Добре и благопотребне за них (усопших) литургии совершати,
жертвы приносити, милостыня и пространная нищих питания творити.
Книга о вере, гл. 13
Заупокойную молитву подкрепляет милостыня. Милостыня, сотворенная при жизни, ходатайствует о прощении грехов. Милостыню раздают ближние усопшего как из его имения, так и от собственных трудов. Древний и всеобщий христианский обычай — жертвовать на храмы и монастыри, подавать деньги, одежду и еду нуждающимся.

Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя Евангелие, пишет: «Будем приобретать себе друзей в нищих <…> дабы, когда умрем и переселимся из здешней жизни, они приняли нас там в вечные обители».
Сегодня, особенно в больших городах, бывает сложно отличить действительно нуждающегося человека от попрошайки-тунеядца. Церковь утешает: если милостыня попадет недостойному человеку, ее невидимо принимает Христос. Но вообще надобно стараться давать тому, кто в этом действительно нуждается. Внимательный христианин может распознать нуждающихся не только в тех, кто стоит с протянутой рукой, но и среди тех, кто молча терпит нужду, бедность, одиночество, болезни. Блаженный Симеон советует творить милостыню через опытных и достойных доверия духовных отцов: «Тогда и дающий не будет тщеславиться, и милостыня будет распределена наилучшим образом».
Важно, чтобы милостыня творилась от праведных трудов, тогда она угодна Богу и спасительна. Если же, к великому несчастию для умершего, оставленное им наследство было добыто недостойным путем (обманом, ростовщичеством, воровством), ближние должны не жалеть и своего собственного, праведного, достояния. Упомянутый в Евангелии мытарь Закхей в подтверждение покаяния половину имения отдал нуждающимся, а из оставшегося четверицею воздал тем, кого обидел.
Наиболее потребна милостыня от тех, кому Бог благоволил быть в достатке и обладать большим имением. Святые отцы неустанно учили этому в своих проповедях, обращенных к сильным мира сего. В славные страницы истории старообрядчества вписаны имена купцов-предпринимателей Морозовых, Солдатенковых, Соловьевых и многих других семей, которые считали своим долгом обустройство больниц для бедных, школ для малоимущих, домов для сирот и стариков.