Покров Пресвятой Богородицы

Главная Публикации Традиции Покров Пресвятой Богородицы

Темы публикаций

Покров Пресвятой Богородицы

14 октября (1 октября по старому стилю) Церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Великий непереходящий Богородичный праздник. Один из любимых Богородичных праздников на Руси, по своей торжественности ни в чём не уступающий двунадесятым праздникам.

Покров Пресвятой Богородицы
Икона Покрова Пресвятыя Богородицы из Ветковского музея. XVIII век.

На праздник Покрова Пресвятой Богородицы вспоминается спасение г. Константинополя от нападения варваров. О событии данного праздника рассказывается в Житии св. Андрея, Христа ради юродивого, память которого отмечается на следующий день после Покрова, т.е. 2/15 октября. Андрей, родом славянин, был некогда захвачен греками в плен и проводил подвижническую жизнь в столице империи. Во время нашествия врагов на город, когда бесчисленный вражеский флот преграждал выход в море, жители Константинополя собрались во Влахернском храме Пресв. Богородицы на молитву, прося заступничества у Божией Матери, Которая не раз спасала город от врагов. Во время всенощного бдения, в четвёртом часу ночи, блаженный Андрей увидел, как в храме чудесным образом появилась Пресвятая Богородица в сопровождении торжественной процессии. Пречистую Деву сопровождали св. пророк Иоанн Предотеча, св. апостол и евангелист Иоанн Богослов и множество ангелов и других святых. Пресвятая Дева остановилась у амвона и начала молиться за собравшихся людей и о спасении города. Затем Она сняла со Своей головы покрывало и распростёрла этот чудный покров над всеми молящимися. Помолившись, Пресвятая Дева растаяла в воздухе, и лишь Её амофор, сияя ярким светом, ещё долгое время оставался в воздухе.

Видя это страшное и чудесное явление, блаженный Андрей обратился к своему ученику и сомолитвеннику Епифанию, видит ли он Пресвятую Деву? На что Епифаний ответил: «Вижу и ужасаюсь». Наутро поднявшаяся буря разметала корабли, осаждавшие город, враг отступил, и жители были спасены.

Покров Пресвятой Богородицы

О времени чудесного явления блаженному Андрею нет однозначного мнения. Наиболее вероятными называются две даты: 910 г. либо 860 г. Хотя впоследствии в народной памяти оба эти события могли слиться воедино, ибо город оба раза был чудесным образом спасён по молитвам к Божией Матери. Только если в 910 г. Константинополь был осаждён сарацинами, то в 860 г. осаждающими были русские князья Аскольд и Дир, согласно «Повести временных лет».

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечается только русской Церковью. Греки этого праздника не отмечают. Именно поэтому патриарх Никон, во время церковной реформы XVII века, пытался отменить этот праздник на Руси, во всём копируя греческий Устав. Однако всеобщая народная любовь к Пресвятой Богородице и Её празднику не позволили осуществиться замыслам реформатора.

Праздник Покрова Пресв. Богородицы был установлен в Русской Церкви во второй половине XII века князем Андреем Боголюбским. Его небесным покровителем был блаженный Андрей, Христа ради юродивый, свидетель чудесного явления Божией Матери. Читая в Житии блж. Андрея об этом событии, князь Андрей пожелал, чтобы чудный покров Божией Матери был распростёрт и над Русскими землями. Одним из самых первых русских храмов, посвящённых Покрову Божией Матери и сохранившихся до наших дней, стал храм Покрова на Нерли.

Известны два основных иконографических извода праздника Покрова Пресв. Богородицы: суздальский и новгородский. На иконах суздальской традиции Божия Матерь Сама, Своими пречистыми руками держит плат над молящимися. Непосредственно под Ней на переднем плане изображается св. Роман Сладкопевец, хотя и живший по времени раньше празднуемого события на несколько веков, но чья церковная память совершается также 1\14 октября, т.е. одновременно с праздником Покрова. На заднем плане изображается Влахернский храм, о чём говорит покатая кровля в византийском стиле.

На иконах новгородской традиции Божия Матерь стоит в молитвенной позе «Оранта» с воздетыми вверх руками на специальном епископском коврике-орлеце. А простертый над молящимися и над Самой Божией Матерью омофор держат ангелы. Дева Мария стоит над Царскими Вратами, которые в данном случае символизируют Её Приснодевство, как было предсказано о Ней ещё в ветхозаветных видениях. Над головой Богородицы изображён поясной образ Спасителя, благословляющего Свою Пречистую Матерь. На этом изводе воздетые руки Божией Матери и благословляющие руки Исуса Христа находятся очень близко друг к другу, что говорит о том, что молитвенная просьба Девы Марии как бы сразу и непосредственно передаётся в руки Её Сына Исуса Христа. На заднем фоне икон новгородской традиции изображаются купола русских храмов, что как бы переносит празднуемое событие на Русскую землю.

С конца XV в. оба иконографических извода стали постепенно сливаться в один общий.

Икона разделена на два регистра: верхний и нижний. Вверху обычно изображают ангелов и святителей, пришедших вместе с Пречистой Девой во святой храм. Внизу же обязательно будет стоять блаженный Андрей, указующий своему ученику Епифанию перстом на Пресвятую Богородицу.

Из прочих святых, обычно изображаемых на иконе Покрова, обязательно присутствуют св. Иоанн Креститель и ап. Иоанн Богослов.

Так как праздник Покрова Пресвятой Богородицы стал одним из любимейших праздников в русской Церкви, то и число храмов, посвящённых этому празднику, было всегда очень большим и превышало по количеству все остальные.          

Поделиться: