Неделя всех святых

Главная Публикации Традиции Неделя всех святых

Темы публикаций

Неделя всех святых

В древности было принято совершать общую память всех мучеников за Христову веру, известных и оставшихся неизвестными. Она праздновалась в разных поместных церквях в различные дни года, и совершать эту память в воскресный день, следующий за праздником Пятидесятницы, было лишь константинопольским обычаем. Со временем этот день утвердился как общий праздник для всей православной Церкви, и к памяти мучеников присоединилась память всех вообще угодивших Богу всяким образом. В таком преобразованном виде праздник получил ясное богословское содержание.

Некогда апостол Павел с сильным чувством писал коринфским христианам: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16) Святые — те, кто вполне осознал эту истину и пронес ее в себе до последнего вздоха. К одним это осознание пришло в юности, к кому-то даже в детстве, а к другим — в зрелом возрасте или даже в старости. Кто-то прославил Бога подвигами всей своей долгой жизни, как, например, прп. Антоний Великий или прп. Сергий Радонежский, а кто-то — лишь мгновенным обращением и свидетельством, как актер-комедиант Ардалион, которому было поручено в театральном представлении осмеять христианских мучеников, а он, внезапно озаренный верой, прославил Христа от всего сердца — и был замучен. Они суть те сборщики винограда из евангельской притчи, которые трудились кто с раннего утра, а кто лишь один последний час, но за различную меру труда получили единую награду (Мф. 20, 1–16). Все эти люди — оправдание человечества, молитвенники о его спасении, примеры для каждого из нас. Молитвы святых о нас и наше следование их примеру — вот та цель, с которой каждому христианину при крещении нарекается имя святого. Но если, получив такое имя, мы до самой смерти вовсе не думали, для чего оно нам дано, эта цель не будет достигнута.

Пусть же наши имена служат нам постоянным напоминанием о том, что, живя на земле, мы призваны засвидетельствовать мыслью, словом и делом, что мы — чада Божии, призваны принять Бога в себя, стать новым творением. Примеры святых показывают, что это возможно даже в конце жизни; поэтому, даже если мы прожили многие годы в небрежении о душе, то не должны отчаиваться. Призыв Бога к людям: «Будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 11, 44; 19, 2; 20, 7; Ам. 3, 3; 1 Пет. 1, 16) продолжает звучать для каждого из нас вплоть до последнего дня, который живет он на этой земле.

Праздник всех святых имеет целью почтить всех поистине возлюбивших Бога, древних, нынешних и будущих, от первых времен человечества и до самого дня Второго пришествия Христова, включая тех, чьи дела и самые имена остались неизвестны никому из людей, но известны Богу. Никифор Каллист Ксанфопул в праздничном синаксаре сообщает, что широкому прославлению этого праздника послужил следующий случай. Царь Лев Мудрый, правивший в Византии в Х веке, после смерти своей жены царицы Феофаны, известной благочестием, богобоязненностью и добрыми делами, задумал построить в Царьграде большой храм в ее честь. Но святители Церкви не позволили ему сделать это, так как времени со времени смерти царицы прошло совсем мало и нет еще никаких свидетельств того, что Феофана получила от Бога вечную славу. Тогда царь попросил освятить храм во имя Всех святых, сказав, что если Феофана – святая, то пусть и она будет причислена к ним. Его желание было исполнено. День престольного праздника нового храма вошел в церковные уставы, постепенно стал всеобщим и вот уже вторую тысячу лет вдохновляет верующих, напоминая об истинной цели христианского призвания.

Неделя всех святых

На великой вечерне, на литии, стихеры, глас 2-и

Приидите вси духовне возвеселимся о памяти святыхъ: се бо прииде, богатотворная намъ дарования приносящи. Темже во гласе радости и чисте совести возопиемъ, глаголюще: радуйтеся, пророкомъ сословие, иже пришествие Христово миру проповедавше, и яже издалеча, яко близу предвидевше. Радуйтеся, апостольстии лицы, языковъ мрежницы, и ловцы человекомъ. Радуйтеся, мучениковъ собори, от конецъ земли собравшеся во едину веру, и о ней муки и томления претерпевше, и конечно страдании венецъ восприемше. Радуйтеся, отцемъ начальницы, иже своя телеса пощениемъ истаявше, и умертвивше страсти плотския, умъ божественымъ рачениемъ вперисте, на небеса возлетаете, и со ангелы водворяющеся, восприемлете вечная блага. Но о пророцы, и апостоли, и мученицы съ постники, иже васъ Венчавшаго прилежно молите, избавитися отъ врагъ видимыхъ и невидимыхъ, иже въ вере и любви творящимъ присно честную память вашу.

Глас 4-и

Ангели нa небесех, и человецы на земли, святыхъ всехъ пaмять, сошeдшеся днeсь восхвaлимъ, ибо ризу исткaну отъ вышния Премyдрости, страдaльческими кровьми и подвижными поты, яко багряницу виссомъ плодствовавше усветлиша. Темже сими украсившися церкви твоя, Христе, техъ рaди вопиeтъ Ти, дaти нaмъ вeлию милоcть.

Поделиться: