально. Сын ни в чём не может отказать Своей Матери. Поэтому это символическое свидетельство о том, что молитва молящегося перед этой иконой будет обязательно услышана и исполнена.  

На службе воспевается особенное величание Деве Марии, воспоминающее чудесное шествие по воздуху Её честной иконы. Особо почитаемый образ Тихвинской Божией Матери находится в Покровском соборе Рогожской слободы.   

Поделиться: