О произвольных постах

Главная Публикации Традиции О произвольных постах

Темы публикаций

О произвольных постах

Помимо общепринятых для всех постных дней (четыре многодневных поста и среда и пятница каждой недели) существуют обычаи частного поста. Христианин по согласованию с духовным отцом может взять себе дополнительный день воздержания для того, чтоб усилить покаяние. Дополнительный день поста может назначить духовный отец в качестве епитимии. Существуют также поместные обычаи держать пост в определенные дни. О каждом из них поговорим подробнее.

О произвольных постах
Фото: Мария Муравьева

Понедельник

Пост в понедельник обязателен для иноков. Пост в понедельник — выражение почтения бесплотным силам. Именно в понедельник Святая Церковь совершает службы святым архангелам и ангелам, которым монахи стремятся уподобиться. Обычай держать пост в понедельник называется понедельничанием. Миряне могут понедельничать по своему желанию, благословившись у духовного отца.

«День понедельника иноцы должны суть препровождати в посте по Уставу церковному. Мирстии же на произволении, якоже хощут и изволяют: аще постятся, похваляются, аще ли не постятся, не истязуются».

История и обычаи Ветковской церкви

26 сентября — предпразднество Воздвижения Честнаго Креста. В праздник Воздвижения Креста полагается пост. Некоторые имеют обычай соблюдать пост и накануне этого праздника. Вечером в храме по чину богослужения выносится для целования Святой Крест.

«Неции постятся, предочищающеся целования ради крестнаго. И сие добро и благоприятно есть, обаче же на произволении коегождо есть, понеже в соборных церквях един пост сотворяется.

История и обычаи Ветковской церкви

Неделя перед праздником Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна. Предание доносит до нас сведения о том, что существовал обычай поститься одну седмицу перед праздником Усекновения честныя главы святаго Иоанна Предотечи.

«Совещание полезное положено есть сице: должно есть нам не единый сей день поститися, но и всю седмицу, таковаго ради светильника и проповедника покаянию и прочая, и отсюду вину вземлют иночествующии же и мирстии богобоязливии православнии християне, и доныне в почесть великаго светильника, святаго Иоанна Предотечи».

Устав свт. Ермогена патриарха, на Усекновение главы Предотечевы

В этот недельный пост полагалось соблюдать сухоядение в среду и пятницу. В прочие дни дозволялось вкушать пищу с маслом. Устав свт. Ермогена напоминает, что эта неделя предполагает воздержание по произволению, и призывает не кичиться постным подвигом. Соблюсти пост в эту неделю призываются те, кто страдает головной болью, а также те, кто пребывает в монастырях, освященных в честь Предотечи:

«Сия седмица есть на произволение, и постящиеся оную над непостящимися да не превозносятся в себе. […] Ибо не лицемерие, но усердие ко святому Иоанну Предотече подвизает поститися, инех же болезнь главоболения понуждает о сем обеты творити, яже и совершати должни суть, по реченному: Воздаждь Вышнему молитвы твоя и призови Мя в день печали твоея, и избавлю тя, и прославиши Мя. Несть убо зазрения виновно дело, еже сохраняти седмицу сию в посте и воздержании, наипаче же благоприятно и прилично есть хранити ю во обителех, во имя святаго Иоанна Предотечи устроенных, и идеже аще настоятель и братия изволят в честь и славу великому постнику, пустынножителю и светильнику Света, пророку же и Предотече и Крестителю Господню Иоанну, иже воистину от всех святых большему».

Иноческая трапеза подразумевает полный отказ от мяса. Однако некоторые иноки берут на себя сугубый подвиг и отказываются не только от мяса, но и от других скоромных продуктов: яиц, молока и даже рыбы. Таковым Устав о пище предлагает вкушать все, кроме мяса, в «сплошные» седмицы  Светлую седмицу, святки, сплошную неделю и масляную неделю перед Великим постом:

«Паки суть неции от иночествующих, иже Господа ради изволиша постническое жительство, и не вкушают сыра и яиц, млека же и масла кравия во все лето, обаче же и сии повинуются Преданию церковному и разрешают, во дни разрешенныя от Церкви, на вся, яже иноком не возбранена суть: глаголю же, от дне Святыя Пасхи во всю Светлую седмицу до недели Фомины, седмь дней, и в седмицу по сошествии Святаго Духа, осмь дней, и от Рожества Христова и до 7-го генваря 12 дней, и от Недели мытаря и фарисея, седмь дней, и от Недели мясопустныя осмь дней. Кроме же сих разрешенных от Церкве дней паки держат по обычаю пост свой, инии от рыб удаляются, кийждо по силе своей, и сии убо наипаче хранити должны суть смирение и сокрушение сердца, и бегати превозношения и гордыни, яже вся труды иноческия погубляет и безплодны творит, мзды бо не трудом, но смирению даются. И сия убо рехом о постех произвольных, иже не суть под нуждею, ибо хранящии оныя — похваляются, не произволяющии же хранити — не истязуются».

Поделиться: