Рожество пресвятой Богородицы — непереходящий двунадесятый праздник. Хотя о рождении Девы Марии в Священном Писании ничего не говорится, но никто не станет оспаривать сам факт этого события. Тем не менее, Ветхий Завет наполнен множеством прообразов, говорящих не только о грядущем рождении Спасителя мира, но и о Его Матери. Это и лестница, приснившаяся Иакову, и купина (куст), из среды которого Моисею говорил Господь, и расцветший жезл Ааронов, и врата из пророчества Иезекииля и др.
Родители Девы Марии святые и праведные Иоаким и Анна были из царского и первосвященнического родов. Будучи по происхождению знатного, но обедневшего рода, они вели праведную жизнь, омрачённую одним обстоятельством: у них не было детей. Не иметь детей в ветхозаветном Израиле считалось плохим знаком. Каждый израильтянин стремился оставить потомство в Израиле, чтобы, если не он сам, то его дети смогли бы послужить приходу ожидаемого Мессии. Если же человек не имел детей, то это означало, по всеобщему убеждению, наличие у него тяжких грехов, за которые Господь и наказывает отсутствием потомства.
Священное Предание рассказывает нам о том, как однажды праведный Иоаким, принеся жертву в храм на праздник Обновления, был публично оскорблён первосвященником Иссахаром, отказавшимся принимать у него жертву, ввиду мнимой греховности из-за отсутствия детей. Иоакима оттолкнули в сторону, посчитав, что он недостоин приносить жертву Богу вперёд тех, у кого есть наследие в Израиле. Иоаким уходит в пустыню, где пребывает в посте и молитве в продолжении 40 дней. Праведная Анна, находясь дома и услышав о произошедшем с её супругом, очень сильно страдала, считая именно себя виновной в том, что не может родить ребёнка. Желая хоть немного развеяться, успокоиться, она вышла в сад, но, увидев на лавровом дереве гнездо с птенцами, пришла в ещё большее расстройство. «Даже птица может обнять своих птенцов, а я не могу», — воскликнула она и пообещала посвятить своё чадо Богу, если Он услышит её молитву и дарует ей ребёнка. Явившийся вдруг архангел Гавриил сообщил ей, что Господь услышал её просьбу и дарует ей дочь. Архангел является также и Иоакиму в пустыню с тем же известием.
Обрадованные Иоаким и Анна устремились в храм, где, не сговариваясь, встретились у Золотых ворот. Вскоре Анна зачала и родила девочку, которую родители нарекли Марией, ставшую впоследствии Матерью Господа нашего Исуса Христа.
Рожество Пресвятой Богородицы — начало новозаветных праздников. Это первый праздник как в церковном году, так и во всей Евангельской истории. Событие рождения Девы Марии прославляют в своих проповедях святые Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, блж. Августин и Иероним. Но отдельный праздник Рожества Богородицы возник не ранее первой половины V века. Самой древней частью богослужебных текстов, дошедших до нас и употребляющихся сегодня, является тропарь данного праздника, составленный по образцу тропаря Рожества Христова в V–VII вв. Мы знаем, что прп. Роман Сладкопевец написал кондак на этот праздник, но до нас этот кондак, к сожалению, не дошёл. Остальные тексты богослужения на праздник Рожества Пресвятой Богородицы были составлены в VIII–XIX вв. Их авторами были многие святые мужи, например, прп. Иоанн Дамаскин, написавший первый канон праздника, и прп. Андрей Критский, составивший второй канон. Среди других авторов можно назвать такие имена, как Герман, патриарх Константинополя, Анатолий, епископ Солунский, Стефан и Сергий Святоградцы и Иосиф Песнописец.
Дева Мария прославляется не просто как Мать Исуса Христа, удостоившаяся родить Спасителя мира, но и как Ходатаица и Заступница за весь человеческий род.
Главной особенностью иконографии праздника Рожества Пресвятой Богородицы является как бы непосредственное участие зрителя в радостном семейном событии, но, тем не менее, носящем вселенский характер. В центре мы видим полулежащую или сидящую на одре праведную Анну, только что родившую Дочь. Сама Новорождённая находится в руках повивальной бабки и служанки, которые омывают её в купели, символизируя тем самым грядущее омовение и очищение всего человеческого рода. Только что родившую мать приветствуют девушки с дарами в руках. С одной стороны, здесь показана древняя традиция, согласно которой знатные придворные женщины поздравляли византийских императриц с рождением ребёнка. С другой стороны, сами дары представляют собой символы Божией Матери, которыми так богата византийская гимнография. Это не просто чашки и кувшины, а сосуд девства, вместивший в себя Бога, Которого не может вместить и весь мир, «стамна, носящая манну, услаждающая всех благочестивых чувствия». Одновременно девы, принесшие дары, воспринимаются и как сами пришедшие к Источнику жизни, готовые почерпнуть принесёнными сосудами живую воду, открывающую путь в Царствие Небесное.
Фигура св. Иоакима, отца Девы Марии, на древних иконах изображается либо в окошке одной из башенок, либо в дверном проёме, но не рядом со св. Анной, потому что мужчина не мог находиться рядом с женой во время родов.
Примерно с конца XIII века на иконах Рожества Пресвятой Богородицы появляется отдельная сцена, получившая название «ласкание Марии». На ней праведные Иоаким и Анна держат на руках новорождённую Дочь, и кажется, что никак не могут Ей налюбоваться. Этот сюжет напоминает об обете, данном родителями о том, что они посвятят свою Дочь Богу и совсем скоро вынуждены будут с Ней расстаться.
В храмовой росписи сцены, изображающие рождение Девы Марии, размещаются обычно в северной части алтаря, рядом с жертвенником, на котором совершается проскомидия, т.е. приуготовление к литургии. Точно так же, как жизнь праведных Иоакима и Анны, а также рождение ими долгожданной Дочери были подготовкой к Евангельским событиям. Та просфора, из которой вынимается Агнец для освящения на божественной литургии, символизирует собой Деву Марию, родившую нам Агнца, вземлющего грехи всего мира.