С любовью к традиции. Хор Покровского храма г. Ржева

Главная Публикации Традиции С любовью к традиции. Хор Покровского храма г. Ржева

Темы публикаций

С любовью к традиции. Хор Покровского храма г. Ржева

История ржевского хора не оставила особо ярких следов: не было записей на грампластинках, выступлений на известных общественных площадках, не прославились на весь мир ржевские рукописи с местной напевкой. Но для того, кто заинтересуется традицией этого хора, откроется немало удивительного. Во Ржеве и его окрестностях были и сохранились по сей день характерные для этих мест напевки. Сравнительно недолго, но все же существовала здесь очень сильная певческая школа, которая позволила в течение советского времени сберечь певческие особенности сих мест, интерес и любовь прихожан к пению. И за эту любовь, свидетельствовавшую о вере, порой приходилось платить дорогой ценой: со спевок уводили на допросы, за обучение пению обвиняли в растлении молодежи. В те времена, когда кому-то «песня строить и жить помогала», церковное пение старообрядцам-ржевитянам помогало выживать среди безбожия, переживать репрессии и фашистские бомбежки.

С любовью к традиции. Хор Покровского храма г. Ржева
Хор Покровского храма Ржева

О жизни и деятельности Ржевского хора мы узнаем из старообрядческой периодики XX века. В многочисленных материалах отражены не только события радостные (праздники, строительство храмов, школ и т.д.), но и печальные (постигшие людей несчастья, связанные с арестами, допросами, закрытием храмов и т.д.) или повседневные (вечера пения и встречи молодежи и т.д.). Исходя из сообщений прессы тех лет, можно сделать вывод об уровне развития приходов, старообрядчества в целом и Тверской области в частности. Делопроизводственная документация общин несет информацию о том, в связи с чем выдавалась певцам премия и в каком размере. Выплачивалась ли зарплата и кому. Да и просто из этих списков можно увидеть, кто входил в число хора. Так, например, известно, что в 1950-е годы многие горожане обращались в Покровский храм за совершением различных треб. Дело в том, что после войны в городе остался только один храм —  старообрядческий. И своды именно этого храма объединяли радости и печали как всех старообрядческих согласий этого города, так и последователей реформированной новообрядческой церкви. Чтобы свечку поставить и помолиться, все собирались в стенах Покровского храма. Был создан график, по которому каждый день кто-то из церковного причта приходил в храм помогать совершать требы и отвечать на вопросы. Было много крещений, отпеваний, панихид, и причт иногда получал за это денежное вознаграждение.

Во Ржеве до войны численность хора доходила до 63 человек, взрослых с детьми, а к моменту поставления иерея Евгения Чунина во Ржев, в 1989 году, от былого мощного хора оставалось не более десяти престарелых певцов.

Имена на страницах истории

С 1911 по 1932 годы Петроградско-Тверская епархия находилась под попечением епископа Геронтия (Лакомкина). Это период наивысшего расцвета ржевского хора Покровского храма. До этого, будучи ещё священником, владыка Геронтий создал знаменитую певческую школу в селе Стрельниково (Костромская губерния). Он выработал свою технику преподавания и развития певческих традиций среди молодежи. Выпускники этой школы продолжали развиваться в том же направлении. Более подробно деятельность этой школы исследует Н.Г. Денисов [1]. Позже, окормляя Петербургско-Тверскую епархию, епископ Геронтий уже не участвовал лично в спевках, но наставлял иереев в епархии и продолжал поддерживать развитие певческих традиций как в Петербурге, так и во Ржеве самыми разнообразными способами. Известно, что владыка Геронтий заказал пошив одинаковых платьев в качестве церковной одежды для клирошанок, а иерея Андрея Попова за неустанный труд на церковной ниве, в том числе и в развитии пения, возвёл в протоиереи.

В городе к 1910 году было семь старообрядческих общин. Из них три приемлющих окружное послание — так называемых окружников и четыре неприемлющих, т.е. неокружнических. Окружники и неокружники в молитве не общались. Более того, у неокружников с пением и с уставом дела обстояли сложнее. Поэтому после освящения храма в 1910 году клироса наполнились певцами из других двух окружнических старообрядческих храмов города: Покровского и Троицкого. Первым, кто занялся хором в Покровском храме профессионально, был отец Андрей.

Протоиерей Андрей Попов, настоятель ржевского Покровского старообрядческого храма в период с 1920 по 1942 гг., создал многочисленный хор серьезного уровня подготовки.

«В обычные дни и небольшие праздники церковный хор размещался на клиросах, и уже к началу службы клироса были почти заполнены. Тот, кто желал петь в церковном хоре, должен был относиться к этому делу со всею серьезностью; опоздание к началу службы без уважительной причины считалось недопустимым. А в великие — Господские и Богородичные — праздники объемный, могучий, согласный звук заполнял все пространство храма. Хор Покровской церкви был таким многочисленным, что в эти дни певчие размещались не только на клиросах, но и наверху — на просторных хорах» [2], — вспоминает о периоде расцвета Ржевского хора дочка настоятеля храма о. Андрея Попова.

Кроме собственной певческой методики отец Андрей основал братство и воскресную школу, но хору он уделял всегда особое внимание. К каждой службе готовились заранее, священник распределял, кому что читать и петь и в какой последовательности. В церкви регулярно и особенно к большим праздникам проводились спевки. Певчие были разделены на группы: младшие и старшие. Занятия с группами проводились раздельно. Со старшими занимался сам настоятель, а с младшими занималась регент Валентина Цыбина. К этим занятиям отец Андрей вместе с Я.А. Богатенко разработал систему уроков [3]. Каждый урок знаменного пения настоятель сам художественно оформил на отдельном большом листе синего картона. Это было красиво и наглядно. Очень большой труд. Впоследствии эта методика преподавания была оценена музыковедами как углубленный подход к изучению [4].

Значимы труды, вложенные в хор Покровской церкви регентом Валентиной Яковлевной Цыбиной. Она происходила из старинногоржевского купеческого рода. Некогда семья Цыбиных владела мастерской ковровых изделий, и все члены семьи были прихожанами Покровской церкви. Сама Валентина Яковлевна оставалась девицей, была членом церковного Совета, прекрасно знала крюковое пение, имела тонкий слух, звонкий голос и хорошие организаторские способности. Свои знания она передавала в первую очередь младшим. Также известно, что была она очень требовательна к певцам.

На другом клиросе регентовала Катя Куричкова, соратница Валентины Яковлевны. Она от рождения была почти слепа. Однако, благодаря тонкому музыкальному слуху, слыла большим знатоком церковного пения и виртуозно руководила клиросом на слух и по памяти.

Яков Алексеевич Богатенко, по мнению исследователя старообрядчества Е.А. Агеевой, является «старообрядческим Леонардо да Винчи» [5]. Елена Алексеевна Агеева оценивала его как изографа, иконописца, но не меньший вклад он сделал и для обучения знаменному пению. Его статьи и наставления для певцов всего старообрядчества до сих пор актуальны. То, что руководители хоров понимали в начале XX в., сейчас нужно изучать снова. Слова Богатенко становятся для певцов вещими каждый раз, когда они забывают, как именно нужно хранить певческую традицию.

И.Д. Долгополов,прихожанин Покровского храма, чтец и законоучитель в церковно-приходской школе в «Покровском доме» [6] и учитель пения. В последние годы жизни был поставлен в священники и сдужил в деревне Матюково [7]. В журнале «Церковь» осталось упоминание о том, что он приезжал на выпускные экзамены к своим ученикам в церковно-приходскую школу при Покровском храме. В своем новом приходе он основал сильный хор, о котором также осталось упоминание в журнале «Церковь».

Василий Иванович Иголкин, сын настоятеля Троицкого храма в городе Ржеве иерея Иоанна Иголкина, проводил занятия по пению с молодежью. На тот момент (начало XX века) в городе было восемь больших и маленьких старообрядческих общин. Молодежь из разных общин общалась между собой, собираясь по вечерам в Троицком храме, расположенном в нескольких кварталах от Покровского храма. Там для них проводились спевки и беседы на волнующие молодежь темы. Активная деятельность настоятеля привлекла внимание полиции, в результате чего участники этих встреч были вызваны на допрос, а на организатора этой деятельности было заведено уголовное дело. Следственная документация — это еще один, очень важный, исторический источник. Юные певцы под надзором военных заполняли анкеты и отвечали на их строгие вопросы.  Были допрошены дети от 9 до 14 лет и их родители [8].

Так, 15-летняя Надя Глушкова ответила: «…Что касается гражданина Иголкина, знаю его, так как хожу петь в Троицкую старообрядческую церковь уже второй год. Этому пению учил Иголкин Василий Иванович. В настоящее время нас никто не обучает».

Присутствуют и показания некоторых родителей. Вот что сказала следователю Мария Кудряева, мать 12-летней Агриппины: «О том, что моя дочь учится пению, я знала, но мер к тому, чтобы не ходила петь, не принимала. Наоборот, посылала в церковь молиться и петь, лишь бы не ходила попусту на улицу. Учил мою дочь В. Иголкин без всякой платы».

Суд по делу состоялся 16 августа 1929 года. В. Иголкин был признан виновным в религиозном обучении подростков. Его приговорили к одному году принудительных работ. Кроме того, суд счел необходимым возбудить ходатайство перед соответствующими органами, в частности прокуратурой, о ссылке Иголкина.

Василий Иванович обращается с кассационной жалобой в ржевский окружной суд. Он указывает, что «обучения культу» не было: «Я, в сущности, являлся бесплатным регентом, управляя хором из любви к искусству». Иголкин напоминает, что служил добровольцем в рядах Красной армии, воевал на фронтах Сибири и под Пермью, сражался под Петроградом с Юденичем, тем самым доказав преданность Советской республике. Просит приговор отменить или смягчить. Кассационная инстанция оставила приговор без изменения. Десятки лет потом хор будет жить на том потенциале, который увидели и развили отец Андрей Попов и Василий Иголкин.

Стремление к былым достижениям и поиск новых путей

После упокоения о. Андрея хор на долгое время остался «без присмотра» — не было человека, который искренне переживал бы за совершенствование певческих навыков и о передаче их новому поколению. Сегодняшний настоятель Покровского храма протоиерей Евгений Чунин рассказывает об этой странице истории так: «Традиция и умение петь сосредоточились в узкой группе клирошан. Они, обладавшие знаниями и владевшие традицией, обособились от остальных прихожан». Знания, полученные от Валентины Цыбиной и от о. Андрея, больше никому не передавались. Была нарушена система смены поколений на клиросе, никто из оставшихся певцов не взял на себя ответственность руководителя, хотя все были очень хороши в пении. Хор не пополнялся, в эти годы молодёжи было очень мало, и даже те молодые кадры, которые были, не получали подготовки. Со временем те, кто «знал и умел» мало-помалу уходили из жизни: голод и болезни, репрессии, война…

С любовью к традиции. Хор Покровского храма г. Ржева
Ржевский хор на выступление в Неделю свв. жен-мироносиц, 2017 г.

Новый виток певческой деятельности наступил при протоиерее Евгении Чунине, настоятеле Покровского храма во Ржеве с1989 г. и до настоящего времени. Он подхватил поредевший за годы репрессий и оккупации хор, который на момент назначения о. Евгения настоятелем на этот приход, сократился с 63 певцов «Андреевского» хора до 19 престарелых клирошан и диакона. Началась работа по «реставрации» хора. Впервые после гибели о. Андрея началась работа по привлечению новых кадров. Те, кого научил искусству пения ещё отец Андрей Попов, на протяжении 47 лет сохраняли, но не распространяли эту традицию. Даже их дети не прикоснулись к этой стороне культуры старообрядчества. Печальную ситуацию предстояло изменить соратникам о. Евгения.

Время настоятельства о. Евгения отличается сменой как руководителей хора, так и подходов к изучению пения. Первой на проблему угасания клироса обратила внимание Варвара Даниловна Андреева, она собрала всю молодежь в возрасте от 10 до 14 лет. На спевках собиралось порядка 10 человек. Упор больше делался на чтение и немного на пение. Сейчас большая часть из обучившихся тогда остаются прихожанами нашего храма.

Спустя несколько лет сестра Варвары Даниловны матушка Ирина Чунина начала готовить новую группу еще более юных певцов 5–7-леток. Изучение начали с чина вечерни, и детям стало интересно приходить к началу службы, чтобы пропеть то, что они теперь знают. Чтобы они меньше уставали, приходилось чередовать задания от сложного к легкому и наоборот. За три недели разучили вечерню, затем за месяц разучили «Хвалите имя Господне» с различными величаниями и т.д. В конце спевки всегда повторяли пройденный материал. И как говорила своим ученикам матушка: «Вас могут ночью разбудить, а вы должны спеть лесенку без запинки». Чтобы заинтересовать детей, придумывались разные конкурсы и контрольные по пению. Этот «выпуск» был более удачным, матушка воспитала будущих уставщиков и регентов, которые спустя 8 лет возглавили ржевский хор.

С любовью к традиции. Хор Покровского храма г. Ржева
Детская группа хора прихода г. Ржева, 2012 г.

Матушку Ирину сменил её сын Герман Чунин. Теперь с детьми были разучены «Хвалите Господа с небес» и многие другие не слишком редкие песнопения. С 2005 года хор начал выступать на Вечере духовных песнопений в Москве.

Свое первое выступление в Москве на вечере духовных песнопений в 2005 году участники детского хора вспоминают так:

«Это было не только первое выступление для нас как для детского хора. В истории рогожского Вечера духовных песнопений в Москве это был первый детский хор. На следующий год уже приехал нижегородский детский хор, присоединился к участию московский. И было приятно ощущать, что нас, юных хранителей традиции, много».

В детской памяти остались программа того вечера и даже расстановка людей на выступлении:

«Нас тогда приехало три хора: женский, мужской и детский. Расстановка хоров на выступлении была запланирована таким образом, чтобы дети стояли между двумя взрослыми хорами. У нас был свой маленький аналой и маленький руководитель. Благодаря такой расстановке дети были всегда под надзором и глаза от страха не разбегались. Старшие — рядом».

«Наша программа делилась на три части, по количеству частей хора. Включение хоров в выступление также чередовалось. Я помню, мы выступали тогда в Покровском соборе и три наших хора стояли за правым клиросом: дети в центре, а вокруг взрослые. Запевал Саша Гладышев, у него был самый звонкий голос из нас, ему было тогда 5 лет. Помню, как сейчас, какая была тишина, когда детский голос как будто разрезал воздух в храме. И такой же нежный детский хор ответил ему песнопением. Сразу после этого раздался топот, все у кого были фотоаппараты и диктофоны, направились в сторону этого голоса. Но мы стояли в центре, и нас было не видно».

В 2010 году всем хористкам были заказаны одинаковые церковные сарафаны. Со взрослым женским хором в это время занималась Анна Васильевна Чунина. В 2013 году она освободила этот пост по причине переезда на новое место служения своего супруга о. Германа Чунина. Через год другому преподавателю Анне Евгеньевне Чуниной также пришлось по семейным обстоятельствам оставить хор. Должность воспитателя подрастающих певцов перешла ко младшей дочери о. Евгения Валентине Чуниной. Она вспоминает это так:

«В 2014 году, когда моя сестра Анна вышла замуж и оставила отчий дом, стало некому руководить женским хором. Меня никогда не готовили к этому специально. Всё, чему я научилась, результат проб и ошибок. Певцов в хоре было много, но не было таких, кто мог бы руководить, пришлось всё брать в свои руки».

Певцов на клиросах было достаточно, но каждый из них не был самостоятельным в плане церковного пения — без руководителя литургию было бы не спеть.

С этого времени Валентина начала разрабатывать свою программу занятий, было изучено много литературы по теме, прошло много консультаций с опытными певцами и головщиками. Внимательно следили за практикой уже известных в это время старообрядческих хоров. Впервые за долгое время хор посягнул на большее, чем попадание в тон и знание крюков. Целью спевок стало слитное звучание хора. Вместе с руководителем певцы начали осваивать особенности звучания каждого голоса и всех вместе. За четыре года упорной работы появился первый результат, который был виден на Вечере духовных песнопений в Московском доме музыки в 2019 году.

Валентина Чунина отмечает:

«Там хористы сами почувствовали, что они могут петь поистине ,,едиными усты и единым сердцем”. Часто слова одобрения от руководителя не значат для них достаточно много, поэтому нужны такие выступления, чтобы певцы сами смогли услышать себя и сравнить с лучшими голосами старообрядчества».

За эти шесть лет для спевок приезжали певцы даже из прилежащих городов и деревень. Каждый певец самостоятельно учился разбираться в крюках. У каждого появилась своя знаменная азбука. Руководитель распечатывал стихеры и выдавал каждому на неделю. Хористы расписывали дома каждый крюк по солям, и если были вопросы, то они писали и звонили руководителю. Через неделю на спевке обсуждали результаты, ошибки и пели. Тренировались брать чисто ноту, правильно дышать, начинать вместе и мное другое.

С любовью к традиции. Хор Покровского храма г. Ржева
Ржевский хор на выступление в Неделю свв. жен-мироносиц, 2019 г.

Для начала очень важно было всем привить любовь к пению, поэтому регент готова была отвечать на сообщения практически круглосуточно. Благодаря вопросам хористов совершенствовалась в пении и она сама. Распечатки знаменных стихер брала с собой в университет и расписывала по солям во время перемен или если раньше освобождалась с пар. И так делал каждый хорист.

Спустя шесть лет таких занятий многие из участников уже сами могли руководить хором. На спевках им не было дано никаких исключительных знаний о крюках, только методика, а всё остальное — их личное усердие. На протяжении шести лет хористы преодолевали свои слабости и незнание. И по сей день три хора: мужской, женский и детский — прилагают усилия к сохранению старообрядческой певческой традиции во Ржеве.

От былого Андреевского хора сегодня остались лишь некоторые напевки, которые пока что не зафиксированы полностью. «Тело Христово», ирмос «Всяк земен» и «Всяко дыхание» третий раз со взводом — это самое используемое в наши дни, особенно по праздникам. Есть и записанные на полях храмового Обихода и Обедницы традиционные мелодии, которые раньше звучали, но в наши дни практически не используются.

Ржевский хор не записал свой диск и редко принимает участие в концертах, но растет, обновляется и изучает знаменное пение. На примере этого хора можно сказать, что развитие певческого коллектива прекращается в тот момент, когда традиция замыкается в узком кругу и в хоре не появляются новые певцы.

Следует заметить, что у этого хора не было постоянно сложившегося коллектива, не было постоянного репертуара. Не отличился хор и яркой концертной деятельностью. В разное время руководители ставили разные цели: улучшение звучания, изучение теории или что-то другое. Но одно оставалось неизменным — сохранить и передать другим любовь к церковному пению. Это чувство любви уже объединяло поколения, стирало расстояния и преодолевало время.

В заключение хочется привести слова известного исследователя старообрядческого пения Н.Г. Денисова: «Любое явление в культуре старообрядцев не самоценно; главное в церковной жизни — это моление Богу, сохранение веры. Культура и искусство в меру своих возможностей служат этой цели и носят прикладной характер» [9].


Источники и сноски

  1. Денисов Н.Г. Старообрядческое церковное пение. Б.м. 2015 // Алтайский старообрядец [Электронный ресурс]. URL: https://altaistarover.ru/articles/znamenny-chant/91-staroobryadcheskoe-tserkovnoe-penie-denisov (дата обращения: 21.03.2020).
  2. Гакина А.А. Покровский храм и его настоятель: [Воспоминания] // Ржевская правда. 1998. 16 июня (№68); 23 июня (№71); 25 июня (№73); 7 июля (№77); 9 июля (№78). (Также опубл. в сб-ке: Духовные ответы. №10. М.,1998. С. 61–82.)
  3. Сейчас азбука находится в ГАТО (Государственный архив Тверской области).
  4. Волоскова М. Отец Андрей // Быль нового Ржева. [Электронный ресурс]. URL: http://newrzhev.ru/social/item/8715-otets-andrej (дата обращения: 09.09.2020).
  5. Агеева Е.А. Старообрядческая семья Богатенковых. Опыт любви, воспитания и сохранения традиций на переломе времен. Б.м. 2014 // Русская вера [Электронный ресурс]. URL: https://ruvera.ru/articles/staroobryadcheskaya_semya_bogatenkovyh (дата обращения: 09.09.2020).
  6. Город Ржев, ул. Калинина, д. 60.
  7. Волоскова М. Деревня Матюково и ее старообрядческий храм // Русская вера. [Электронный ресурс]. URL: https://ruvera.ru/articles/derevnya_matyukovo (дата обращения: 09.09.2020).
  8. Костин В. 1929 год: дело В. Иголкина, сына священника // Быль нового Ржева. [Электронный ресурс]. URL: http://newrzhev.ru/history/item/1230-1018 (дата обращения: 09.09.2020).
  9. Денисов Н.Г. Старообрядческое церковное пение. Б.м. 2015 // Алтайский старообрядец [Электронный ресурс]. URL: https://altaistarover.ru/articles/znamenny-chant/91-staroobryadcheskoe-tserkovnoe-penie-denisov (дата обращения: 21.03.2020).