Церковная служба, ее состав, начало и окончание

Главная Публикации Традиции Церковная служба, ее состав, начало и окончание

Темы публикаций

Церковная служба, ее состав, начало и окончание

Церковная служба какому-либо святому или празднику состоит из нескольких составных частей-чинопоследований. Всего их девять: вечерня, павечерница, полунощница, утреня, первый, третий, шестой и девятый часы и литургия. Все девять церковных служб в древности совершались отдельно одна от другой. Но, ввиду того что люди, исполняя свои житейские обязанности, не могут являться в храм девять раз в сутки к каждой отдельно совершаемой церковной службе, в настоящее время все девять церковных служб соединены в два богослужения: вечернее, состоящее из вечерни, павечерницы, утрени и первого часа, и утреннее, состоящее из полунощницы, третьего, шестого, девятого часов и литургии.

Церковная служба, ее состав, начало и окончание
Фото: Серафима Смирнова

Вечернее богослужение совершается накануне праздника, а утреннее — собственно в день праздника утром. То есть, пропуская по каким-либо причинам службу в субботу вечером, мы пропускаем большую и самую содержательную часть и попадаем лишь на малую часть службы, самую важную, но в содержательном плане самую общую. В вечернее богослужение входят стихеры, паремии, полиелеос, каноны, полностью посвященные праздничному дню, раскрывающие его историю, суть и значение. Именно вечером молящиеся прикладываются к праздничной иконе, если таковая имеется в храме. Часы и литургия — это самая важная часть службы. Но все молитвы часов и литургии повторяются из службы в службу и гораздо в меньшей степени содержат вариации.

Церковная служба, ее состав, начало и окончание
Дети на престольном празднике храма-колокольни Воскресения Христова

Вечерняя служба, равно как и утренняя, начинается с того момента, когда священник с прихожанами молится семипоклонный начал, и оканчивается также семипоклонным началом. Вопреки бытующим мнениям, в службе нет «не особо важных» частей, которые можно пропустить или отлучиться, чтобы заняться другими делами. Правила призывают нас быть одинаково внимательными ко всем без исключения моментам в богослужении.

Следует особенно отметить моменты службы, которые требуют от нас быть предельно внимательными:

1) во всяком начале любой из служб до молитвы «Прииди´те, поклони´мся»;

2) во время чтения в начале утрени шести псалмов, начинающихся словами «Сла´ва в вы´шних Бо´гу, и на земли´ мир, в челове´цех благоволе´ние» (ексапсалмы´);

3) во время чтения Апостола и Евангелия;

4) во время чтения или пения Символа веры: «Ве´рую во Еди´наго Бо´га…»;

5) во время чтения молитв «Трисвято´го» и до «Отче наш», в какой бы момент богослужения эти молитвы ни совершались, а также когда «Отче наш» поется или читается отдельно;

6) во время всех главопреклонных молитв, особенно той, которая читается священнослужителем в конце литии на всенощном бдении;

7) во время пения или чтения Великого славословия «Слава в вышних Богу»;

8) во время произнесения священником отпу´ста, который обычно начинается словами «Христо´с, и´стинныи Бог наш…», или «Го´споди, Ису´се Христе´, Сы´не Бо´жии, моли´тв ра´ди…»;

9) на божественной литургии во время пения «Единоро´дныи Сын…»;

10) во время пения Херувимской песни («Иже херуви´ми…») и совершения переноса жертвенных хлеба и вина.

Не принято ходить и во время пения клиросами «прича´стна» (указанного Уставом стиха из Псалтыря, во время исполнения которого после возгласа «Свята´я святы´м» священство причащается в алтаре и приготовляет Святые Дары для причащения молящихся), а также во время причащения мирян;

11) во время чтения акафиста Пресвятой Богородице, пространного молитвенного обращения к Царице Небесной, которое состоит из 12 частей (кондако´в и и´косов), заканчивающихся поочередно словами «Радуися, Невесто Неневестная» и «Аллилу´ия». Ака´фист читается на так называемых правильных канонах, а также, по особому уставу, на утрене в субботу 5-ю Великого поста в службе Похвалы Пресвятой Богородице.

При чтении Апостола, Евангелия, ексапсалмов, главопреклонных молитв и пении Херувимской следует наклонить голову.

Так получается, что для рядового прихожанина богослужение заключается в стоянии и внимании тому, что поют и читают в храме, его действия сведены к минимуму. Однако следует знать, как правильно себя вести в случае каждения, необходимости поставить свечу, как правильно подходить к иконе, Евангелию, кресту, брать просфору и другую святыню.

Поделиться: