Рожество святителя Николы Чудотворца и явление его Великорецкого образа

Главная Публикации Традиции Рожество святителя Николы Чудотворца и явление его Великорецкого образа

Темы публикаций

Рожество святителя Николы Чудотворца и явление его Великорецкого образа

Будущий великий святитель Христов родился в приморском городе Патара провинции Ликия в Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна, знатные и богатые горожане, были ревностными христианами. Долгое время по Божиему промыслу они были бесплодными, но многими молитвами и милостыней умилостивили Господа, и Он дал им святое чадо, которое они обещали посвятить Богу. Когда их долгожданный сын родился, Феофан и Нонна решили крестить младенца безотлагательно. Во время этого церковного таинства произошло первое чудо младенца Николы: он простоял на своих ножках в купели, никем не поддерживаемый, в течение трёх часов: так будущий служитель Святой Троицы прославил Её ещё своём в младенчестве.

Рожество святителя Николы Чудотворца и явление его Великорецкого образа
Образ святителя Николы с житием в руках священника. Великорецкий крестный ход. Фото: Александр Говоров

Имя Никола (по-гречески: Николаос) означает «победитель народа». И воистину Чудотворец Никола всех побеждает и привлекает к Богу своею любовью.

С раннего детства младенец рос постником и воздержником: он питался молоком только из правой груди матери, по средам же и пятницам отказывался от молока до наступления ночи.

Родители воспитывали своего единственного сына в любви к Богу и ближним, в истинном христианском благочестии. Он получил прекрасное образование, по благодати Божией опережая в учении своих сверстников. Достигнув юношеского возраста, святой Никола положил себе за правило сохранять целомудрие. Он не просто избегал бесед с женщинами, но удерживал свои очи от взгляда на них. Никола всячески воздерживался от празднословия и пустошных бесед, предпочитая им молитву, чтение Святого Писания и посещение Божией церкви, где он готов был проводить дни и ночи.

Дядей юного Николы был епископ города Патары, носивший то же имя. Наблюдая за телесным и духовным возрастанием племянника, старец духовными очами прозревал его великое предназначение. Он уговорил родителей отдать Николу на службу в храм Божий. Родители, помнившие о своём обете, не стали препятствовать. Юный Никола стал церковнослужителем, а потом был рукоположен и в священнический сан. Дядя его, епископ Патарский, в проповеди после его рукоположения, обращаясь к народу, пророчествовал о нём такими словами: «Я вижу новое солнце, восходящее над землею и являющее собою милостивое утешение для скорбящих. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь его у себя пастырем, ибо сей добре упасет души заблудших, пропитает их на пажити благочестия и явится милосердым помощником в бедах и скорбях».

Это пророчество и делом исполнилось на святом Николе: и в презвитерском сане, и потом в сане архиепископа он был обильным источником утешения и милостыни всем «труждающимся и обременным», всем алчущим и жаждущим, заступником всех невинно обижаемых и незаконно казнимых. И при жизни, и после кончины, последовавшей около 334 года, святитель совершал многочисленные чудеса, достойные великого удивления и похвал. На всяком месте и во всякое время те, кто обращается с молитвою ко святителю Николе, получают помощь и утешение. Не случайно этот святой стал одним из наиболее любимых и почитаемых на Руси Божиих угодников.

В день Рожества святителя Николы в 1383 году, в правление великого князя Димитрия Донского, при митрополите Московском и всея Руси Пимене, произошло обретение чудотворного Великорецкого образа святого. Неизвестно, кем и когда эта икона свт. Николы в житии (то есть с житийными клеймами вокруг центрального образа) была оставлена в пустынном месте — в «диком лесу» у реки Великой, в окрестностях Вятки, на высокой горе. В то время христиане только еще обживали Вятскую землю, где часто подвергались нападениям языческих племён (вотяков, черемисов).

Обретение образа произошло так. Некий благочестивый христианин по имени Симеон Агалаков, житель деревни Крутицы, проходя по лесу на берегу реки Великой, увидел в стороне от своего пути между деревьями яркий свет, как бы от множества светильников. Напуганный, он не осмелился приблизиться к источнику света, но продолжил свой путь. Возвращаясь в тот же день обратно, он снова увидел на том же месте такой же свет, который неодолимо влёк его к себе. Осенив себя крестным знамением и возложив всю надежду на Христа, селянин пробрался через лесные заросли, в благоговении подошёл к чудесному месту и увидел небольшой источник воды, при котором стоял образ святителя Николы, свет же исчез. Симеон с трепетом взял явленную икону и принёс её в свой дом, никому об этом первоначально не поведав.

Однако такому источнику чудес не подобало быть скрытым, будто светильнику под спудом (Мф. 5, 15). В том же селе жил некий Иоанн, двадцать лет пролежавший в болезни: обе ноги его не почти двигались. И ночью явился ему в сонном видении сам святитель Никола и повелел идти в дом к Симеону и приложиться с верою к явленной иконе, чтобы исцелиться. Тотчас у больного прибавилось сил. Поддерживаемый родственниками с обеих сторон, с огромным трудом дошёл он до избы Симеона, пал ниц пред иконою святителя Николы и долго со слезами молился об исцелении. Потом, встав на ноги и облобызав чудотворный образ, получил совершенное исцеление. Известие о чуде разнеслось по всей деревне. Жители села построили часовню на месте обретения Великорецкого образа святителя Николы, куда и поместили икону. С тех пор от нее стало происходить множество знамений и исцелений. Позже вместо часовни была возведена церковь, в которой хранилась чудотворная святыня.

Несколько раз на село и церковь совершали набеги дикие племена язычников. Тогда чудотворная икона была перенесена в город Хлынов, более защищенный от набегов. Но раз в год святой образ приносили на прежнее место, где он был обретён, а затем возвращали назад. Так было положено начало знаменитому Великорецкому крестному ходу.

Сотни чудес происходили по молитвами не только перед самим явленным образом, но и перед его списками. Так, в Николином Маркушевском монастыре велась книга, куда записывали чудеса, происходившие от списка Великорецкого образа святителя Николы. В XVI–XVII веках было записано 194 таких чуда…

По некоторым сведениям, явленный Великорецкий образ святителя Николы находится в Никольской надвратной церкви Успенского Трифонова монастыря на Вятке.

Великорецкий крестный ход и поныне ежегодно совершается старообрядцами на Вятской земле. Он собирает христиан из разных уголков России и зарубежья.

Святителю Христов Николае, моли Бога о нас!

Поделиться: