Шествие с гробом к могиле и предание земле

Главная Публикации Традиции Шествие с гробом к могиле и предание земле

Темы публикаций

Шествие с гробом к могиле и предание земле

Грядет час, в онь же вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия. И изыдут сотворшие благая в воскрешение животу, а сотворшие злая в воскрешение суду.

Евангелие от Иоанна, зач. 16

Погребение в храме оканчивается прощальным целованием. Сегодня не всегда есть возможность священнику провожать гроб до могилы, и обряд «предания земле» символически совершается внутри храма.

Вложив в руку покойного лист с разрешитель­ной молитвой, священник разрывает нить, сбираю­щую наголовие савана, и спускает наголовие на лицо умершего. Убирает и покров, а полотно, сло­женное под ним вдвое, расправляет, закрывая тело с ног до головы.
Небольшим количеством сухой земли или песка священник посыпает лежащее в гробу покрытое полот­ном тело, подобно тому как и возливает масло. При этом он говорит: Вся от земли,
и вся в землю посылаеши, Господи, душу раба Своего, юже прият, со святыми покой
. Иначе говоря: «Все взятое от земли, то есть все тленное, смертное, ты посылаешь в землю, Господи. А бессмертную душу, которую Ты взял, упокой со святыми». Теперь священник, встав справа от усопшего, крестообразно поливает его маслом, на­чиная от головы. Если умерший был соборован маслом, то здесь же возливаются его остат­ки.

Св. Диони­сий Ареопагит толкует этот обряд следующим об­разом: «При Крещении помазание елеем воззывало крещаемого к священным подвигам, а теперь воз­лияние елея указывает на то, что усопший потру­дился в этих подвигах и достиг совершенства».

После этого гроб выносят из храма и несут к месту погребения. Впереди гроба принято нести Св. Крест или икону. В некоторых местах, как о том свидетель­ствует «История ветковской церкви», в ряд с ико­ной носят и освященную кутию, чтобы вкусить ее после погребения.

В древности, когда крышка и гроб делались из растесанной по­полам колоды и никак не украшались, ее несли позади погребального шествия. Теперь, когда на крышке гроба нашивают Св. Крест, вполне понят­ным представляется обычай носить ее впереди гроба. 

По давней традиции гроб провожает священник, при этом на пути делается три остановки: во дворе храма, на середине пути и на самом кладбище. При этом гроб ставят на приготовленные табуреты; икону, которую несут во главе шествия, разворачивают лицом к провожаю­щим. Священник с кадилом возглашает сугубую ектению, еще раз призывая помолиться о покое и оставлении грехов умершего. После его возгласа Яко ты еси воскресение… поют Аминь, гроб поднимают и несут дальше с пением Трисвятого.

На могиле священник возливает на усопшего елей и после того, когда гроб уже закрыт крышкой, произнеся отпуст, читает разрешительную молитву. Затем закрытый гроб опускают в могилу, и свя­щенник, взяв лопату, крестообразно посыпает его землею с уже приведенными словами: Вся от зем­ли и вся в землю посылаеши, Господи…

Известен неписаный местный обычай — петь над гробом умершего литию перед преданием его земле или же после этого. 

Если погребение заканчивается в храме и покойный уже покрыт покрывалом и посыпан землей, после этого родным уже не следует открывать лицо усопшего. Однако если по каким-то непредвиден­ным обстоятельствам это все-таки произошло, то не надо отчаиваться. Некоторые несведующие люди считают, что если после посыпания землей лицо покойника открыли, его следует заново отпе­вать. Цель церковного погребения со­стоит не столько в предании тела земле, сколько в упокоении бессмертной души.

После предания земле прово­жающие читают тропарь Покой, Господи, душу усопшаго раба Своего… с 15 поклонами. Затем, совершив исходные поклоны (семь поклонов), люди еще раз прощаются с умершим и расходятся.

В старину и возвращение погребального шествия было чинным и душеполезным, утешительным об­рядом. Люди шли по-прежнему вместе, преднеся икону, с протяжным пением догматиков, как на­пример: Подаждь утешение Своим рабом, Всенепорочная, утоляющи лютая на ны обстояния. Тя бо едину твердо и известно основание имамы, и Твое заступление стяжахом, да не постыдимся, Влады­чице, Тебе призывающе, потщися на молитву Тебе вопиющих: радуися, Владычице, всем помощнице, радосте и покрове душам нашим.

Поделиться: