На следующий день после праздника всех святых начинается Апостольский, или Петров, пост, который длится до праздника свв. верховных апостолов Петра и Павла. Поскольку праздник апостолов всегда празднуется в один и тот же день июня — 30-го (по новому стилю, 12 июля), а праздник Всех святых связан с днем празднования Пасхи, продолжительность Петрова поста бывает разной — от 8 до 42 дней. Этот пост был введен в общецерковное употребление несколько позднее Великого и не сразу стал общепринятым, но его богословский смысл восходит напрямую к Новому Завету. Когда фарисеи и книжники упрекали нашего Господа в том, что ученики Его не постятся, Христос отвечал: «Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Лк. 5, 33; Мф. 9, 15).
Петровский пост есть воспоминание о посте апостолов, который они, исполняя эти слова Господа, предприняли вскоре после Его Вознесения на небеса. Церковное Предание говорит, что, получив в день Пятидесятницы Дух Святой и готовясь к выходу на проповедь, они укрепляли свои сердца усиленным постом и молитвой. По их примеру стали поститься после Пятидесятницы благочестивые христиане. Первые ясные свидетельства об этом посте относятся к IV веку; из восточных отцов о нем свидетельствует св. Афанасий Великий, а из западных — св. Леонтий (Лев) Великий, папа Римский. «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — учит св. папа Леонтий (390–461). — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела […]. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований…»
Из Предания мы знаем, что апостолы распределяли между собой страны для проповеди не по желанию и выбору каждого, а бросая с молитвой жребий и прося Господа явить таким образом Свою волю. Так они отсекали возможность всякого своеволия в деле, превосходящем человеческие силы, полагаясь целиком на промысел и помощь Святого Духа и прося Его, как завещал Господь, наставить их на всякую истину и возвещать их устами слова премудрости Божией (Ин. 16, 13). Их пример весьма полезно держать в памяти и нам, ибо искать не своей, а Божией воли подобает каждому из нас, и не только в особых случаях, но во всех делах без исключения, вплоть до самых обычных и повседневных.
«Скажи ми, Господи, путь, в онь же пойду, яко к Тебе взях душу мою. […] Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой: Дух Твой благии наставит мя на землю праву» (Пс .142, 8, 10), — молил во псалмах царь Давыд за многие века до Господня пришествия, пророчески ведая, что исполнять волю Божию можно не иначе, как благодатью и поспешением Его Духа. Эти слова, которые мы неоднократно повторяем в наших повседневных службах, пусть будут нашим путеводительным наставлением и в дни святого Апостольского поста, чтобы нам поститься с той же целью, с тем же настроением, в том же духе, что и апостолы. И пусть самую малую жертву нашего послушания Его святой воле Бог Слово примет милостиво и благосклонно, как принимает и великие подвиги, ибо Сам Он говорит во Своем Евангелии: «Рабе благии и верныи, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего» (Мф. 25, 21).
Будем при этом помнить неустанность и мужество учеников Господа в их трудах: они шли в далекие, совершенно неведомые им страны, где им грозили многие опасности и самая смерть, шли пешком по пустыням и горам или на кораблях, терпя бури и кораблекрушения, шли, неся слово веры людям всякого племени, рода и звания, от нищих до царей, не угождая сильным и не презирая слабых, но, по слову ап. Павла, будучи «всем для всех» (1 Кор. 9, 22). Все они знали о том, что им предстоит, из слов Христа: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф. 24, 9). Но никто из них не сошел со своего пути и не обратился вспять. И это неизъяснимое чудо веры, мужества, мудрости, верности, терпения — сих духовных доблестей и даров, которыми были одарены эти простые и неученые люди, еще недавно маловерные и боязливые — нельзя объяснить иначе, как поспешением Святого Духа. «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5), — говорит Господь. Пребудем в Нем, крепко держась за данную Им спасительную веру, крепко стоя в основанной Им Церкви и от всего сердца желая быть Ему угодными. И тогда, при всей нашей немощи и недостоинстве, Он приложит нам веру, надежду и любовь, даст силу и мудрость к творению Его воли в том деле и на том месте, где Он благоволит быть каждому из нас. Пусть даже это будут не апостольские странствия, борения и труды, а служение, во имя Христово, нашим ближним, терпение их недостатков и немощей, сохранение мирного и светлого духа в искушениях окружающей нас жизни. Если же кто из нас достойно, подобно верному рабу из Евангелия, исполнит свое служение в малом, то может Господь избрать его и на некий больший подвиг, ради Своей великой славы. «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных, — писал апостол Павел почти два тысячелетия назад, но сказанное им точно относится и к нам, сегодняшним христианам, — но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1, 26–27). Как тогда на немощных и немудрых сбылись великие чудеса силы Божией, так произойти это может и сегодня. Приготовлением к тому, чтобы послужить нашему Господу, каждый в своем чине и призвании, пусть станет для каждого из нас «легкое бремя» Апостольского поста.
В пост, на первом часе, тропари, глас 4-и
Скоро предвари, даже не поработимся, врази бо хулятъ Тя, и претятъ намъ, Христе Боже. Но порази Крестомъ Своимъ борющихся съ нами, да разумеютъ, колико можетъ православныхъ вера, молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Премудрости наставниче, и смыслу давче, немудрымъ наказателю, и нищимъ защитителю, утверди и вразуми сердце мое, Владыко. Ты даждь ми слово, еже отчее единородное Слово: се бо устнама моима не возбраню, еже звати Ти: Милостиве, помилуй мя падшаго.
И ныне, и присно, и во веки веком, аминь.
Преславную Христову Матерь, и святыхъ ангелъ святейшу, немолчно воспоемъ сердцем и устнами, Богородицу Тя исповедающе, яко воистину рождьшую нам Бога воплощена, и молящуюся непрестанно о душахъ нашихъ.