Об Уставе в предпразднество и попразднество

Главная Публикации Традиции Об Уставе в предпразднество и попразднество

Темы публикаций

Об Уставе в предпразднество и попразднество

Предпразднеством называют период перед двунадесятым праздником (а также праздником Происхождения Честна́го Креста Господня, 1 августа по старому стилю), в котором уже начинают читаться и петься молитвы, связанные с предстоящим праздником. Чаще всего предпразднество длится одни богослужебные сутки, исключение же составляют предпразднества Рожества Христова и Богоявления, которые длятся много дней, а также предразднество Пасхи Христовой — Страстная седмица.

Об Уставе в предпразднество и попразднество

Попразднеством называют период от церковного богослужебного дня, следующего за двунадесятым (или причтенным к двунадесятым) праздником до дня отдания этого праздника. Как правило, попразднество длится до 9-го дня после праздника, но у некоторых праздников оно короче, а у праздника Пасхи Христовой — намного длиннее (до 39-го дня).

Уставные особенности предпразднеств и попразднеств

В предпразднество Господских и Богородичных праздников на малой павечернице в седмичные дни читается обычно кондак предпразднеству, а дневные и прочие рядовые тропари оставляются (не читаются), однако в предпразднества Сретения Господня, Преображения Господня и Успения Пресвятыя Богородицы порядок иной: читается кондак предпразднеству, а затем тропари храму и прочие рядовые, как обычно (только если предпразднество Господского праздника, тогда тропарь Господскому храму не читается, если же храм Богородицы, то в предпразднество Успения тропарь храму не читается). В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы читается кондак дню, а затем поется обычный постный тропарь «Господи сил с нами буди» с «хвалитными» запевами. Под Великие же Четверг, Пятницу и Субботу читаются только кондаки этих дней.

В попразднества же, включая отдание праздников, на павечернице обычно читается кондак праздника.

Если в предпразднество или попразднество прилучится великий святой, которому служба с полиелеосом или бдением, то на павечернице седмичных дней читается кондак святому, «слава», «и ныне», кондак празднику.

В воскресные же дни в предпразднествах и попразднествах кондаки читаются следующим образом: кондак воскресный, затем кондак полиелеосному или бденному святому (если есть такой святой в этот день), «слава», «и ныне», кондак предпразднеству.

В церковном календаре имеются также пять праздников святых, причтенных к двунадесятым: Рожество святого Иоанна Предотечи (24 июня по старому стилю) и Усекновение его главы (29 августа), праздник святых верховных апостолов Петра и Павла (29 июня) и два праздника святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (26 сентября и 8 мая). Надо знать, что предпразднеств у этих праздников нет, а попразднество в течение 1 дня (оно же и отдание праздника) бывает только у свв. Иоанна Крестителя и верховных апостолов, а у праздников ап. Иоанна Богослова попразднества нет.

В предпразднествах и попразднествах на церковной службе вместо октайных стихер и канонов поются и читаются стихеры и каноны соответственно предпразднеству или празднику. Соответственно этому в южнорусских уставах указывалось, что в попразднествах до отдания праздника читаются не седмичные, а праздничные отпусты, с прибавлением имен святых данного дня. В уставах издания Московского печатного двора подобные указания мы не находим, однако по обычаю во многих храмах придерживаются именно этого порядка, ибо октайных канонов и стихер на службе нет, а седмичные отпусты являются именно «октайными», то есть тематически связанными со стихерами и канонами Октая.

Особенности предпразднества и попразднества разных праздников

Предпразднество Рожества Пресвятой Богородицы празднуется 7 сентября (старого стиля), на павечернице читаются кондаки святителю Иоанну Новгородскому, «слава», «и ныне» — предпразднеству. На трапезе в среду и пяток разрешено масло (для «понедельничающих» в понедельник разрешены рыба и вино, ради памяти святителя Иоанна Новгородского).

Попразднество же длится не до 9-го дня, как обычно, но только до кануна предпразднества Воздвижения Честнаго Креста Господня, то есть отдание праздника происходит 12 сентября (на 5-й день), ибо попразднества и предпразднества разных праздников не могут быть в один день (за исключением Отдания Пасхи и Предпразднества Вознесения Господня, которые празднуются одновременно). В попразднество Рожества Богородицы на павечернице читается только кондак празднику. На утрене читаются каноны первого и второго творцов по очереди в разные дни, причем в седмичные дни катавасия поется того канона празднику, который не читался в этот день, а в воскресные дни, напротив, того канона, который читался. Подобным образом поются катавасии и в попразднества других праздников, имеющих два канона. На трапезе в попразднества Рожества Богородицы и Воздвижения Честнаго Креста в среду и пятницу (а для постящихся по понедельникам — и в понедельник) разрешаются, по Соловецкому и Кирило-Белозерскому уставам, не масло и не рыба, но только лишь сущи (сушеная рыба), если нет полиелеосного или бденного святого (тогда разрешаются масло и сущи, но не рыба). На отдание праздника в среду и пятницу (а для постящихся по понедельникам — и в понедельник) разрешаются масло и сущи.

Предпразднество Воздвижения Честнаго Креста Господня длится 1 день — 13 сентября. Попразднество длится по 21 сентября (отдание праздника). Устав о пище и кондаках на павечернице — такой же, как в предпразднество и попразднество Рожества Богородицы (за исключением того, что в понедельник в предпразднество Воздвижения пища не с рыбой, а с маслом для «понедельничающих»). На отдание устав о пище тот же, что на отдание Рожества Богородицы.

Предпразднество Введения в Церковь Пресвятой Богородицы бывает 20 ноября (старого стиля). На павечернице кондак предпразднеству. На трапезе в понедельник пища с маслом, в среду и пятницу без масла, в прочие дни с рыбой. Попразднество длится до 5-го дня, то есть отдание праздника 25 ноября. Устав о пище в попразднество — обычный, как положено в Рожественский пост, а на отдание в понедельник, среду и пятницу разрешается пища с маслом.

Предпразднество Рожества Христова начинается с 20 декабря ст. ст. Устав о пище в этот период более строгий по сравнению с предыдущим периодом Рожественского поста: в субботу и воскресный день пища с маслом, в остальные дни без масла (кроме памяти некоторых великих святых, когда допускается послабление поста — все эти дни указываются в Православном старообрядческом церковном календаре). В предпразднествах Рожества Христова и Богоявления на павечерницах октайный канон Богородице не читается, но заменяется на трипеснец или канон предпразднеству (писан в Минее). 24 декабря, в навечерие праздника, бывает Сочельник: постный день, пища в седмичные дни вечером без масла (в субботу и воскресный день обед сухоядением или без масла, ужин с маслом). Попразднество Рожества Христова длится до 31 декабря, пища во все дни скоромная (Святки до 4 января), каноны на павечерницах попразднеств Рожества и Богоявления не читаются.

Праздник Обрезания Господня (1 января) не имеет ни предпразднества, ни попразднества.

Предпразднество Богоявления начинается со 2 января. 5 января, в навечерие Богоявления, бывает Сочельник — пища после вечерни, с маслом (в субботу и воскресенье обед без масла, ужин — с маслом). В этот день бывает Великое Богоявленское освящение воды. Попразднество Просвещения (Богоявления) бывает до 14 января. Устав о пище — в среду и пятницу (а для постящихся по понедельникам — и в понедельник) разрешается рыба.

Предпразднество Сретения Господня празнуется 1 февраля ст. ст. На павечернице чтется тропарь предпразднеству, а затем обычные тропари, как написано в начале статьи. Надо учесть, что богослужебный устав Сретения совпадает с  уставом праздника не Господского, а Богородичного (потому и пища на Сретение в среду и пятницу не бывает скоромной), то есть на павечернице в предпразднество тропарь храму Господскому читается, а тропарь храму Богородичному — нет. На трапезе в предпразднество Сретения Господня пища в разные годы бывает разная, в связи с ранней или поздней Пасхой, указание ежегодно помещается в Календаре. Попразднество Сретения также в зависимости от даты Пасхи бывает разной длительности, устав указывается в Календаре.

Предпразднество Благовещения Пресвятой Богородицы бывает 24 марта ст. ст., пища с маслом (в среду и пятницу без масла). Отдание Благовещения происходит на 2-й день, на праздник Собора святого архангела Гавриила. Пища в любой день с маслом.

В качестве предпразднества Входа Господня во Иеросалим можно рассматривать Субботу праведного Лазаря. Пища с рыбьей икрой. Попразднества и отдания у этого праздника нет (можно в качестве отдания рассматривать стихеры на вечерне под Великий Понедельник).

Предпразднеством Святой Пасхи фактически является Страстная седмица, о которой речь шла выше, в начале статьи. Попразднество Пасхи длится до 39-го дня, то есть кануна Вознесения, прерываясь только на предпразднество (1 день), праздник (среда 4-й недели по Пасхе) и попразднество Преполовения Пятьдесятницы (отдание Преполовения — среда 5-й недели по Пасхе). В Светлую седмицу пища скоромная во все дни. Во всю Пятьдесятницу, от  Пасхи до праздника Святой Троицы, по средам и пятницам (а для постящихся по понедельникам — и в понедельник) разрешается пища с рыбой.

Отдание Пасхи и предпразднество Вознесения — в 39-й день (среда 6-й недели) по Пасхе. Отдание Вознесения — пятница 7-й недели по Пасхе, то есть 9-й день праздника.

Праздник Святой Троицы (Пятьдесятницы) предпразнества не имеет (вместо него бывает Вселенская родительская Троицкая суббота — поминовение «иже от века умерших православных христиан»). Попразднество длится до ближайшей субботы, пища во все дни его скоромная.

Рожество святого Иоанна Крестителя празднуют без предпразднества, а попразднество (отдание) бывает на 2-й его день (25 июня ст. ст.). Так же и Усекновение главы его (29 августа).

Праздник святых верховных апостол Петра и Павла (29 июня) предпразднества не имеет, а в качестве попразднества можно рассматривать следующий день — праздник святых двенадцати апостолов (в среду и пятницу, а для постящихся по понедельникам — и в понедельник, разрешается пища с маслом).

Предпразднество Происхождения Честнаго Креста бывает один день — 31 июля ст. ст., на павечернице чтется кондак Кресту. Попразднества у этого праздника нет.

Предпразднество Преображения Господня бывает 5 августа ст. ст., на павечернице чтутся тропарь предпразнеству, а затем — обычные тропари, как написано в начале статьи. На трапезе во вторник, четверг, субботу и воскресенье пища с маслом, в понедельник, среду и пятницу — без масла. Попразднество Преображения — до 13 августа ст. ст. Устав о пище на отдание праздника — такой же, как в предпразднество.

Предпразднество Успения Пресвятой Богородицы — 14 августа ст. ст. На трапезе устав о пище, как в предпразднество Преображения. На павечернице — тропарь предпразднеству, затем прочие рядовые тропари (тропарь храму Богородицы не чтем).

Попразднество Успения — 23 августа, на трапезе в попразднество по средам и пятницам (а для постящихся по понедельникам — и в понедельник) пища без масла, разрешаются сущи (сушеная рыба), если же прилучится праздник с полиелеосом — пища с маслом и сущи.

Об Усекновении главы святого Иоанна Крестителя и его попразднестве говорилось выше. Пища в этот день в среду и пятницу с маслом (а для постящихся по понедельникам — в понедельник разрешается рыба).

Более подробные уставные указания о предпразднествах и попразднествах можно найти в Большом Уставе («Око церковное»), Малом уставе («Устав о христианском житии») и Православном старообрядческом церковном календаре.

Поделиться: