Рукоположение священника

Главная Публикации Традиции Рукоположение священника

Темы публикаций

Рукоположение священника

Поделиться:

Хиротония священника бывает на литургии. Рукополагаемый служит на ней, исполняя обязанности архидиакона: читает Евангелие, приняв благословение, и во время великого выхода несёт на голове Божественного Агнца, как бы завершая диаконское служение.

Рукоположение священника
Иерейская молитва на амвоне

Когда Божественные Дары перенесены на престол и накрыты покровом (воздухом), назначенный к рукоположению проводится диаконами и поставляется напротив царских врат — до этого момента он все ещё диакон, сопровождаемый равночинными ему. Диаконы передают поставляемого в руки священников внутрь алтаря. В сопровождении священников он трижды обходит престол.

«Вступая таким образом в священный лик ангелов, он для того совершает это обхождение трижды, чтобы прославить Троицу. Этим он также призывает святых мучеников, как и сам подвизавшийся во Христе и потрудившийся в жизни ради Христа. Наконец, таким образом прославляется Христос — похвала апостолов и веселие мучеников, которые проповедовали Троицу Единосущную, Она же Сама прославляет всех».

блж. Симеон Фессалоникийский

Трижды обойдя престол, священники подводят поставляемого к архиерею. Архиерей запечатлевает главу поставляемого, тем самым начиная рукоположение. Будущий священник поставляется на колени и склоняет голову на престол. Епископ возложив ему на голову руку, имеющую дар сообщать Божественную благодать священства и уподобляющуюся вседействующей и всесильной, всеохраняющей и всепромышляющей Деснице, призывает Божественную благодать и из диакона производит поставляемого в пресвитера.

Затем, помолившись, да снидет благодать Духа на рукополагаемого (в то время как все трижды поют: «Кирие элейсон»), епископ снова трижды запечатлевает главу посвящаемого.

После первой молитвы и возгласа после прошений, следует вторая молитва и возглас после прошений. По окончании их епископ поднимает рукоположенного от престола. Это действие символизирует Божественное восшествие от низшего к Божественнейшему и высшему.

Затем архиерей поочередно преподносит новопоставленному части облачения.

Сначала архиерей переносит орарь с левого плеча священника на правое, передвигая заднюю часть ораря вперёд — так образуется епитрахиль. В сане диакона он мог только служить при Таинствах, отныне его служение более совершенно, на нем лежит большая обязанность и попечение. Епитрахиль означает благодать, а также благое иго священства. Надевая епитрахиль на рукополагаемого, архиерей произносит: «Достоин» (или по-гречески «аксиос») — свидетельствуя перед всеми, что рукополагаемый достоин атрибутов священства.

Затем священнику надевают фелонь — белую, без рукавов, одежду, покрывающую всё тело.

«Она без рукавов потому, что изображает вретище, в которое был облечён Спаситель, когда ругались над Ним», — отмечает блаженный Симеон.

Все происходящее до этого момента совершается при открытых царских вратах. С этого момента врата закрываются, священник почи до самого причащения стоит сбоку от престола.

Когда архиерей благословит и совершит Святые Дары призыванием Святаго Духа, тогда рукоположенный пресвитер опять призывается к нему. Взяв второй освящённый Хлеб правой рукой, архиерей даёт его рукоположенному, сложившему руки крестообразно в знак Божественного страдания и того, что руки распятого Господа пригвождены были за нас. Архиерей говорит: «Приими сей залог и сохрани его до Пришествия Господа, ибо Он востребует его от тебя».

Поцеловав руку епископа, отходит с Хлебом ко престолу и, положив руки с Хлебом

Далее, после преклонения главы и молитвы: «Вонми, Господи Исусе Христе», — иерей призывается опять, несёт Божественный Хлеб и полагает его на дискосе, так как пришло время возношения Святых Даров.

Тогда иерарх возносит и сей Хлеб, и лежащий на дискосе Хлеб Божественный, ибо они — единое Тело Христово. И раздельно, как установлено, совершает таинственное соединение в Чаше Тела и Крови и приобщение.

В этот день новопоставленный причащается прежде прочих священников ради обновления в нем Святаго Духа. Когда приобщится Святейших Тайн то принимает чашу и преподает остальным священнослужителям Божественную Кровь.

Завершает литургию новопоставленный уже как священник, выходя в храм для заамвонной молитвы.

Рукоположение священника
Иерей Георгий Яровой на заамвонной молитве

Затем, принимая на всё благословение от архиерея, в течение седмицы ежедневно совершает литургию по уставу, чтобы научиться своему делу и чтобы священнодействие продолжалось непрерывно в течение семи дней, означающих символически всю земную жизнь нашу, и дабы, совершив служение в теперешней жизни, достигнуть небесного бесконечного священнослужения и непосредственного общения со Христом. При этом, как получивший великий духовный дар, он должен, по числу даров духовных, в течение стольких же дней непрестанно совершать дела благодати, как уже сказано ранее.

Поделиться: