Неделя о самаряныне

Главная Публикации Традиции Неделя о самаряныне

Темы публикаций

Неделя о самаряныне

Каждая из недель от дня Воскресения Христова до отдания Пасхи посвящена тому или иному случаю, открывавшему во Христе его Богочеловеческое достоинство. И апостол, который, коснувшись Его ран, воскликнул: «Господь мой и Бог мой», и мироносицы, видевшие ослепительное явление ангелов на Его живоносном гробе, и исцеленные расслабленный и слепой — все они, каждый доступным для себя способом, познали во Христе Господа и Спасителя, Повелителя естества, подобного нам человека, но при этом всецелого Бога. Вспоминаемая сегодня беседа Господа Исуса с женщиной-самарянкой у колодца близ города Сихема не сопровождалась ни чудом, ни какими-то другими явными проявлениями божественной силы, зато каждое ее слово полно глубокого смысла. И эта встреча стала для самарянки подлинным откровением, перевернувшим ее жизнь.

Неделя о самаряныне

Самаряне были народом, который принимал Моисеев закон, но не признавал исключительности храма в Иеросалиме. Они молились единому Богу в разных местах, связанных с явлением Его силы. За более чем пятьсот лет разделения самарян с иудеями возникла большая разница в обычаях, в силу чего иудеи считали самарян нечистыми отступниками, с которыми нельзя было сообщаться. Когда иудейские книжники хотели очернить Господа Исуса в глазах народа, они называли его самарянином. Со Своей стороны, Господь, желая показать ученикам, что суть угождения Богу лежит в деятельной любви, а не в формальном соблюдении предписаний Закона, рассказал им притчу о милосердном самарянине, в которой самарянин, спасший чужака-еврея, до полусмерти избитого разбойниками, оказывался более праведен и близок к Богу, чем еврейские священник и левит, которые прошли мимо израненного человека, своего соплеменника, боясь нарушить чистоту тела перед молитвой и совершением обрядов.

Итак, сегодняшнее евангельское чтение повествует о том, как Христос, устав от долгого пешего пути, присел у колодца близ города, где жили самаряне. Ученики Его отошли в город купить пищи, и Он сидел один. Когда к колодцу подошла женщина-самарянка с кувшином, чтобы набрать воды, Христос попросил ее дать Ему напиться. Женщина удивилась, что незнакомец, имея по всему вид иудея, просит у нее пить, пренебрегая тем отчуждением, которое было между обоими народами. Тогда Христос сказал ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? […] Исус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 10–11, 13–15).

Мы, христиане, понимаем, что Господь говорил о Святом Духе; но самарянка впервые слышала подобные речи и думала, что речь идет о простой воде. Тем не менее, слова незнакомца взволновали ее, и она остановилась и продолжила с Ним разговор. В дальнейшей беседе Христос показал женщине Свою прозорливость, назвав ей даже число мужчин, с которыми она жила. И самарянка, хотя и не была сведущей в Писаниях и жила не так, как подобало бы добропорядочной жене, но благодатью Святого Духа, коснувшегося в этот миг ее сердца, уверовала, что ее Собеседник послан от Бога и знает истину. «Господин, вижу, что Ты пророк», — сказала она и стала расспрашивать Господа Исуса о сути разногласий между иудеями и самарянами, из чего мы понимаем, что ее глубоко занимал вопрос об истинной вере. И Господь ответил ей: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иеросалиме будете поклоняться Отцу. […] Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и истине» (Ин 4, 21, 23–24). На это женщина сказала: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». Она хочет не просто покоряться преданиям предков и исполнять то, что принято в ее племени, но без сомнения знать волю Бога, чтобы исполнять ее сознательно, со всей преданностью и любовью. Какая в этом кричащая разница с книжниками иудеев, которые предпочитали истине обычаи старцев и выгодные им самим толкования. Первосвященники и книжники не только не верили, когда Господь говорил им, что послан от Небесного Отца, но и не хотели слышать ничего подобного, ибо признание Его Сыном Божиим потребовало бы от них полной перемены не только в их поступках, но в самой их внутренней жизни. Зато, как видим, самарянка была готова к такой перемене. Видя ее прямодушие, смирение, открытость ее сердца и чистоту ее порыва к Богу, Господь незамедлительно открыл ей истину о Себе, сказав ей и то, что Он обетованный в Писании Мессия, и то, что настало время нового служения Богу и нового братства между людьми, которое объединит истинно любящих Его из всех народов земли.

Тем временем вернулись ученики, и женщина удалилась в город. В волнении она оставила свой кувшин, почувствовав, что ей открылось нечто намного более важное, чем все ее бытовые заботы. Она не стесняясь говорила об этом горожанам, которых встречала на пути, и самаряне, тоже покинув свои повседневные труды, вышли навстречу Исусу. Евангелист пишет: «И многие самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала» (Ин. 4, 39). Они пригласили Господа побыть у них и два дня слушали Его поучения, а после этого сказали женщине: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4, 42)

Церковное предание говорит, что самарянка, которую звали Фотинией, после встречи со Спасителем сделалась его ученицей и спустя много лет, в царствование Нерона, пострадала мученически за христианскую веру вместе со своими пятью сестрами и двумя сыновьями.

Здесь надо вернуться немного назад, к словам, которые сказал Спаситель ученикам, когда они вернулись. «Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их» (Ин. 4, 35–38).

Случай с самарянами и был тем знаком, по которому ученики Христовы могли понять, насколько созрела для жатвы духовная нива. Трудившимися, сеявшими Христос назвал пророков и патриархов, которые веками трудились, возделывая грубую, подобную иссохшей почве, душу народа, приводя его к почитанию единого Творца неба и земли и послушанию Его заповедям. Но, как бы ни трудился пахарь и сеятель, урожай будет хорош только при благовременном содействии солнца и дождя. Так и духовная нива созрела тогда, когда пришло в мир Само Праведное Солнце, Единородный Сын и Слово Божие. Под Его живоносными лучами побелели нивы человеческих душ, и содействием и помощью Святого Духа апостолы смогли совершить свою духовную жатву, понеся слово Его Святого Евангелия во все края земли.

«Множество зерен из того урожая было разбросано и посеяно по всему кругу земель, и растет другой урожай, который будет собран в конце века, — пишет, комментируя слова Спасителя, блаженный Августин. — Сказано об этом урожае: ,,Сеявшие слезами радостию пожнут” (Пс. 125, 5). И на эту жатву будут отправлены уже не апостолы, но Ангелы (Мф. 13, 39). […] Этот урожай растет среди плевел и ждет, чтобы быть очищенным в конце веков. Та же нива, куда были прежде посланы ученики и где прежде них потрудились пророки, уже созрела. […] Они совершали труды свои в разное время, но одинаково будут наслаждаться радостью и вместе в качестве платы получат жизнь вечную» (Толкование на Евангелие от Иоанна. Рассуждение 15-е).

В ожидании этой последней, ангельской, жатвы будем непрестанно бодрствовать духом и молить милосердного Господа нашего, да не предаст нас вместе с плевелами в пищу вечному огню, но да соберет нас, как свою добрую пшеницу, в житницы Царствия Небесного.

На великой вечерне, на «Господи возвах», стихера, глас 1-и

Ко источнику прииде источникъ чюдесъ въ шестый часъ, Еввинъ уловити плодъ: ибо Евва въ той изыде изъ рая, прелестию змиевою. Приближи бо ся самаряныня почерпсти воду, юже видевъ Спасъ рече: даждь Ми воду пити, и Азъ воды текущия насыщу тя. И во градъ текши, целомудренная, народомъ возвести абие: приидите видите Христа Господа, Спаса душамъ нашимъ.

На стиховне, стихера, славник, глас 8-и

Егда явися во плоти, Христе Боже, неизреченнымъ смотрениемъ, услышавши самаряныня слово Твое, Человеколюбче, оставивши почерпало у студенца, и тече глаголющи сущимъ во граде: приидите видите Сердцеведца, еда убо Сей есть ожидаемыи Христосъ, имеяи велию милость.

Поделиться: