Этот праздник издревле совершается во Святой Церкви. История его такова. Пресвятая Богородица перед Своим преславным успением получила благовестие от архангела Гавриила о том, что скоро Она преставится от земли к Своему Сыну. Готовясь к этому событию, Она завещала Свои погребальные одежды (хитон и ризу) двум вдовицам, которые были особенно к Ней близки.

Когда тело Пресвятой Девы уже было погребено в Гефсиманском саду, апостол Фома, опоздавший на погребение, попросил открыть гроб для прощания с Нею. Гроб оказался пуст, только погребальные одежды лежали в нём. Эти одежды и хранились впоследствии в семьях двух вдовиц.
О судьбе ризы, или мафория, Богородицы исторические источники сообщают следующее. Мафорий (по-славянски — риза) — это большое полотнище, которое носили древние женщины, покрывая им и голову, и тело поверх хитона (рубахи). Риза Богородицы долгое время хранилась в городе Назарете у потомков вдовицы, которой была завещана Богоматерью. Риза была заключена в деревянный ковчег, пред которым возжигались свечи, лампады и фимиам. Люди, приходившие с верою к святому ковчегу, получали исцеления от различных недугов.
Примерно в 471 году в предместье Константинополя, во Влахернах, построили часовню в честь святых апостолов Петра и Павла. Там и поместили ризу Богородицы как главную святыню, а император Лев дал часовне имя Пресвятой Богородицы, где в новом золотом ковчеге и хранился святой мафорий Приснодевы. Влахернская церковь стала излюбленным местом паломничества христиан.
С ризой Богородицы связаны важные события истории Константинополя. Обращение к этой реликвии не раз спасало столицу империи от нашествий иноплеменников. Так, в 626 году персидско-хазарское войско на многочисленных кораблях приступило к городу. Враги воспользовались тем, что император Ираклий с войском ушёл в дальний поход. Сил для обороны не было, и персы уже готовы были ворваться в Царьград. Тогда патриарх Сергий вынес из Влахернского храма ризу Богородицы и стал с народом горячо молиться Пресвятой Деве. И случилось чудо: поднялась буря, потопившая весь неприятельский флот. Враги бежали в страхе, гонимые Божией силой.
Позже молитва перед Богородичной ризой спасала Царьград от осады аварами, арабами, персами, славянами.
В июле 860 года русский князь Аскольд с войском подступил к Константинополю. Две сотни ладей русского войска вошли в цареградскую бухту Золотого Рога. И вновь не было в столице войска для сражения с нападавшими: император Мануил увёл его в военный поход. Узнав о приближении врага, базилевс спешно возвратился в столицу. Он пришёл во Влахернский храм и горячо молился перед ризой Богородицы. Патриарх Фотий взял ризу Богородицы и пошёл с крестным ходом по стенам столицы. Он погрузил край Ризы в воды Босфора, а потом перенёс святыню в храм Святой Софии, где всенародное моление продолжилось. Господь снова явил чудо: русский князь внезапно отменил штурм города и подписал мирный договор с императором. Осада была снята, русские войска с большой греческой данью отбыли на Русь. Через неделю риза Богородицы была торжественно перенесена во Влахерны и положена на своё прежнее место. День этого положения (2 июля по старому стилю) был объявлен церковным праздником «Положения честныя ризы Пресвятыя Богородицы в церкви, иже во Влахерне».
Даже после разграбления Влахернского храма крестоносцами (XIII век), когда бо́льшая часть ризы была украдена латинянами, почитание оставшейся части в храме продолжалось, частицы этой святыни в течение предшествовавших столетий отделялись и отправлялись в разные православные храмы. Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский, в 1381 году получил для своей церкви частицу этой святыни, которую вложил в знаменитый крестообразный ковчег (реликварий, хранящийся ныне в Государственном историческом музее в Москве).
В настоящее время бо́льшая часть ризы Богородицы находится в костёле французского города Шартр, куда стекается множество паломников со всего мира.
Кроме мафория, из сохранившихся одежд Богородицы известны Её пояс, который сейчас находится на Афоне, и хитон (рубаха), находящийся в грузинском городе Зугдиди.
Хотя в июльской минее положена «шестеричная» служба Положению ризы Богородицы с великим славословием, Большой устав повелевает совершать службу с полиелеосом. Недостающие для такой службы седальны берутся, по «Церковному оку», из службы Тихвинской иконе Богородицы.
Почитая ризу Пресвятой Богородицы, мы воздаём честь Самой Пресвятой Деве, а через Неё — и Рождённому от Неё Господу нашему Исусу Христу.