Поминальная трапеза в наши дни стала обязательной частью погребений и поминальных дней. Откуда она пришла и как организовать ее правильно?
В старину был распространен обычай кормить нищих. В память об усопшем это делали особенно часто. Бывшие раньше разновидностью милостыни, сегодня поминальные трапезы стали больше данью традиции. В них нет ничего плохого, и провести их нужно максимально благопристойно. Если поминание прилучилось в постный день, то меню должно быть обязательно постным. Если сделать постный стол затруднительно, лучше перенести поминальную трапезу на другой день.
Меню поминального стола может быть разным. Оно зависит от традиций данной местности. Строгий запрет существует только на спиртное, а обязательна на столе только кутия.
Аще твориши винопитием память умершему и сотворяеши званныя упиватися, не избавление от муки душе умершего ходатайствуеши, но приложение огня гееннского содеваеши ему.
Свт. Иоанн Златоуст
Кутия (коливо) — вареные зерна пшеницы, подслащенные медом. Пшеница прообразует собою воскресение мертвых: как пшеничное зерно, брошенное в землю, не погибает, но вновь возрастает и приносит плод, так и жившие в вере и благочестии и погребенные воскреснут для жизни вечной. Сладость меда напоминает о наслаждении и веселии праведных в Царствии Божием, а
свеща знаменует свет Лица Божия, который веселит вся, иже от века святыя Его.
Кутию приносят в храм еще во время моления. Она ставится на особо предназначенный для этого «панихидный» столик — плоский прямоугольный подсвечник с укрепленным на нем Св. Крестом. Если
служит священник, то он читает молитву на благословение кутии в начале того или иного заупокойного последования (погребения, панихиды, канона или литии), а после отпуста молящиеся поминают усопшего кутией, троекратно вкушая ее в храме или у могилы, а также и за поминальной трапезой. Тарелку с кутией передают по старшинству. Каждый ограждает себя крестным знамением и трижды отведывает кутию с молитвою: Покой, Господи, душу усопшаго раба своего… (называет имя).
За столом неуместны праздные беседы. Лучше всего трапезовать в молчании, когда кто-то один громко, во услышание всем, читает какое-либо соответствующее случаю поучение из святых книг.
По восстании от трапезы молятся сначала за обед и о здравии питающих, а затем поют стихеру 6-го гласа Содетелю и
Творче и заупокойную литию, завершая ее 15 поклонами в память умершего.
Поминальные обеды не созываются по самоубийцам и иным грешно и недостойно скончавшимся людям. Преподобный Феодор Студит советует близким родственникам таких людей в течение 40 дней не есть мяса и при этом усердно творить милостыню, прежде всего из имущества самого погибшего.