Неделя о слепом

Главная Публикации Традиции Неделя о слепом

Темы публикаций

Неделя о слепом

В последний воскресный день праздника Пасхи вспоминается исцеление Господом слепого. Как сказано в Синаксаре этого дня, по выходе из храма Христос однажды увидел «спотыкающегося слепца, который и родился таким, имея лишь очертания глаз и углубления вместо них». При виде этого несчастного ученики спросили Господа: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9, 2) Еще не укрепленные вышнею мудростью от Святого Духа, они рассуждали подобно друзьям Иова, которые, видя безмерные страдания праведника, вместо утешения укоряли его в тайных грехах, ибо не могли представить, что человек может страдать невинно. Господь ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин. 9, 3–5). Этими словами Христос и предвозвестил Свое грядущее страдание, и отверг их неправую мысль. В сущности, Его слова были ободрением всем страдальцам земли. Каждый из людей, несущих здесь какое-либо тяжкое страдание, даже если его совесть обличает его в какой-то тяжелой вине, может повторять эти слова применительно к себе. Потому что, если даже он воспринимает свое страдание как заслуженное, он также может ожидать, что и на нем «явятся дела Божии». Ибо не только исцеление тела, но и исцеление души через покаяние и внутреннюю перемену есть чудо Божие и великая радость, по слову самого Господа: «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15, 7). Болезни и иные скорби плоти могут, таким образом, стать для нас путем к Богу и ко спасению. 

Неделя о слепом

Затем Христос плюнул на землю и, смешав слюну с пылью, помазал этим глаза слепому, и «сказал ему: пойди, умойся в купальне Силуам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9, 7). Евангелист Иоанн, повествуя об этом, не без умысла переводит название купальни. Посланный, Посланец Божий — это Сам Христос. Перед Своей крестной Страстью Христос молился Отцу о Своих учениках: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17, 21). Так и теперь в знак Своего посланничества Он исцеляет слепого, самим способом этого исцеления являя Себя миру как Сына Божия.

Мы знаем, что в других случаях Он исцелял одним словом. Зачем же здесь понадобились слюна и земной прах? 

Слепой, как сказано выше, не имел глаз; Христос создавал их заново. И, как пишет один из древнейших богословов Церкви священномученик Ириней Лионский, при этом Христос желал «показать руку Господню, ту, которая изначально сотворила человека. […] Ведь это Он осуществил действием, как говорит Писание: взял глину от земли и сотворил человека (Быт. 2, 7). […] То, чего Творец-Слово не создал слепому во чреве его матери, теперь создается открыто, чтобы на нем явились дела Божии и чтобы мы не искали другой руки […] и другого Отца, зная, что та рука Бога, что создала нас изначально и создает каждого во чреве матери, теперь, в новые времена, избрала нас, погибших, находя и беря на плечи, как пастух потерянную овцу, и с радостью возвращая на пажить вечной жизни» (Против ересей, кн. V)

Столь же ясным символом оказывается и омовение в купели, носящей имя Посланника. Поскольку падшее человечество нуждалось в обновлении через святую купель крещения, Господь посылает исцеляемого омыться водами Силуама. И человек приходит обретшим не только телесное, но и духовное зрение. Так и ныне о каждом приступающем ко крещению священник молит Бога: «Отверзи ему очи мысленнии, во еже просияти в нем просвещению благовестия Твоего».

То, что бывший слепой получил этот дар мысленного света, доказывается дальнейшим. Законники и фарисеи, ненавидевшие Христа, пытались убедить исцеленного, что Исус, даровавший ему зрение, грешник и не угоден Богу, поскольку исцеляет в субботу, день предписанного Моисеем покоя. «Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же — то есть Исуса — не знаем, откуда Он», — говорили они (Ин. 9, 29). Прозревший смело ответил им: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но, кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепому от рождения. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин. 9, 3033). Тогда фарисеи,  одержимые ненавистью и гордыней, вместо того чтобы восхвалить Бога за чудо, с оскорблениями выгнали прозревшего вон. Услышав об этом, Христос нашел этого человека и сказал ему: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» — «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» — спросил прозревший. — Христос отвечал: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою». Прозревший сказал Исусу: «Верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9, 35–38).

Это чудо веры и обновления ума во Святом Духе нисколько не менее чудесно, чем чудо исцеления телесных глаз. И несомненно, что за ним последовало обновление всей жизни исцеленного: вся эта жизнь отныне стала хвалением Бога и Его Единородного Сына. Так исцеление слепого становится примером для каждого из нас, верующих. Апостол Павел пишет: «Все мы, крестившиеся во Христа Исуса, в смерть Его крестились. […] И как восстал Христос из мертвых славою Отца, так и мы да будем ходить в обновлении жизни. Ибо если мы стали сообразными подобию смерти Его, то станем и причастниками воскресению» (Рим. 6, 3–5). И в эти сорок дней праздника Воскресения Христова, и во все дни нашей жизни будем делом, словом и мыслью вести себя так, как подобает ожидающим всеобщего воскресения и невечернего дня царствия Его. 

На великой вечерне, на стиховне, стихера, славник, глас 8-и

Правды солнце мысленное, Христе Боже, иже изъ утробы света лишеннаго, Твоимъ пречистымъ прикосновениемъ просветивыи обоюду, и наши очи душевныя озаривъ, сыны дню покажи, да верою вопиемъ Ти: многое Твое и неизреченное, еже на насъ благоутробие, Человеколюбче, слава Тебе.

На утрене, на Хвалитех, стихера, славник, глас 8-и

Кто возглаголетъ силы Твоя, Христе; или кто изочтетъ чюдесъ Твоихъ множество? Сугубъ бо яко виденъ бысть на земли за благость, сугубы и цельбы недугующимъ даяше: не точию бо телесныя очи отверзлъ еси, иже отъ утробы слепому, но и душевныя. Темже Бога Тя исповеда крыющагося, и всемъ подающа велию милость.

Поделиться: