Неделя о блудном сыне

Главная Публикации Традиции Неделя о блудном сыне

Темы публикаций

Неделя о блудном сыне

В этот день Святая Церковь, продолжая готовить нас к очистительному подвигу Поста, предлагает новый нравственный урок из евангельских притч Христовых. Изложим содержание притчи в пересказе.

Неделя о блудном сыне

У некоего человека было два сына. Однажды младший из них сказал отцу: «Отдай мне причитающуюся мне часть наследства», — так, как если бы отец его умер. Отец, не возражая, отдал ему то, что он просил. И вскоре юноша, покинув дом с полученными деньгами, ушел в другую страну, где за несколько лет истратил всё имение в пьянстве и блуде, так что не осталось даже на простую пищу и одежду. В это время в той стране начался голод, и никто не подавал ему даже милостыню. Тогда юноша нанялся пасти свиней к одному из местных жителей. Он был так голоден, что готов был есть «рожцы» — стручки от бобов, которые давали в корм свиньям, — но ему не разрешали. Наконец, несчастный одумался. «Дома мой отец досыта кормит наемных работников, а я умираю от голода, — сказал он сам себе. — Пойду к отцу и скажу ему: ,,Отче, я согрешил против Неба (т.е. против Бога) и против тебя и недостоин называться твоим сыном. Но прими меня хотя бы в число твоих работников”. И когда отец узнал, что к нему возвращается его неблагодарный сын, то выбежал далеко ему навстречу, обнял и расцеловал его. Сын тут же сказал отцу заранее продуманные слова. Отец ввел его в дом, одел в лучшую праздничную одежду, велел заколоть откормленного теленка и устроил пир, говоря: «Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Тем временем домой вернулся старший сын, работавший в поле. Еще не дойдя до дому, он услышал звуки веселого пиршества, пришел в негодование и не захотел войти в дом. Отец стал звать его, но старший сын с обидой ответил: «Я столько лет служу тебе и ни разу тебя не ослушался; а ты даже никогда не дал мне приготовить и козленка, чтобы я мог повеселиться с друзьями. Но когда этот сын твой, растратив твое имение с блудницами, вернулся, ты заколол для него откормленного теленка!» Отец сказал ему: «Дитя мое! ты всегда со мною, и все, что я имею, твое. Но подобает радоваться и веселиться о том, что этот твой брат был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (ср. Лк. 15, 1132).

Притча может быть понята в нескольких смыслах, которые подробно раскрывают в своих толкованиях святые богословы. Но остановимся на том самом общем смысле, в котором раскрывают эту притчу богослужебные тексты Триоди. В образе блудного сына, расточившего отцовское достояние, каждый из нас может узнать себя. Разве мы не отступали предательски от любви к Богу и от Его спасительной воли, предпочитая призрачные блага сего мира безмерной благости Отца нашего небесного, о которой Писание говорит: «Не видело того око, не слышало ухо, и на сердце человеку не приходило то, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9)? Когда же соблазны мира отводили нас далеко от пути добра и ввергали нас в пучину зол, мы, не находя иной помощи, вспоминали о любящем Отце и молили Его об избавлении от окруживших нас бедствий. Но, даже получив такое избавление, многие из нас снова и снова уклонялись от верности нашему Спасителю, снова, как и в первый раз, уходя «на страну далече» и погружаясь в греховную суету.

Притча о блудном сыне убеждает нас никогда не отчаиваться в спасении, сколь бы ни были велики наши грехи. Будем помнить, что Сам Предвечный и Единородный Сын Божий научил нас, ничтожных смертных, в молитве называть Его Отца и нашим Отцом, обращаться к Нему словом, которое говорит о безграничности Его милосердия и любви к каждому из людей, сотворенных по Его образу.

«Отец отдал сыну сокровище, которым владел, но богатство веры никогда не оскудевает: хотя Он отдал всё, у Него и осталось всё, потому что Бог не теряет того, что даровал. И не бойся, что Он тебя не примет: ,,Не радуется Бог погибели живых” (Прем. 1, 13). Он выйдет тебе навстречу, когда ты вернешься домой, и бросится тебе на шею, ибо ,,Господь поднимает сокрушенных” (Пс. 145, 8), поцелует в знак милости и любви, велит вынести одежду, перстень и обувь. Ты всё еще страшишься, что оскорбил Его, а Он восстанавливает твое достоинство; ты опасаешься наказания, а Он удостаивает тебя поцелуя; ты опасаешься Его упреков, а Он устраивает тебе пир» (Толкование на Евангелие от Луки. Книга 7-я).

Неделя о блудном сыне

Христос в сегодняшней притче учит нас, что детской вере в милосердие и любовь Небесного Отца должны сопутствовать смирение и неосуждение. Для этого вводится в притчу образ старшего, послушного, сына, который позавидовал милосердию отца к согрешившему брату. Нередко бывает даже хуже: человек, не раз прогневавший Бога отступлениями и злыми делами, наконец встав на путь исправления, забывает о собственном прошлом и громко осуждает других грешников или сетует о долготерпении Бога, не наказывающего их! К таким обращает свое увещание св. Златоуст: «Даже очистившись от грехов, мы должны иметь эти самые грехи пред своими глазами. И если Бог по Своему милосердию простит тебе грех, ты имей его пред глазами ради безопасности своей души, потому что память о прежних грехах предохраняет от будущих, и кто сокрушается о прежних, тот остерегается от их повторения. Потому-то и Давыд говорит: ,,…и грех мой предо мною есть выну” (Пс. 50, 5), чтобы, имея пред глазами прежние грехи, не впасть в будущие» (О покаянии. Беседа 7-я).

Стихера на Хвалитех, глас 6-и

Отче Благии, удалихся отъ Тебе, не остави мене, и не непотребна покажи Царствия Твоего. Врагъ вселукавыи обнажи мя, и взятъ ми богатьство, душевная дарования блудно расточихъ. Воставъ убо и обращься къ Тебе вопию: сотвори мя яко единаго отъ наемникъ Твоих, Иже мене ради на Кресте пречистеи руце Твои простеръ, да от лютаго зверя исхитиши мя, и въ первую одежду облечеши мя, едине Многомилостиве.

Поделиться: