Преображение Господне

Главная Публикации Традиции Преображение Господне

Темы публикаций

Преображение Господне

«Вместе со Словом пойдем ныне на высокую гору Преображения, совлекши вещественную и темную житейскую одежду и облекшись в ту, что соткана свыше и сияет лучами разумных добродетелей, — призывает верующих в день этого великого праздника свт. Андрей Критский. — И Самому Христу, Который есть чистый Начаток всего и пресущественное Слово Отца, Который ради нас сошел с неба и по человеколюбию воспринял нашу немощную плоть, угодно, чтобы мы совершили с Ним это восхождение, поскольку мы и жизнью, и словом облечены уже в белые одежды и окрылены чистыми помышлениями Духа» (Слово на Преображение Господне). «Белыми одеждами» святитель называет благодать крещения, очищающую скверну грехов, а «чистыми помышлениями Духа» называет, во-первых, святые истины веры, о которых мы читаем во Святых Писаниях и слышим в церкви, а во-вторых, дар сердечного приятия этих истин, данный через Духа Святого, Господа истинного и животворящего, наставляющего нас на всякую истину. Приглашая к этому духовному восхождению, святитель как бы ставит нас, хотя мы грешны и немощны, в один ряд с апостолами, удостоившимися явления Божества Христова на горе Фавор. О том же поет нам в праздничных песнопениях и Церковь: «Приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего, и узрим славу преображения Его, славу яко Единороднаго от Отца, светом приимем Свет и, преложени бывше духом, Троицу единосущную воспоем во веки» (славник на литии). «Приидите мы, послушавше, людие, возшедше на гору святую пренебесную, невеществено станем во граде Живаго Бога, и узрим мысленно Божество невеществено Отца и Духа, в Сыне Единороднем облистающее» (канон, песнь 9-я).

Преображение Господне
Преображение Господне, икона XVI в.

Итак, праздник Преображения Господня — праздник духовного восхождения, богомыслия, богосозерцания. И хоть телом мы находимся далеко от Фавора, для духа нашего нет препятствий быть там; более того, к созерцанию, до которого допущены были некогда только трое избранных учеников Господа, Церковь призывает каждого из своих чад.

Евангелие повествует, что незадолго до Своего Страдания (примерно за сорок дней) Господь Исус Христос взял с Собою троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, — и поднялся вместе с ними на гору, чтобы помолиться. Предание Церкви издревле единогласно утверждает, что это была расположенная близ Иерусалима гора Фавор. «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею», — пишет евангелист Лука (Лк. 9, 29), а евангелист Матфей уточняет, что «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 2). Рядом с Господом апостолы увидели пророков Моисея и Илию: «Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9, 31). Увидев это, апостол Петр в восхищении, сам «не зная, что говорил», обратился к Господу: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи (то есть три палатки или шалаша. — Ред.): Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9, 5). То есть Петр чувствовал тогда такое удивительное блаженство и такую радость, что не хотел возвращаться в обычную земную жизнь; он желал, чтобы созерцание длилось вечно. «Когда же он говорил это, — продолжает евангелист Лука, — явилось облако и осенило их; и они устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, говорящий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9, 34–35). И сразу после этого они, «внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Исуса. Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9, 8–9).

Это чудесное видение святые отцы по достоинству называют Фаворским Богоявлением. В нем апостолам ради утверждения их веры было дано увидеть «малую зарю» Божеского естества Спасителя, убедиться в том, что Он есть истинный Сын превечного Отца, равный Ему в силе и славе. Не случайно явились вместе с Ним и пророки Ветхого Завета, особенно ревновавшие о славе Единого Бога и удостоенные каждый особого, исключительного дара: Моисей принял на Синае данный Им Закон, а Илия, не испытав общей для людей смерти, был вознесен на небеса огненной колесницей. Кто, как они, мог лучше засвидетельствовать в очах апостолов, что Исус, Кому они предстояли теперь в благоговейном поклонении, есть Тот Самый Бог, Который говорил Моисею среди громов и молний; Который сходил с неба огнем на жертву, принесенную Илией.

Так Господь Исус Христос возвестил о Себе — уже не только словом, но самим делом — как о сущем нераздельно и неслитно в двух естествах: в Божестве и в человечестве, как о Том, Кто по Божеству предвечен и бессмертен, а по человечеству пришел в мир, чтобы вкусить жертвенную смерть ради спасения Своих собратьев-людей. 

«Что может быть значительнее или страшнее, нежели видеть Бога в образе человеческом, сияющего лицом, блистающего подобно солнцу и более, чем солнце, непрестанно испускающего лучи, указующего пречистым перстом на Свое лице и говорящего к бывшим с Ним на том месте: ,,Так просияют праведники в воскресение, так они прославятся, преобразятся в этот Мой облик, переменятся в эту славу, изобразятся в таком виде, в этом образе, в таких чертах, в таком свете, в таком блаженстве, сделавшись сообразными и сопрестольными Мне, Сыну Божию”», — восклицает святой подвижник, проповедник и богослов Анастасий Синаит, указывая, что в Преображении явлен был Христом не только Его, но и наш облик, то есть всех, кто в день Его второго пришествия улучит воскресение в вечную славу и жизнь будущего века. «Тогда праведники просветятся, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13, 43) — возвестил об этом Сам наш Спаситель.

Итак, мы понимаем, почему в нынешний день и проповеди святых богословов, и праздничные песнопения с особой настойчивостью призывают нас разделить с апостолами чудо созерцания. Потому что ослепительное созерцание сияющего паче солнца лика Исусова и Его блистающих одежд есть познание нашего собственного удела, к которому призваны мы святым Христовым благовестием. Христос есть образ спасенного и получившего обожение человечества. Среди множества бедствий, насилий, неправд, творимых ежедневно на земле людьми, не помнящими о своем божественном призвании, будем видеть этот сияющий лик и, не сомневаясь, верить в то, что воля Бога о том, чтобы «спаслись и пришли к познанию истины все люди» (1 Тим. 2, 4), пребывает и пребудет до конца неизменной. И чернота порока и лжи, которой пытается супостат-диавол загрязнить в человеке образ Божий, бессильна перед победным сиянием лучей грядущего Царя Славы. 

На великой вечерне, на «Господи возвах», стихера, глас 4-й

Гора, яже иногда мрачна и дымна, ныне же честна и свята есть, на нейже нозе Твои стоясте, Господи, превечное бо сокровеное таинство напоследокъ явлено сотвори, страшное Твое преображение, Петру и Иоанну и Иякову, иже сияния лица Твоего не терпяще, и светлости ризъ Твоих, ницы на земли покрывахуся, иже и ужасом содержими, дивляхуся, видяще Моисея и Илию, глаголюща съ Тобою, хотящая приключитися Тебе; и гласъ отъ Отца свидетельствоваше, глаголя: Сей есть Сынъ Мой возлюбленыи, о Немже благоизволих, Того послушайте, Иже и даруетъ мирови велию милость.

На литии стихиры самогласны, глас 2-и

Иже Светомъ Твоимъ всю вселенную освящь, на горе высоце преобразися, Блаже, показавъ ученикомъ Своимъ славу Свою, яко мира избавляеши отъ преступления. Темже вопиемъ Ти: Милосерде Господи, спаси душа наша. Иже на горе Фаворстей преображься во славе, Христе Боже, и показавъ ученикомъ Своимъ славу Своего Божества, озари и насъ светомъ Твоего разумения, и настави на стезю заповедей Твоихъ, яко единъ Благъ и Человеколюбецъ.

Поделиться: