Понедельник Святого Духа

Главная Публикации Традиции Понедельник Святого Духа

Темы публикаций

Понедельник Святого Духа

Праздник Святого Духа начинается вечерней с коленопреклонными молитвами, которую принято совершать непосредственно после литургии Пятидесятницы, без расхода. Таким образом, оба праздничных дня как бы соединяются вместе, составляя одно целое. Этот обычай, исключительный в уставе церковного года, отражает, без сомнения, исключительную важность празднуемого события. На эту важность указал Сам Христос в Своей прощальной беседе с учениками перед тем, как пошел на Крестное страдание, говоря: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. […] Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 14, 16–18; 16, 13). В той беседе Он говорил апостолам о пришествии Утешителя многократно и настойчиво, ставя присутствие Святого Духа выше, чем собственное пребывание с учениками во плоти: «Истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7). Такое сравнение не могло не удивить учеников, желавших более всего, чтобы Господь всегда пребывал с ними так же зримо и телесно, как в три года Его проповеди. Но подобает верить слову Господа, Который, вне сомнения, безмерно лучше знает, чтó поистине лучше для верующих в Него. А Он называет лучшим пребывание Духа.

Понедельник Святого Духа
Сошествие Св. Духа с Евангельскими событиями. Икона XVI в.

«Словом ,,лучше” Он показывает, что Дух Святой соделает их духовными, — поясняет это место св. Златоуст. — И мы видим, что это действительно сбылось. Робкие и боязливые, по принятии Духа они устремились в среду опасностей и безбоязненно пошли и на железо, и в огонь, и на зверей, и в пучину морскую, и на всякое мучение. Некнижные и простые, они говорили с таким дерзновением, что поражали слушателей. Из скудельных Дух соделал их железными, окрылил их и не допустил впасть ни в какую слабость человеческую. Такова благодать Духа! Она, если находит печаль, уничтожает ее; если злое вожделение, — истребляет; если страх, — изгоняет; и кто сподобился ее, того не допускает уже быть человеком, но, как бы переселив на самое небо, располагает помышлять только о том, что на небе» (Беседы на Евангелие от Иоанна. Беседа 75-я).

После дня Пятидесятницы и явления огненных языков уже не одно лишь немногочисленное собрание апостолов, но тысячи тысяч христиан приняли и принимают дары Духа через святые Таинства церковные, которые силою и благодатью Христовой совершают священники, получившие от Святого Духа власть на это. Многие тысячи святых просияли в мире как разнообразными подвигами во время их жизни, так и чудесами и знамениями после кончины. И кто дал им увенчаться, кто дал им прославить Бога в жизни, в смерти и в вечности? Несомненно, Святой Дух, Который жил в них, укрепляя и наставляя на мужественное творение воли Божией.

Нынешний праздник призван возвестить Божество Святого Духа. Когда в конце IV века возникла отрасль арианства — ересь македониан, утверждавших, будто Дух Святой не Бог, а служебная, сотворенная Богом сила, Второй Вселенский Собор в Константинополе подтвердил и навеки провозгласил Духа Господом истинным и животворящим, единосущным и равночестным Отцу и Сыну. Православные отцы Собора изыскали многочисленные свидетельства от Священного Писания о том, что Дух — Совершитель всех дел Отца и Сына, что Он не орудие воли Божией, но Носитель этой воли; не плод мудрости Создателя, но Источник этой мудрости. «Божество Духа весьма открыто в Писании, — указывает св. Григорий Богослов, много подвизавшийся на Соборе за правую веру. — Рождается Христос — Дух предваряет (Лк. 1, 35). Крещается Христос — Дух свидетельствует (Ин. 1, 33, 34). Искушается Христос — Дух возводит Его (Мф. 4, 1). Совершает силы Христос — Дух сопутствует. Возносится Христос — Дух преемствует. Чего великого и возможного единому Богу не может совершить Дух?» (Слово 31-е, о Святом Духе). «Если Дух не достопоклоняем, то как же меня делает Он богом по благодати в Крещении? А если достопоклоняем, то как же не досточтим? А если досточтим, то как же не Бог? Здесь одно держится другим, это подлинно золотая и спасительная цепь. От Духа имеем мы возрождение, от возрождения — воссоздание, от воссоздания — познание о достоинстве Воссоздавшего» (Там же).

Итак, достойно и праведно каждому христианину поклоняться, вкупе с Отцом и Сыном, Пресвятому Духу, на всякое время и от всего сердца призывая Его в молитве, как гласно произносимой, так и мысленной, молясь о себе, об отцах и братьях по вере и обо всех людях на земле: «Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, душа наша».

Нам подобает непрестанно приводить себе на память полные огненной ревности изречения Священного Писания о Святом Духе: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16); «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Ефес. 4, 30). Имея их перед духовными очами, будем нерушимо хранить правую веру во Святую Единосущную Троицу, церковное единство, верность заповедям Господним и, прежде всего, братскую любовь, которая и есть главный признак христиан, по слову нашего Спасителя: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). И Дух Господень истинный и животворящий, наставляющий на всякую истину, да проведет нас «тесными вратами и узким путем» (Мф. 7, 14) от земли в Царство небесное, и от жизни земной и временной — в жизнь вечную и божественную.

На утрене, на Хвалитех, стихеры, глас 2-и

Во пророцехъ возвестилъ еси намъ путь спасения, и во апостолехъ возсия, Спасе нашъ, благодать Духа Твоего. Ты еси Богъ первыи, Ты же и по сихъ,  и во веки Ты еси Богъ нашъ.

Видехомъ светъ истинныи, и прияхомъ Духъ Небесныи, обретохомъ веру истинну и нераздельну, Троице покланяемся: Та бо насъ спасла есть.

Во дворехъ Твоихъ воспою Тя, Спаса миру, и преклонь колена, поклоняюся Твоей непобедимей силе. Вечеръ, и утро, и полудне, и на всяко время благословлю Тя, Господи.

Во дворехъ Твоих, Господи, вернии, колена душъ и телесъ преклоньше, воспеваемъ Тя, безначальнаго Отца, и собезначальнаго Сына, и соприсносущна Пресвятаго Духа, просвещающаго и освящающаго душа наша.

Поделиться: