Петров пост

Главная Публикации Традиции Петров пост

Темы публикаций

Петров пост

На следующий день после праздника всех святых начинается Апостольский, или Петров, пост, который длится до праздника свв. верховных апостолов Петра и Павла. Поскольку праздник апостолов всегда празднуется в один и тот же день июня — 30-го (по новому стилю, 12 июля), а праздник Всех святых связан с днем празднования Пасхи, продолжительность Петрова поста бывает разной — от 8 до 42 дней. Этот пост был введен в общецерковное употребление несколько позднее Великого и не сразу стал общепринятым, но его богословский смысл восходит напрямую к Новому Завету. Когда фарисеи и книжники упрекали нашего Господа в том, что ученики Его не постятся, Христос отвечал: «Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Лк. 5, 33; Мф. 9, 15).

Петровский пост есть воспоминание о посте апостолов, который они, исполняя эти слова Господа, предприняли вскоре после Его Вознесения на небеса. Церковное Предание говорит, что, получив в день Пятидесятницы Дух Святой и готовясь к выходу на проповедь, они укрепляли свои сердца усиленным постом и молитвой. По их примеру стали поститься после Пятидесятницы благочестивые христиане. Первые ясные свидетельства об этом посте относятся к IV веку; из восточных отцов о нем свидетельствует св. Афанасий Великий, а из западных — св. Леонтий (Лев) Великий, папа Римский. «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — учит св. папа Леонтий (390–461). — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела […]. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований…»

Из Предания мы знаем, что апостолы распределяли между собой страны для проповеди не по желанию и выбору каждого, а бросая с молитвой жребий и прося Господа явить таким образом Свою волю. Так они отсекали возможность всякого своеволия в деле, превосходящем человеческие силы, полагаясь целиком на промысел и помощь Святого Духа и прося Его, как завещал Господь, наставить их на всякую истину и возвещать их устами слова премудрости Божией (Ин. 16, 13). Их пример весьма полезно держать в памяти и нам, ибо искать не своей, а Божией воли подобает каждому из нас, и не только в особых случаях, но во всех делах без исключения, вплоть до самых обычных и повседневных.

«Скажи ми, Господи, путь, в онь же пойду, яко к Тебе взях душу мою. […] Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой: Дух Твой благии наставит мя на землю праву» (Пс .142, 8, 10), — молил во псалмах царь Давыд за многие века до Господня пришествия, пророчески ведая, что исполнять волю Божию можно не иначе, как благодатью и поспешением Его Духа. Эти слова, которые мы неоднократно повторяем в наших повседневных службах, пусть будут нашим путеводительным наставлением и в дни святого Апостольского поста, чтобы нам поститься с той же целью, с тем же настроением, в том же духе, что и апостолы. И пусть самую малую жертву нашего послушания Его святой воле Бог Слово примет милостиво и благосклонно, как принимает и великие подвиги, ибо Сам Он говорит во Своем Евангелии: «Рабе благии и верныи, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего» (Мф. 25, 21).  

Будем при этом помнить неустанность и мужество учеников Господа в их трудах: они шли в далекие, совершенно неведомые им страны, где им грозили многие опасности и самая смерть, шли пешком по пустыням и горам или на кораблях, терпя бури и кораблекрушения, шли, неся слово веры людям всякого племени, рода и звания, от нищих до царей, не угождая сильным и не презирая слабых, но, по слову ап. Павла, будучи «всем для всех» (1 Кор. 9, 22). Все они знали о том, что им предстоит, из слов Христа: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф. 24, 9). Но никто из них не сошел со своего пути и не обратился вспять. И это неизъяснимое чудо веры, мужества, мудрости, верности, терпения — сих духовных доблестей и даров, которыми были одарены эти простые и неученые люди, еще недавно маловерные и боязливые — нельзя объяснить иначе, как поспешением Святого Духа. «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5), — говорит Господь. Пребудем в Нем, крепко держась за данную Им спасительную веру, крепко стоя в основанной Им Церкви и от всего сердца желая быть Ему угодными. И тогда, при всей нашей немощи и недостоинстве, Он приложит нам веру, надежду и любовь, даст силу и мудрость к творению Его воли в том деле и на том месте, где Он благоволит быть каждому из нас. Пусть даже это будут не апостольские странствия, борения и труды, а служение, во имя Христово, нашим ближним, терпение их недостатков и немощей, сохранение мирного и светлого духа в искушениях окружающей нас жизни. Если же кто из нас достойно, подобно верному рабу из Евангелия, исполнит свое служение в малом, то может Господь избрать его и на некий больший подвиг, ради Своей великой славы. «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных, — писал апостол Павел почти два тысячелетия назад, но сказанное им точно относится и к нам, сегодняшним христианам, — но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1, 26–27). Как тогда на немощных и немудрых сбылись великие чудеса силы Божией, так произойти это может и сегодня. Приготовлением к тому, чтобы послужить нашему Господу, каждый в своем чине и призвании, пусть станет для каждого из нас «легкое бремя» Апостольского поста.

В пост, на первом часе, тропари, глас 4-и

Скоро предвари, даже не поработимся, врази бо хулятъ Тя, и претятъ намъ, Христе Боже. Но порази Крестомъ Своимъ борющихся съ нами, да разумеютъ, колико можетъ православныхъ вера, молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Премудрости наставниче, и смыслу давче, немудрымъ наказателю, и нищимъ защитителю, утверди и вразуми сердце мое, Владыко. Ты даждь ми слово, еже отчее единородное Слово: се бо устнама моима не возбраню, еже звати Ти: Милостиве, помилуй мя падшаго.

И ныне, и присно, и во веки веком, аминь.

Преславную Христову Матерь, и святыхъ ангелъ святейшу, немолчно воспоемъ сердцем и устнами, Богородицу Тя исповедающе, яко воистину рождьшую нам Бога воплощена, и молящуюся непрестанно о душахъ нашихъ.

Поделиться: