Пост сопровождает нас круглый год. В году 365 дней. И из них около двухсот постные. Посты бывают однодневные и многодневные. В течение всего года мы постимся по средам и пятницам. В среду — в память о том, что Иуда предал Христа. В пятницу — в память о страданиях и смерти Господа на Кресте. Иноки также постятся в понедельник. Обычай «понедельничать» соблюдают и некоторые благочестивые миряне с благословения своего духовного отца.

Многодневные посты готовят нас к какому-то великому празднику. Перед Пасхой положен Великий пост. Он самый строгий и продолжительный. Великий пост длится сорок дней. К нему прибавляется пост Страстной недели. Перед праздником Рождества Христова установлен Рождественский пост. Он тоже длится сорок дней, но в строгости уступает Великому: почти весь Рождественский пост можно вкушать рыбу. Самый короткий, но строгий пост — Успенский. Он продолжается всего две недели перед праздником Успения Пресвятой Богородицы. Еще один пост — пост святых апостолов, апостольский, или Петров, пост. Он готовит нас к празднику святых апостолов Петра и Павла. Его начало зависит от даты Пасхи, а оканчивается он всегда 12 июля, в праздник Петра и Павла.
Пост был дан Богом человеку еще в раю. В чудесном райском саду росло множество деревьев, и плоды от каждого из них можно было употреблять в пищу. Но было одно дерево — древо познания добра и зла, плоды которого есть было запрещено. Первые люди нарушили этот пост и были наказаны — Господь изгнал их из рая. Нам, потомкам Адама и Евы, следует поститься, чтобы сделать нашу душу снова достойной вечной жизни в раю.
В библейской истории есть много примеров того, как постились праведники. Пророк Моисей не вкушал пищи сорок дней — и Господь на Синайской горе беседовал с ним. Пророк Илия постился также долго и строго, и по его молитвам прекратилась страшная засуха в израильской земле. Постился и Сам Господь Исус Христос: приняв крещение от Иоанна, Он удалился в пустыню и сорок дней ничего не ел и не пил.
Пост укрепляет нашу душу, делает ее способной противостоять греху. Однако неправильно было бы считать, что пост — это только воздержание в пище. Пост также время усиленной молитвы и добрых дел. Будет замечательно, если в эти святые дни получится почаще ходить в храм, навестить больных родственников, уже стареньких и слабых бабушек и дедушек, сделать что-то хорошее для родителей, братьев и сестер. Тогда наш пост будет принят Господом и послужит на пользу нашей душе.
Произвольные посты
Помимо общепринятых для всех постных дней (четыре многодневных поста и среда и пятница каждой недели) существуют обычаи частного поста. Христианин по согласованию с духовным отцом может взять себе дополнительный день воздержания для того, чтоб усилить покаяние. Дополнительный день поста может назначить духовный отец в качестве епитимии. Существуют также поместные обычаи держать пост в определенные дни. О каждом из них поговорим подробнее.

Понедельник
Пост в понедельник обязателен для иноков. Пост в понедельник — выражение почтения бесплотным силам. Именно в понедельник Святая Церковь совершает службы святым архангелам и ангелам, которым монахи стремятся уподобиться. Обычай держать пост в понедельник называется понедельничанием. Миряне могут понедельничать по своему желанию, благословившись у духовного отца.
«День понедельника иноцы должны суть препровождати в посте по Уставу церковному. Мирстии же на произволении, якоже хощут и изволяют: аще постятся, похваляются, аще ли не постятся, не истязуются».
История и обычаи Ветковской церкви
26 сентября — предпразднество Воздвижения Честнаго Креста. В праздник Воздвижения Креста полагается пост. Некоторые имеют обычай соблюдать пост и накануне этого праздника. Вечером в храме по чину богослужения выносится для целования Святой Крест.
«Неции постятся, предочищающеся целования ради крестнаго. И сие добро и благоприятно есть, обаче же на произволении коегождо есть, понеже в соборных церквях един пост сотворяется.
История и обычаи Ветковской церкви
Неделя перед праздником Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна. Предание доносит до нас сведения о том, что существовал обычай поститься одну седмицу перед праздником Усекновения честныя главы святаго Иоанна Предотечи.
«Совещание полезное положено есть сице: должно есть нам не единый сей день поститися, но и всю седмицу, таковаго ради светильника и проповедника покаянию и прочая, и отсюду вину вземлют иночествующии же и мирстии богобоязливии православнии християне, и доныне в почесть великаго светильника, святаго Иоанна Предотечи».
Устав свт. Ермогена патриарха, на Усекновение главы Предотечевы
В этот недельный пост полагалось соблюдать сухоядение в среду и пятницу. В прочие дни дозволялось вкушать пищу с маслом. Устав свт. Ермогена напоминает, что эта неделя предполагает воздержание по произволению, и призывает не кичиться постным подвигом. Соблюсти пост в эту неделю призываются те, кто страдает головной болью, а также те, кто пребывает в монастырях, освященных в честь Предотечи:
«Сия седмица есть на произволение, и постящиеся оную над непостящимися да не превозносятся в себе. […] Ибо не лицемерие, но усердие ко святому Иоанну Предотече подвизает поститися, инех же болезнь главоболения понуждает о сем обеты творити, яже и совершати должни суть, по реченному: Воздаждь Вышнему молитвы твоя и призови Мя в день печали твоея, и избавлю тя, и прославиши Мя. Несть убо зазрения виновно дело, еже сохраняти седмицу сию в посте и воздержании, наипаче же благоприятно и прилично есть хранити ю во обителех, во имя святаго Иоанна Предотечи устроенных, и идеже аще настоятель и братия изволят в честь и славу великому постнику, пустынножителю и светильнику Света, пророку же и Предотече и Крестителю Господню Иоанну, иже воистину от всех святых большему».
Иноческая трапеза подразумевает полный отказ от мяса. Однако некоторые иноки берут на себя сугубый подвиг и отказываются не только от мяса, но и от других скоромных продуктов: яиц, молока и даже рыбы. Таковым Устав о пище предлагает вкушать все, кроме мяса, в «сплошные» седмицы — Светлую седмицу, святки, сплошную неделю и масляную неделю перед Великим постом:
«Паки суть неции от иночествующих, иже Господа ради изволиша постническое жительство, и не вкушают сыра и яиц, млека же и масла кравия во все лето, обаче же и сии повинуются Преданию церковному и разрешают, во дни разрешенныя от Церкви, на вся, яже иноком не возбранена суть: глаголю же, от дне Святыя Пасхи во всю Светлую седмицу до недели Фомины, седмь дней, и в седмицу по сошествии Святаго Духа, осмь дней, и от Рожества Христова и до 7-го генваря 12 дней, и от Недели мытаря и фарисея, седмь дней, и от Недели мясопустныя осмь дней. Кроме же сих разрешенных от Церкве дней паки держат по обычаю пост свой, инии от рыб удаляются, кийждо по силе своей, и сии убо наипаче хранити должны суть смирение и сокрушение сердца, и бегати превозношения и гордыни, яже вся труды иноческия погубляет и безплодны творит, мзды бо не трудом, но смирению даются. И сия убо рехом о постех произвольных, иже не суть под нуждею, ибо хранящии оныя — похваляются, не произволяющии же хранити — не истязуются».
Послабления в посте
Случается, что соблюдение поста оказывается трудным или невозможным по состоянию здоровья: человек попадает в больницу, где не имеет возможности соблюдать пост, или строгое воздержание в пище может повлечь за собой вред здоровью. Как быть в таком случае?
Вопросы послабления в посте решаются совместно с духовным отцом. Сослаться на телесную немощь и самовольно разрешить себе послабление будет неправильным. Пост в любом случае должен остаться постом. Это время труда, но труд этот может быть разным.
Пост предполагает воздержание не только телесное, но и духовное. Чтение Священного Писания, приложение дополнительных молитвенных трудов к обычному правилу может компенсировать невозможность соблюсти в полной мере пост в рационе.
Принятие со смирением болезни — это также духовный труд. Цель поста заключается в смирении плоти, обуздании страстей. Болезнь как раз смиряет плоть и упражняет душу. Принятие болезни со смирением может принести порой даже больше пользы, чем особенное воздержание в еде.
Однако известны случаи, когда христиане прилагали все усилия к тому, чтобы соблюсти пост даже, казалось бы, в совершенно невозможных для этого условиях. Постились в концентрационных лагерях, при тяжелой работе в ссылках. Такой подвиг достоин уважения. Однако очевидно, что такое посильно далеко не всем. В сложных случаях меру воздержания каждый определяет сам по совету с духовным отцом.
Детский пост
По старинным благочестивым обычаям, детей в старообрядческих семьях приучали поститься с двух-трех лет. Сегодня больше распространена практика начинать постные труды с выходом из младенчества, в шесть-семь лет. Примерно в этом возрасте у ребенка начинается осознание отказа от вкусной пищи ради неких высших ценностей. У девочек это осознание приходит чуть раньше. Очевидно, что ребенок при этом не может соблюдать пост наравне со взрослым. Однако, чтобы шести-семилетие не стало для малыша внезапным непонятным ему рубежом, за которым начинается полная сложностей жизнь, к посту дитя приучается постепенно. Сначала в постные дни ребенок отказывается от мяса, затем от молочных и яичных продуктов.

Важно объяснить ребенку духовный смысл постов: воздержание в пище ради того, чтоб приучить к воздержанию свою душу. Малыш ощущает перемену образа жизни семьи в постное время: меньше развлечений, темы разговоров чаще духовные, в список книг для чтения включаются Евангелие и жития святых.
Так мало-помалу у ребенка формируется внутренняя необходимость соблюдать посты и осознание их полезности для души.
Об исчислении дней Великого поста
Великий пост называют сорокадневным — Святой Четыредесятницей. Однако если взглянуть в календарь, станет ясно, что от первого дня Великого поста до Пасхи семь недель, то есть 49 календарных дней. Как исчислять Четыредесятницу?
6 × 7 — 2 = 40
Собственно Великий пост оканчивается к Субботе праведного Лазаря. К этому дню оканчивается чреда служб, совершаемых по особому, постному, уставу. Завершаются Литургии преждеосвященных Даров. Начинается особый период — Страстная седмица. Дни воспоминания страданий Христовых, конечно же, предполагают воздержание и молитву. Они идут как бы сверх сорокадневного поста.
6 первых недель поста × 7 дней в неделе — 1 праздник Входа Господня в Иеросалим — 1 Суббота праведного Лазаря = 40 дней.
5 × 7 + 1 + 0,5 = 36,5
Великий пост святые отцы называют десятиной года. При этом из поста они исключают субботние и воскресные дни. В эти дни в молитвах нет земных поклонов, на трапезе дозволяется пища с маслом, а в храме совершается литургия. Однако добавляют пост в Великую субботу и половину святой пасхальной ночи, которую мы также проводим в воздержании.
5 будничных дней × 7 недель от начала поста до Пасхи + Суббота великая + половина Пасхальной ночи = 36,5 дней, что составляет 1/10 от числа дней в году.
Особенности богослужения в Великий пост
Великий пост — особый период года, когда все окружающее христианина напоминает ему о покаянии и располагает к осознанию грехов и исправлению. Сокращается пение в храме, меньше зажигаются свечи и лампады. Даже великое и столь необходимое для спасения таинство Причащения происходит не в столь торжественной обстановке, как это обычно бывает, а на Литургии преждеосвященных Даров.

Повседневные великопостные службы сложны и длительны, с земными поклонами. В различные части богослужения добавляется молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко животу моему». В первые четыре дня первой седмицы на великой павечернице читается покаянный канон святого Андрея Критского.
Несмотря на продолжительность богослужения, каждый христианин старается быть в храме в первую седмицу поста. В пяток первой седмицы совершается молебен св. Феодору Тирону с благословением кутии. Феодоровская кутия — воспоминание чудесного избавления христиан антиохийской церкви от осквернения в первую седмицу святого поста. Нечестивый правитель Юлиан Отступник в 362 году хотел осквернить христианский пост, повелев окропить все съестное на рынках идоложертвенной кровью. Архиепископу во сне явился св. Феодор Тирон, повелев не покупать еду на рынках, а питаться в первую седмицу поста коливом — вареной пшеницей с медом.
Каждая из последующих недель Великого поста тематическая и посвящена какому-либо святому или великому событию церковной истории.
В первое воскресение вспоминается торжество православия над последнею ересью иконоборчества, осужденной Седьмым Вселенским Собором.
Во вторую неделю совершается моление Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы.
В третье воскресение поста совершается поклонение честному Кресту, как это обычно происходит на праздник Воздвижения.
Четвертая неделя поста посвящается памяти св. Иоанна Лествичника (списателя «Лествицы»), представившего высокий пример постнической жизни, жившего в VI веке.
В четверток пятой седмицы, на утреннем богослужении, прочитывается весь канон св. Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской, потому богослужение это называется Мариино стояние. За службой молящиеся совершают около тысячи земных поклонов.
Суббота пятой недели посвящается похвале Пресвятой Богородицы. Служба совершается особым порядком. На утрене прочитывается акафист (несидение) Богородице, разделенный на четыре чтения.
Пятая неделя поста посвящается воспоминанию о великой святой Марии Египетской, которая в начале своей жизни, не ведая Божественных заповедей, омрачила в себе образ Божий тяжкими грехами, а затем, действием промысла Божия, обратилась на правый путь и показала высокий пример подвижничества.
Рождественский пост
Один из главных христианских праздников — Рожество Христово.Церковь готовит своих чад к великому духовному торжеству сорокадневным постом. Рождественский пост длится с 28 ноября по 6 января включительно (с 15 ноября по 24 декабря по старому стилю). Так как пост этот начинается после 14 ноября, дня памяти св. апостола Филиппа, то он называется также в народе Филипповым постом.

Рождественский пост по строгости воздержания делится на три части: до праздника свт. Николы (19 декабря), от праздника свт. Николы до предпразднества Рожества Христова и собственно дни предпразднества. От начала поста до праздника свт. Николы на трапезе разрешается рыба во все дни, кроме среды и пятницы (пища с маслом). От праздника свт. Николы до предпразднества Рожества Христова рыба разрешается только в субботу и воскресенье, в среду и пятницу — пища без масла, в остальные дни — пища с маслом. В период предпразднества пища без масла, и только в субботу и воскресенье дозволяется масло на трапезе.
Великий пост
Великий пост — особый период церковного года. Святую Четыредесятницу называют духовной десятиной года. В житейской суете не все могут вести сосредоточенную духовную и молитвенную жизнь. Великий пост — время, когда необходимо приложить все усилия к тому, чтоб попробовать встать на верный путь, время покаяния, исповеди, исправления, молитвы и добрых дел.
Начало Великого поста не имеет фиксированной даты. Оно зависит от Пасхи. Пост начинается за семь недель до Пасхального торжества, которое, в свою очередь, зависит от дня весеннего равноденствия и фазы Луны.
Обязанность христианина — приложить все усилия к тому, чтобы пообщаться с духовным отцом, прийти на исповедь. Желательно исповедоваться четыре раза в год, в каждый из четырёх постов. Но если это по каким-то причинам сложно, то это нужно пройти исповедь хотя бы в Великий пост.
Великий пост необычен по содержанию богослужений. Великопостные службы имеют свой уникальный порядок.
Великий пост — самый строгий в плане воздержания в пище. Во все дни, кроме суббот, воскресений и празднеств, полагается пища без масла; по
понедельникам, средам и пятницам — сухоядение, по вторникам и четвергам — горячая пища. Пища с рыбой за весь период появляется на столе лишь дважды: на праздник Благовещения и праздник Входа Господня в Иеросалим.
В первую и Страстную седмицы должно соблюдать более строгий пост. В некоторые из дней на этих седмицах и вовсе положено не вкушать пищи.
Особенность Великого поста — земные поклоны и молитва св. Ефрема Сирина.
Успенский пост
14 августа (1 августа по старому стилю) начинается Успенский пост. Две недели воздержания готовят христианина к празднику Успения Пресвятой Богородицы.
Успенский пост по строгости своей схож с Великим. Во вторник и четверг на трапезе поставляется горячая пища без масла. В субботу и воскресение — пища с маслом. На Преображение Господне — пища с рыбой. В дни великих (полиелеосных или бденных) святых, а также в предпразднества Преображения и Успения строгость поста ослабевает на одну ступень: во вторник и четверг пища с маслом, а в понедельник, среду и пяток горячая пища без масла.
Пост святых апостолов (Петров пост)
Первый из летних постов посвящен трудам святых апостолов. Он начинается через неделю после праздника Пятидесятницы и оканчивается 12 июля по новому стилю, в праздник святых верховных апостолов Петра и Павла.
В Петров пост по вторникам, четвергам, субботам и воскресным дням пища с рыбой; в понедельник горячая пища без масла, в среду же и в пятницу — сухоядение. Если в понедельник, среду и пятницу прилучится память святого, которому празднуется полиелеос или бдение, — горячая пища с маслом.
В посте христианин должен исповедаться перед священником в храме и, если достоин Святого Причастия, причаститься. Человек, не бывавший на исповеди в течение нескольких лет, лишается по смерти церковного погребения и заупокойного поминовения.
Литургия преждеосвященных Даров
Одна из особенностей Великого поста — отсутствие литургии. Служба с литургией — свидетельство духовной радости и торжества, которое, по мнению святых отцов, не вполне совместимо с великопостным сокрушением о грехах. Литургия совершается каждую субботу и воскресенье, но эти дни не считаются, в полном смысле слова, постными. Ради особо почитаемой еще в Ветхом Завете субботы и великих событий Воскресения Христова в эти два дня на службе нет земных поклонов, на трапезе полагается пища с маслом, а богослужение совершается обыкновенным привычным порядком. Таким образом, к постным дням относят все дни недели, кроме субботы и воскресения.

Первые христиане имели обычай причащаться Теда и Крови Христовых за каждой литургией. И недельный перерыв был для них слишком значительным. Ради такого усердия к причащению святые отцы составили особую службу преждеосвященных Даров.
В строгом смысле, эту службу нельзя назвать литургией. За литургией совершается таинство преложения хлеба и вина в Плоть и Кровь Господа Исуса Христа. На Литургии преждеосвященных Даров предлагаются для причащения верных Дары, освященные прежде, т.е. на прежде бывшей полной литургии св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста.
Обычай совершать службу таким порядком относят к первым векам христианства. Тот чин, который мы сегодня видим в храмах — творение св. Григория Двоеслова, епископа Римского, жившего в VI веке. Совершается эта литургия по средам и пятницам первых шести седмиц поста, в первые три дня страстной седмицы, а также и в дни великих полиелеосных святых.
Последовательность Литургии преждеосвященных Даров
В церковном уставе действует такая логика: чем более строгий в отношении воздержания день, тем позднее в этот день служится литургия. Литургия преждеосвященных Даров в прежние времена совершалась вечером — после того, как христиане уже помолились 3-й, 6-й и 9-й час, а также вечерню следующему дню. В современной практике моление часов и вечерни сливается в единую службу, к которой примыкает и служба преждеосвященных даров.
Вечерня заменяет собой литургию оглашенных и кончается последними ектениями этой литургии. Далее следует литургия верных в сокращенном виде — из нее исключаются те ее части, которые относятся к освящению св. Даров.
После чтения часов прочитываются молитвы обедницы. Это та часть службы, которой иноки-отшельники компенсировали отсутствие возможности помолиться литургию. В Великий пост из этой службы поются «Блаженны», т.е. евангельские изречения о блаженствах, сопровождаемые молитвой покаявшегося разбойника: «Во Царствии Си, егда приидеши, помяни нас, Господи».
Вечерня, соединяемая с литургией преждеосвященных Даров, начинается возгласом полной литургии: «Благословено Царство». Далее следует чтение псалма 103, великая ектения и чтение кафизмы с тремя малыми ектениями на каждой «славе». После кафизмы поется «Господи воззвах» со стихерами.
Во время пения стихер на «Господи воззвах» священник вынимает из находящейся на престоле Дарохранительницы преждеосвященный и напоенный св. Кровию Агнец и полагает его на дискос, поставленный на жертвенник; потом вливает в чашу вино с водою, для более удобного преподания верующим св. Даров, и покрывает дискос и потир покровами, «ничтоже глаголя», но только: «Молитвами св. отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», потому что все молитвы уже были произнесены им на раньше совершенной полной литургии.
Затем священнослужитель совершает вход. В простые дни это просто выход с кадилом, а в дни празднования некоторым святым и в первые три дня страстной седмицы — с Евангелием. После входа и прокимна обычно читаются две паремии: одна из книги Бытия о грехопадении прародителей и их изгнании из рая и дальнейших событиях, другая — из книги Притчей, побуждающая любить и искать Божественную премудрость.
По прочтении первой паремии, Царския врата отворяются. Диакон возглашает: «Премудрость прости». Священник в это время с кадилом в руке и тремя сплетенные вместе зажженными свечами, глядя на восток, крестообразно осеняет, возглашая: «свет Христов», и, обращаясь на запад, осеняет также народ, говоря: «просвещает всех».
В древности обряд этот имел еще особенное значение. В дни Великого поста в храме было много оглашенных, которые принимали Святое Крещение накануне Пасхи. Этих оглашенных перед литургией верных осеняли зажженной свечей в знак того благодатного света, который они получать в крещении. Это осенение совершалось при открытых Царских вратах. А так как оглашаемые не должны были видеть святыни алтаря, то, в сознании своего недостоинства, они преклонялись до земли. Теперь это делают и все верные в покаянные дни поста.
После возглашения священника: «просвещает всех», чтец произносит надписание второй паремии. Диакон: «вонмем», чтец читает паремию. После второй паремии, поется стих 140 псалма: «Дася исправит молитва моя»… со стихами: 1) «Господи, воззвах к Тебе»… 2) «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих» (и огради двери уст моих) и 3) «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия непщевати вины о гресех». (Не допусти сердце мое до лукавых оправданий в грехах моих).
Присутствующее в храме молятся в это время в земном поклоне, а священник, стоя пред престолом, совершает каждение, в знак возношения Богу приносимых молений. Перед пением: «Дася исправит», Царские врата открываются и остаются открытыми до перенесения св. Даров на св. престол.
После пения этих стихов произносится священником пред престолом молитва св. Ефрема с земными поклонами. Этим и заканчивается собственно вечерня, а далее следует уже самая литургия преждеосвященных Даров.
Литургия преждеосвященных Даров начинается или чтением Евангелия, если оно положено в этот день уставом, или сугубой ектенией. За сугубой ектенией следует ектения об оглашенных. Со среды 4-й седмицы поста присоединяется еще особая ектения о готовящихся к просвещению, т.е. крещению. После молитв за оглашенных произносятся две ектении от лица верных, как и за полной литургией. Во время произнесения этих ектений священник в полголоса молится о неосужденном причащении Тела и Крови Христовых, которые уже предлежат на жертвеннике.
Вместо обычной «херувимской» песни поется особая песнь, содержанием своим примененная к Дарам, уже освященным: «Ныне силы небесные (т.е. св. ангелы) с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы: се жертва тайная совершена (уже освященная) дарми приносится (торжественно переносится). Верою и со страхом приступим, да причастницы жизни вечные будем (чтобы быть участниками вечной жизни). Аллилуиа».
Перед словами «Верою и со страхом приступим»…, как и в полной литургии, перед «Яко царя», Дары переносятся чрез северные двери с жертвенника на престол. При этом диакон на главе несет дискос со Св. Агнцем, а священник в правой руке — чашу с вином и провозглашаюсь, как на литургии Златоустовой: «Всех вас да помянет Господь Бог» и т. д. На каждый возглас молящиеся совершают земной поклон. Певцы поют конец прерванного песнопения: «Верою и со страхом приступим».
По поставлении Св. Даров на престол совершаются приготовление верующих к причащению, раздробление Св. Агнца, самое причащение, благодарение за причащение и отпуст. Все это происходит в том же порядке, как и на полной литургии. Не бывает только возношения Тела Христова при словах: «Святая святых», потому что оно уже было совершено на литургии полной, и священник только прикоснется к св. Агнцу, возглашая: «Преждесвященная Святая святых». Причастный стих поется на преждесвященной литургии всегда один и тот же: «Вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа»; а вместо «Благословен грядый во имя Господне»… поется: «Благословлю Господа на всяко время». Затем священник выходит прочесть особую заамвонную молитву — «Владыко вседержителю». В ней он молит Господа, чтобы Бог помог нам сохранить истинную веру, победить грех и неосужденно дожить и поклониться святому Христову воскресению. По прочтении 33 псалма и по раздаянии антидора, литургия оканчивается обычным полным отпустом.