Неделя о Страшном суде

Главная Публикации Традиции Неделя о Страшном суде

Темы публикаций

Неделя о Страшном суде

В настоящую неделю Церковью совершается память не об одном из уже произошедших событий, а — вероятно, единственный раз в течение года — о том, которое будет: о Втором пришествии Господа нашего Исуса Христа, конце нынешнего мира и Страшном суде над всеми живыми и мертвыми.

Неделя о Страшном суде
Страшный суд. Апокалипсис, 3-я четв. XVII в.

На важные признаки, свидетельствующие о близости конца времен, Господь Сам указал апостолам незадолго до Своего Крестного страдания и смерти. Он говорил им о том, что, помимо множества кровопролитных войн и эпидемий, человечество будет губить сам ужас перед насилием и другими бедами. «Люди, — говорил Спаситель, — будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» (Лк. 21, 26). «…Восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это — начало болезней» (Мф. 24, 7–8).

Предрек Он также  странные знамения в небесных светилах и, что особенно важно, повсеместное жестокое гонение на истинных исповедников веры во Христа и хранителей Его спасительных заповедей: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут и прельстят многих» (Мф. 24, 11). При этом антихрист, который воцарится над миром в те дни, желая прельстить даже избранных, будет коварно совращать людей видимостью ложного благочестия.

Важно заметить: вопреки тому, что безумие ненависти к христианам и порыв к их истреблению, по слову Спасителя, охватит многие страны и народы (ибо Он прямо сказал: «будете ненавидимы всеми»), это не прекратит проповедь Его слова: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, — учит Христос, — во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24, 14).

Весть Христову должно услышать всё человечество, чтобы никто не мог на предстоящем Суде отговориться незнанием; каждому из людей будет предоставлено сделать выбор. Но все же, при всех издавна указанных признаках приближения конца, день пришествия Господа станет неожиданным для большинства живущих на земле людей. «Придет же день Господень, как тать ночью, — пишет св. верховный апостол Петр, — и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3, 9–10). Непосредственным предвестием этого будет явление на небесах честнаго Креста Господня: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24, 30).

Труба архангела, огласив своим звуком весь земной и подземный мир, призовет на суд и испытание умерших, и они оживут и восстанут вместе со своими телами, в которых творили добро или зло. Воссев на престоле как Царь будущего века и праведный Судия, Христос отделит судимых людей «друг от друга, как пастух отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, козлов же по левую.

Тогда скажет Царь тем, кто справа от Него: ,,Придите, благословенные Отца Моего! Наследуйте Царство, уготованное вам от основания мира. Ибо голоден был Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; странником был, и вы приняли Меня; наг, и вы одели Меня; болен был, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне”. Тогда праведники скажут Ему в ответ: ,,Господи, когда мы видели Тебя голодным и накормили? Или жаждущим и напоили? Когда же мы видели Тебя странником и приняли? Или нагим и одели? Когда же мы видели Тебя больным или в темнице и пришли к Тебе?” И Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: то, что вы сделали для одного из этих братьев Моих меньших, вы для Меня сделали».

Тогда скажет и тем, кто по левую сторону: ,,Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Ибо голоден был Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; странником был, и не приняли Меня; наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня”. Тогда и они скажут Ему в ответ: ,,Господи, когда мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице и не послужили Тебе?” Тогда Он скажет им в ответ: ,,Истинно говорю вам: то, что вы не сделали для одного из этих меньших, вы и для Меня не сделали”. И пойдут они в муку вечную, а праведники — в жизнь вечную» (Мф. 25, 31–46). Так описывает последний Суд над человечеством Евангелие от Матфея.

Нетрудно увидеть, что главное, о чем спросит нас на Суде Господь, это любовь к ближним нашим, к другим людям, ближним и дальним, всем, как и мы, созданным по образу Божию. Без любви, выраженной в делах милосердия, сострадания и братской помощи, никто не сможет сказать, что любил Бога. «Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога, — передает нам завет Христа Его возлюбленный ученик св. Иоанн Богослов. — Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. […] Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. […] Кто говорит: я люблю Бога, — а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 8–9, 12, 20).

Многие тексты Священного Писания Ветхого и Нового Завета, а также откровения, полученные святыми в более позднее время, являют нам Суд Божий в образах «огненной реки», «огненного озера», «геенны», «тартара» и «тьмы кромешной», уготованных не обратившимся и не покаявшимся презрителям правды и воли Божией, делателям зла и неправды.

Преподав верующим в две минувшие недели наставление о смирении перед Богом и благой надежде на Его любовь к созданному Им человечеству, в нынешнюю неделю Церковь Христова укрепляет нас в бодрствовании: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26, 41). Этому служат как евангельские притчи Самого Господа — О бдительных рабах, О десяти девах и другие, — так и тексты церковного богослужения: каноны и стихеры, составленные святыми песнописцами и богословами, исполненные любви к Богу и благоговейного страха. «Пригвозди страху Твоему плоти моя» (Пс. 118, 120), — молим мы вместе с псалмопевцем Давыдом о том, чтобы и дух наш, и все душевные силы, и сама плоть наша были неизменно бодрыми в исполнении спасительной воли Того, Кто более всего мира, всех сотворенных вещей, достоин нашей преданной и деятельной любви.     

Стихеры на вечерне, на «Господи возвах», глас 6-и

Егда хощеши приити, и судъ праведныи сотворити, на престоле славы Твоея Судие праведныи  седя, река же огненная предъ судищем Твоим, ужасая всехъ течениемъ, предстоящимъ Ти небеснымъ силамъ, человекомъ же судимомъ страхомъ, якоже кождо содела: тогда насъ пощади, и части сподоби Христе спасаемых, яко милосердъ, верою молимъ Тя.

Книги разгнутся, и явлена будут деяния человекомъ, предъ непостояннымъ Ти судищемъ; возшумитъ же удоль вся плачевная страшнымъ скрежетаниемъ, вся видящи согрешившия, вечнующимъ мукамъ, судомъ праведнымъ Твоимъ отпущаемы, и бездельно плачущимъ, Щедре. Темже Тя молимъ Блаже: пощади насъ поющихъ Тя, едине Многомилостиве.

Возгласятъ трубы, и истощатся гробы, и воскреснетъ трепеща человеческое естество все; иже добрая содеявшии, въ радости радуются, чающе мзду прияти; согрешившии же трепещут, люте восклицающе, въ муку посылаеми, и отъ избранныхъ разлучаеми. Господи славе, ущедри насъ яко Благъ, и части сподоби угодившихъ Тебе.

Поделиться: