Грядет час, в онь же вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия. И изыдут сотворшие благая в воскрешение животу, а сотворшие злая в воскрешение суду.
Евангелие от Иоанна, зач. 16
Погребение в храме оканчивается прощальным целованием. Сегодня не всегда есть возможность священнику провожать гроб до могилы, и обряд «предания земле» символически совершается внутри храма.
Вложив в руку покойного лист с разрешительной молитвой, священник разрывает нить, сбирающую наголовие савана, и спускает наголовие на лицо умершего. Убирает и покров, а полотно, сложенное под ним вдвое, расправляет, закрывая тело с ног до головы.
Небольшим количеством сухой земли или песка священник посыпает лежащее в гробу покрытое полотном тело, подобно тому как и возливает масло. При этом он говорит: Вся от земли,
и вся в землю посылаеши, Господи, душу раба Своего, юже прият, со святыми покой. Иначе говоря: «Все взятое от земли, то есть все тленное, смертное, ты посылаешь в землю, Господи. А бессмертную душу, которую Ты взял, упокой со святыми». Теперь священник, встав справа от усопшего, крестообразно поливает его маслом, начиная от головы. Если умерший был соборован маслом, то здесь же возливаются его остатки.
Св. Дионисий Ареопагит толкует этот обряд следующим образом: «При Крещении помазание елеем воззывало крещаемого к священным подвигам, а теперь возлияние елея указывает на то, что усопший потрудился в этих подвигах и достиг совершенства».
После этого гроб выносят из храма и несут к месту погребения. Впереди гроба принято нести Св. Крест или икону. В некоторых местах, как о том свидетельствует «История ветковской церкви», в ряд с иконой носят и освященную кутию, чтобы вкусить ее после погребения.
В древности, когда крышка и гроб делались из растесанной пополам колоды и никак не украшались, ее несли позади погребального шествия. Теперь, когда на крышке гроба нашивают Св. Крест, вполне понятным представляется обычай носить ее впереди гроба.
По давней традиции гроб провожает священник, при этом на пути делается три остановки: во дворе храма, на середине пути и на самом кладбище. При этом гроб ставят на приготовленные табуреты; икону, которую несут во главе шествия, разворачивают лицом к провожающим. Священник с кадилом возглашает сугубую ектению, еще раз призывая помолиться о покое и оставлении грехов умершего. После его возгласа Яко ты еси воскресение… поют Аминь, гроб поднимают и несут дальше с пением Трисвятого.
На могиле священник возливает на усопшего елей и после того, когда гроб уже закрыт крышкой, произнеся отпуст, читает разрешительную молитву. Затем закрытый гроб опускают в могилу, и священник, взяв лопату, крестообразно посыпает его землею с уже приведенными словами: Вся от земли и вся в землю посылаеши, Господи…
Известен неписаный местный обычай — петь над гробом умершего литию перед преданием его земле или же после этого.
Если погребение заканчивается в храме и покойный уже покрыт покрывалом и посыпан землей, после этого родным уже не следует открывать лицо усопшего. Однако если по каким-то непредвиденным обстоятельствам это все-таки произошло, то не надо отчаиваться. Некоторые несведующие люди считают, что если после посыпания землей лицо покойника открыли, его следует заново отпевать. Цель церковного погребения состоит не столько в предании тела земле, сколько в упокоении бессмертной души.
После предания земле провожающие читают тропарь Покой, Господи, душу усопшаго раба Своего… с 15 поклонами. Затем, совершив исходные поклоны (семь поклонов), люди еще раз прощаются с умершим и расходятся.
В старину и возвращение погребального шествия было чинным и душеполезным, утешительным обрядом. Люди шли по-прежнему вместе, преднеся икону, с протяжным пением догматиков, как например: Подаждь утешение Своим рабом, Всенепорочная, утоляющи лютая на ны обстояния. Тя бо едину твердо и известно основание имамы, и Твое заступление стяжахом, да не постыдимся, Владычице, Тебе призывающе, потщися на молитву Тебе вопиющих: радуися, Владычице, всем помощнице, радосте и покрове душам нашим.