Название этого праздника несет в себе некоторую трудность для понимания современному человеку, которому может прийти мысль, будто в этот день воспоминается, откуда произошли сами деревянные части Креста, на котором претерпел распятие наш Спаситель. Церковные толкователи Писания и богословы издревле считали пророчеством о Кресте Господнем слова из Книги Исаии: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60, 13). В связи с этим издавна среди христиан распространилось предание, что Крест был составлен из трех названных пород дерева: кипариса, певга (то есть сосны) и кедра. Это предание перешло даже в церковные песнопения, как, например: «На кипарисе, и певге, и кедре вознеслся еси, Агнче Божии, да спасеши покланяющияся вольному Твоему распятию». Имеются и толкования, сохранившиеся в разных рукописных сборниках, связывающие деревянные части Креста Господня с кем-то из чтимых лиц Ветхого Завета: то с Авраамом или Лотом, то с царем Соломоном и храмом, который он воздвиг. Достоверность этих сказаний нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Древо Креста, найденное при благочестивой царице Елене, то есть спустя почти три века после распятия Христова, на Голгофе, вместе с крестами, на которых распяты были разбойники, не имело внешних отличий от их крестов, и было узнано лишь чудом: прикосновение древа Креста Господня воскресило умершую девушку. Таким образом, важен отнюдь не материал, из которого сделан был Крест, и не то, в чьих руках и в каком употреблении прежде было это дерево, а то, что Христос обагрил его Своею кровью, пролитой за спасение мира.
Праздник Происхождения древ Честнаго Креста имеет такой смысл. «Происхождение» в данном случае означает торжественное хождение с крестами и святыми иконами, которое со времен патриарха Фотия устраивалось в Царьграде в первый день августа. По причине того, что в августе сезонная лихорадка (малярия) ежегодно уносила в южных странах тысячи человеческих жизней, ради защиты христиан от этой напасти был введен обычай совершать усиленные моления перед Честным Древом Креста на улицах города. Накануне (31 июля), вынося Честной Крест из царской сокровищницы, его полагали на святом престоле соборной церкви Святой Софии, Премудрости Божией. С первого дня августа вплоть до праздника Успения Пресвятой Богородицы Крест носили по улицам и площадям, совершая литии. При этом освящалась вода в колодцах и источниках, и духовенство окропляло ею жилища христиан и общественные здания.
В русских богослужебных книгах на этот же день положена торжественная служба Всемилостивому Спасу, по которой сам праздник получил у нас народное название «Первого Спаса» (вторым и третьим считаются, соответственно, праздники Преображения Господня и Перенесения Нерукотворенного образа Христова). В Прологе установление этого празднества объясняется следующим образом. Некогда, а именно в 1164 г., великий князь Андрей Боголюбский выступил из Владимира в поход на волжских болгар — магометанский народ, живший в среднем течении Волги, и в тот же день Византийский император Мануил выступил с войском против сарацин (турок-сельджуков). И как говорит Пролог, перед боем в обоих христианских войсках произошло одно и то же знамение, которое оба правителя сочли вестью о Божьем благоволении и грядущей победе. От икон Господа Исуса Христа и Пречистой Богородицы, которые было принято носить перед войсками в походе, просияли лучи божественного света, осветившие христианские полки. Воодушевленные священными знамениями, оба войска одержали победу над врагами, и память об этом явлении силы Божией было постановлено увековечить в церковном торжестве.
Есть и еще одна причина праздновать этот день. По летописному сказанию, именно в первый день августа 988 г. совершилось в городе Корсуни (Херсонесе) крещение князя Владимира и его дружины. И если никакая военная победа не бывает вечной и на смену победам нередко приходят поражения (как случилось и с Русью, спустя семьдесят лет после побед князя Андрея испытавшей сокрушительное нашествие татар, а затем их двухвековое иго), то крещение Руси есть победа, плоды которой вечны, ибо они — в вечном царствии Христовом, вход в него отворился для многих поколений русских христиан. Возможно, именно это и есть главное, что должно побуждать нас к благодарственной молитве в праздник Всемилостивого Спаса.
Вспоминая это событие — поистине великую победу Христа на земле — один из первых достопамятных деятелей молодой русской Церкви митрополит Киевский Иларион в своем знаменитом «Слове о законе и благодати» обращался ко князю Владимиру с прочувствованными словами хвалы и благодарения:
«Как назовем тебя, христолюбче? Друже правды, вместилище разума, гнездо милости! Как ты уверовал? Как возгорелся любовию Христовой? Как вселился в тебя разум выше разума земных мудрецов, чтобы Невидимого возлюбить и к небесному устремиться? Как взыскал ты Христа, как предался Ему? […] Откуда повеяло на тебя благоухание Святаго Духа? Где испил от сладкой чаши памяти о будущей жизни? Где ты вкусил и увидел, яко благ Господь? Не видел ты Христа, не ходил ты за Ним — как же стал учеником Его? Другие, и видев Его, не уверовали. Ты же, не видев, уверовал. Поистине, сбылось на тебе благословение Господа Исуса, реченное Фоме: ,,Блаженны невидевшие и уверовавшие”(Ин. 20, 29). […] Сам Спаситель нарек тебя блаженным, ибо ты уверовал в Него и не соблазнился о Нем, по Его неложному слову: ,,…и блажен, кто не соблазнится о Мне” (Мф. 11, 6). Ведь знающие Закон и пророков распяли Его. Ты же, ни Закона, ни пророков не почитавший, Распятому поклонился. […] Как вошел в тебя страх Божий, как проникся ты любовью к Нему? Не видел ты апостола, который пришел бы в землю твою и […] сердце твое к смирению приклонил. Не видел, как беса изгоняют именем Исуса Христа, как болящие выздоравливают, немые говорят, огонь в холод претворяется, мертвые встают — всего этого не видев, как же уверовал? Чудо дивное! Другие цари и властелины, видев, как всё это совершается святыми мужами, не веровали, но, более того, на муки и страдания предавали их. Ты же, о блаженный, без всего этого притек ко Христу, только через благое размышление уразумев, что Един есть Бог, Творец невидимого и видимого, небесного и земного, и что Он послал в мир, ради его спасения, возлюбленного Сына Своего. […] То, что другим кажется юродством, для тебя стало силою Божией (1 Кор. 1, 18)».
С ликующим удивлением говоря об обращении князя как о великом чуде, святитель Иларион на этом примере дивится тайне обретения веры, которая всегда есть чудо и дар благодати — в великих и малых, достойных и недостойных. Семя слова Божия, как говорит притча, по-разному прорастает на камнях, в тернии и на доброй, плодородной земле и разные приносит плоды, но само оно всегда божественно, даже когда сердца людей не принимают его или принимают лицемерно и поверхностно. Будем же доброй землей для Божественного Сеятеля и, независимо от того, давно ли, от прародителей, восприняли мы веру Христову или недавно обрели ее, будем видеть в ней, ее истинах и заповедях, непрестанное чудо безмерной спасающей милости.
Тропарь, глас 8-и
Свышнихъ призирая, убогия приемля, призри, Спасе, и посети насъ озлобленыя грехи, Владыко Всемилостиве, молитвами Богородицы, даруй душамъ нашимъ велию милость.
Кондак, глас 4-и
Всякия скверны, Всемилостивыи Спасе, азъ быхъ делатель, и во отчаяния ровъ впадся. Но стеню отъ сердца, и вопию къ Тебе, Слове, ускори, Щедрыи, и потщися на помощь нашу, яко милостивъ.
Икос
Имуще Тебе, всемилостивыи Спасе, крепкое утвержение, и Пречистую Матерь Твою стену неразориму, не убоимся никогда же вражиих востании. Твоимъ бо невидимымъ разумомъ сохраняеми и покровом, видимыя и невидимыя враги побеждаемъ. Твою Пречистую Матерь имеюще помощницу, вражиихъ козней яко отъ сетей избегаемъ. Радостию воспеваемъ, Прерадованная: ускори, Щедрыи, и потщися на помощь нашу, яко милостивъ.