Неделя сыропустная

Главная Публикации Традиции Неделя сыропустная

Темы публикаций

Неделя сыропустная

На самом пороге Великого поста Церковь мысленно возвращает нас к началу мира и человечества, вспоминая изгнание наших прародителей из Эдемского сада, в котором они были поселены Творцом.

Праотец Адам и данная ему Богом как «кость от костей и плоть от плоти» (Быт. 2, 23) его жена и помощница Евва соблазнились на обман змея, в чьем облике к ним обращался диавол. Змей предложил им испробовать запретные плоды с древа познания добра и зла, вкушать которые Господь запретил. Чтобы вернее убедить любопытную Евву нарушить божественный запрет, змий клеветал на Бога, говоря: «Знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 5). Но, поверив этой клевете и нарушив волю благого Создателя, ни Евва, ни ее муж не стали подобными богам, а лишь познали свою наготу, стыд, укоры совести и неведомый им прежде страх наказания за содеянное.

Радость от полноты ничем не отягощенной жизни, созерцание красоты Божьего творения, восторженная любовь и доверие к Создателю — всё в один миг погасло и сменилось страхом, печалью, унынием, тяжкими предчувствиями. И то, что, как повествует Библия, услышав «голос Господа Бога, ходящего в Раю во время прохлады дня… скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт. 3, 8), и то, что на упрек в непослушании Адам тут же стал перекладывать вину не только на свою подругу, но даже на Самого Господа («жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3, 12)), показывает, как легко и бездумно человек, сотворенный по образу Божию (Быт. 1, 27), «умаленный лишь немногим перед Ангелами, венчанный славою и честью» (Пс. 8, 6), запятнал свою душу лукавством, как гордое самоволие унизило его, показало слабым, боязливым и малодушным.

Неделя сыропустная

Так, плачевным образом ниспав с высоты божественного образа, человек сделался неспособен исполнять свое предназначение — возделывать и хранить земной рай (Быт. 2, 15), быть, по изречению св. Григория Богослова, созерцателем Премудрости, таинником небесного и благоговейным царем земли. Теперь, сообразно его новому, падшему, состоянию, Бог произнес ему приговор: «…Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт 3, 17–19).

Труды, скорби, болезни чадородия, страхи, непрестанные заботы о пище, крове, безопасности и, наконец, смерть, полагающая предел всякому человеческому земному веку — вот что стало уделом нашего рода. Но этим суровым приговором человеколюбивый Создатель не мстил согрешившему и не отверг его навеки. Напротив, Бог, имея возможность вернуть человека в прежнее достоинство одним мановением Своей воли, желал не только такого возвращения, но и намного большего: чтобы человеческое естество соединилось с Божеским в лице Его Предвечного и Единородного Сына и люди, обновленные святым крещением, сделались бы чадами Божиими по благодати (Рим. 8, 14; Гал. 3, 26; 4, 7), то есть получили бы безмерно больше того, что утратили прародители.

К этому великому дарованию Господь готовил  человеческий род многими веками промыслительной заботы. «Ибо Ты не отвратился до конца от создания Твоего, которое Сам сотворил Ты, благой, и не забыл творение рук Твоих, но многообразно посещал по благосердию милости Твоей, — говорится в молитве Литургии свт. Василия Великого. — Ты послал пророков, совершил чудеса через святых Твоих, в каждом поколении благоугодивших Тебе; говорил нам устами рабов Твоих — пророков, предвозвещая нам грядущее спасение; Закон дал в помощь, поставил Ангелов хранителями. Когда же пришла полнота времен, Ты говорил нам в Самом Сыне Твоем».

Святой Великий пост, начинающийся воспоминанием грехопадения праотцев и кончающийся всесветлым праздником Воскресения Христова, являет собой образ всей истории спасения человеческого рода. Неся постный подвиг, мы проходим многотысячелетний путь навстречу Христу. По слову свт. Василия Великого, пост «современен человечеству. Пост узаконен в раю. Вот какую первую заповедь принял Адам: ,,От древа познания добра и зла не ешьте” (Быт. 2, 17). И эти слова — ,,не ешьте” — суть узаконение поста и воздержания. Если бы постилась Ева и не вкусила с древа, мы не имели бы теперь нужды в этом посте. Ибо ,,не здоровые имеют нужду во враче, но больные” (Мф. 9, 12). Мы повреждены грехом — уврачуемся покаянием; а покаяние без поста не действенно […] Пoскольку мы не постились, то изринуты из рая. Так будем же поститься, чтобы снова взойти в рай» (Беседа о посте 1-я).

Потому и в церковной службе этого дня повторяются слова Адама, горько плакавшего о своем прегрешении: «Милостиве, помилуй мя падшаго». Вместе с ним надлежит плакать и нам, тысячекратно прогневавшим Бога преслушанием Его спасительной воли. Подобно нашему праотцу, и мы имеем единственную надежду, одного лишь «Помощника и Покровителя ко спасению» — Бога, пославшего Своего Сына на заклание, как непорочного «Агнца Божия, вземлющаго грехи всего мира». Смирив тело постом, просветив очи души молитвенным бдением, омыв слезами покаяния наши бесчисленные грехопадения, да удостоимся мы получить «дух целомудрия, смирения, терпения и любви», и да встретим в духовной радости день обновления человеческой природы, день победы над диаволом, адом и смертью — Святую Пасху Христову.

Стихера на стиховне, славник, глас 6-и

Изгнанъ бысть Адамъ отъ рая снеди ради, темже и седя прямо сему, рыдаше, плачася умиленымъ гласомъ, и глаголаше: «Увы мне, что пострадахъ окаянный азъ: едину преступихъ заповедь Владыце, и благихъ всехъ лишихся! Раю святейшии, иже мене ради насажденъ бысть, и Еввы ради затворенъ, моли иже тебе сотворшаго и мене создавшаго, яко да твоихъ цветецъ насыщуся!» Темже и Спасъ къ нему глаголаше: «Мое создание не хощу погубити, но хощу спасти è, и въ разум истинныи приити, яко грядущаго ко Мне не изжену вон».

В ту же неделю, на вечерни, стихера, глас 4-и

Восия благодать Твоя, Господи, восия просвещение душ наших. Се время благоприятно, се время покаяния: отложимъ дела темная, и облечемся во оружие света. Яко да преплывше поста великую пучину, въ тридневное Воскресение достигнемъ Господа и Бога Спаса нашего Исуса Христа, спасающаго душа наша.

.

Поделиться: