Память святых отец Первого Вселенского Cобора

Главная Публикации Традиции Память святых отец Первого Вселенского Cобора

Темы публикаций

Память святых отец Первого Вселенского Cобора

То, что память Первого Вселенского Собора установлено совершать в недельный день, следующий за праздником Вознесения, несет в себе символический смысл. Четырьмя днями раньше мы вспоминали, как Господь являлся апостолам по Воскресении и, утверждая их в вере и готовя к подвигу проповеди, обещал им послать силу свыше, чтобы они могли быть верными свидетелями Христа во всех странах, вплоть до краев земли. Событие Первого Вселенского Собора подтверждает это обещание, но и открывает, через какие великие препятствия проходит слово Христово, Его спасительное учение, на своем пути из уст в уста и от сердца к сердцу. Не так бывает трудно пронести слово евангельской проповеди через моря и пустыни, преодолевая дорожные опасности, кораблекрушения и даже угрозы гонителей, как трудно сохранить его в чистоте, когда оно проходит через несовершенные человеческие разумы, подверженные воздействиям земных страстей. Здесь истине могут грозить новые, неявные, но отнюдь не менее грозные опасности уже не от прямых врагов Христа, а от тех, кто, называясь братьями, смешивает Христову истину с заблуждениями и, по слову Писания, вносит во святилище Господа чуждый огонь (Лев. 10, 1). Но и в этих опасностях Дух Святой не оставляет Церковь Христову, вознося ее над гордыней, неведением, немощью ума и прочими пороками людей и сохраняя ее непорочной.

Память святых отец Первого Вселенского Cобора

После почти трех веков гонений и мученичества, при римском императоре Константине Церкви был дарован мир. Сам император принял христианскую веру и пожелал, чтобы все его подданные  соединились в одном спасительном уповании. Но в это время выяснилось, что в одной из самых влиятельных и многочисленных поместных Церквей мира, Александрийской, основанной некогда евангелистом Марком, устами некоего презвитера Ария и его сторонников проповедуется, будто предвечный и единородный Сын Божий не равен Отцу, не вечен, но сотворен Отцом как Посредник между Богом и прочим творением. Стало известно, что это учение уже нашло себе ряд сторонников во множестве церквей и что его поддерживают некоторые известные епископы.

Александрийский епископ Александр увещевал Ария не проповедовать того, что подрывало самые основы Христовой веры, но Арий не подчинился, и даже отлучение от церковного общения не смогло его остановить и исправить. Церковная паства волновалась. Вчерашние язычники, во множестве обращавшиеся в христианство вслед за царем, были в недоумении, видя несогласие и раздор там, где ожидали увидеть единомыслие, братскую любовь и чистый свет истины. Стремясь защитить истинное предание веры и сохранить единство Церкви, епископ Александр обратился к царю с просьбой созвать Собор христианских церквей «всей вселенной», — то есть призвать епископов из всех земель, подвластных римскому императору, и из других стран, откуда возможно будет прибыть, чтобы вынести определение об истинной вере, обязательное для всех христиан.

Такое трудное дело было возможно только с царской поддержкой. И действительно, на Собор удалось доставить епископов не только из римских провинций, от Испании до Сирии, но и из Персии, Скифии, с Кавказа. Церковное Предание гласит, что число соборян составляло 318 и среди них были как люди, отличавшиеся высокой ученостью — например, диакон епископа Александра Афанасий, будущий великий святитель и исповедник ,- так и самые простые, как епископ Спиридон Тримифийский с Кипра, который нес крестьянские труды и пас коз. Удивительно поистине, что ревнители правой веры, независимо от происхождения и образованности, разделенные огромными расстояниями, хранили одно и то же учение. В простоте сердца принимали они слова Евангелия, записанные возлюбленным учеником Христа апостолом Иоанном: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было искони у Бога. Всё через Него начало быть» (Ин. 1, 1–3); а также прямые изречения Христа: «Я и Отец — одно» (Ин. 10, 30); «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14, 9). Они твердо верили в то, что Святой Дух, Которого Господь послал апостолам от Отца, когда вознесся на небо, учит вернее, чем любые хитросплетения мудрости человеческой.

Память святых отец Первого Вселенского Cобора

Святые отцы осудили лжеучение Ария и навеки утвердили догмат о том, что Сын Божий единосущен Отцу, то есть имеет одну общую с Ним Божественную сущность. Сын Божий есть Бог всецело и в полноте, как и Отец, различаясь с Ним только тем, что Отец — рождает, а Сын — рожден.

Ариане, не смирившись с осуждением их ереси, продолжали строить свои ковы против решения Собора, утверждая, что слова «единосущный» нет в Св. Писании и, стало быть, само это понятие есть новшество в вере. Внося новшество и нечестие сами, они лукаво пытались обвинить в том же православных. Отвечая на это, св. Афанасий писал:

«Такое их усилие есть […] явный признак их неразумия и […] подражание иудейскому злонравию. Ибо и иудеи, обличаемые Истиной, когда не могли противиться, представляли предлоги, говоря: ,,Какое Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе?” (Ин. 6, 30) Между тем столько было знамений, что сами они говорили: ,,Что нам делать? Этот Человек много знамений творит” (Ин. 11, 47). Мертвые воскресали, хромые ходили, слепые прозирали, прокаженные очищались, вода претворялась в вино, пятью хлебами насытились пять тысяч человек: все дивились и поклонялись Господу, признавая в Нем исполнение пророчеств, исповедуя, что Он — Бог, Божий Сын; одни только фарисеи, хотя видимые знамения были светлее солнца, все еще, как невежды, оставались недовольны и говорили: ,,Почему Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом?” (Ин. 10, 33) О несмысленные и поистине слепые умом! Им, напротив, следовало сказать: почему Ты, будучи Богом, стал человеком? Ибо дела показывали, что Он — Бог. […] Так […] отрицавшиеся Господа иудеи по справедливости стали чуждыми данного отцам обетования. И ныне иудействующие ариане […] в одинаковом находятся расположении с Каиафой и с тогдашними фарисеями» (Послание о постановлениях Никейского Собора).

Борьба с арианством на Соборе была только начата. Обличенная и осужденная, ересь не сдавалась и впоследствии несколько раз добивалась преобладания. Некоторые из императоров принимали арианскую веру, оказывали ей покровительство и преследовали православных. Но благодать Св. Духа, попустив Церкви пройти через это испытание, сохранила ее в чистоте веры. Постепенно ересь пала и рассыпалась перед стойкостью исповедников истины и, в конце концов, полностью исчезла. Проповедь нашего Спасителя и Господа осталась незамутненной, основание нашего спасения — непоколебленным.

В день памяти святого Никейского Собора мы прославляем благодать и милость Христа, исполнившего Свое обетование апостолам: «Не оставлю вас сирыми; приду к вам» (Ин. 14, 18). В победе православия явно проявилось присутствие Воплощенного Бога в Церкви, которая есть Его Тело. Мы чтим также стойкость, мужество и великие труды исповедников правой веры, сберегших свою паству от арианского богохульства: святителей Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Николу Мирликийского, Спиридона Тримифийского и многих иных. Их молитва, их благодатные дары, явленные во множестве чудес, да сохранят и ныне христиан в истинной вере, мире, братолюбии и в добрых делах, без которых, как мы знаем, вера мертва (Иак. 2, 26). Да исполнится молитва, которой Христос молился Отцу Небесному об учениках, идя на Крестное страдание: «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, да будут и они в Нас едино» (Ин. 17, 21). В этой молитве, как поясняет свт. Афанасий Великий, Христос просит, «чтобы чрез Него подавался верующим Дух, посредством Которого мы надеемся быть в Боге и сочетаться с Ним. Поскольку Слово в Отце, а Дух подается Словом, то Христос желает, чтобы приняли мы Духа и чтобы […] по Духу стали едино в Слове, а чрез Слово и во Отце» (На ариан слово 3-е).  

На великой вечерне, на стиховне, стихера, славник, глас 4-и

Молебную память днесь богоносныхъ отецъ, яже отъ всея вселенныя собравшихся, въ светлемъ граде Никейстемъ, правоверныхъ составления, благочествующе правоверно празднуемъ. Сии бо лютаго Ария безбожное веление благочестно премудре разрушиша, и отъ соборныя Церкве соборне того изгнаша. И ясно Сына Божия единосущна и соприсносущна Отцу, прежде векъ суща, вся научиша исповедати въ вернемъ образе, известно и благочестно сие изложивше. Темже и мы божественнымъ их повелениемъ последствующе, известно и твердо верующе служимъ, со Отцемъ Сыну и Духу Всесвятому, во единомъ Божестве, Троице Единосущней.

Кондак, глас 8-и

Апостольское проповедание и отецъ учение, церкви единою верою запечатле, и ризу носящи истины, исткану отъ вышняго богословия, исправляетъ и славитъ благочестия великое таинство.     

Икос

Высокимъ проповеданиемъ,  Божию Церковь услышимъ вопиющу: жаждаи да приидетъ ко мне, и чашу, еяже ношу, да пиетъ: чаша бо есть премудрости. И сие пиво отъ истины словесъ почерпохъ, и воду не проливающу прекословия, но исповедания, еяже пия нынешнии Израиль, Бога зритъ вещающа: видите, видите, яко Самъ Азъ есмь, и не пременяюся:  Азъ Богъ первыи, Аз же и по сихъ, и разве Мене иного несть отнюдъ. И отсюду причащающиися насытятся, и восхвалятъ благочестия великое таинство.

Поделиться: