Литургия преждеосвященных Даров

Главная Публикации Традиции Литургия преждеосвященных Даров

Темы публикаций

Литургия преждеосвященных Даров

Одна из особенностей Великого поста — отсутствие литургии. Служба с литургией — свидетельство духовной радости и торжества, которое, по мнению святых отцов, не вполне совместимо с великопостным сокрушением о грехах. Литургия совершается каждую субботу и воскресенье, но эти дни не считаются, в полном смысле слова, постными. Ради особо почитаемой еще в Ветхом Завете субботы и великих событий Воскресения Христова в эти два дня на службе нет земных поклонов, на трапезе полагается пища с маслом, а богослужение совершается обыкновенным привычным порядком. Таким образом, к постным дням относят все дни недели, кроме субботы и воскресения.

Литургия преждеосвященных Даров

Первые христиане имели обычай причащаться Теда и Крови Христовых за каждой литургией. И недельный перерыв был для них слишком значительным. Ради такого усердия к причащению святые отцы составили особую службу преждеосвященных Даров.

В строгом смысле, эту службу нельзя назвать литургией. За литургией совершается таинство преложения хлеба и вина в Плоть и Кровь Господа Исуса Христа. На Литургии преждеосвященных Даров предлагаются для причащения верных Дары, освященные прежде, т.е. на прежде бывшей полной литургии св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста.

Обычай совершать службу таким порядком относят к первым векам христианства. Тот чин, который мы сегодня видим в храмах — творение св. Григория Двоеслова, епископа Римского, жившего в VI веке. Совершается эта литургия по средам и пятницам первых шести седмиц поста, в первые три дня страстной седмицы, а также и в дни великих полиелеосных святых.

 Последовательность Литургии преждеосвященных Даров

В церковном уставе действует такая логика: чем более строгий в отношении воздержания день, тем позднее в этот день служится литургия. Литургия преждеосвященных Даров в прежние времена совершалась вечером — после того, как христиане уже помолились 3-й, 6-й и 9-й час, а также вечерню следующему дню. В современной практике моление часов и вечерни сливается в единую службу, к которой примыкает и служба преждеосвященных даров.

 Вечерня заменяет собой литургию оглашенных и кончается последними ектениями этой литургии. Далее следует литургия верных в сокращенном виде — из нее исключаются те ее части, которые относятся к освящению св. Даров.

После чтения часов прочитываются молитвы обедницы. Это та часть службы, которой иноки-отшельники компенсировали отсутствие возможности помолиться литургию. В Великий пост из этой службы поются «Блаженны», т.е. евангельские изречения о блаженствах, сопровождаемые молитвой покаявшегося разбойника: «Во Царствии Си, егда приидеши, помяни нас, Господи».

Вечерня, соединяемая с литургией преждеосвященных Даров, начинается возгласом полной литургии: «Благословено Царство». Далее следует чтение псалма 103, великая ектения и чтение кафизмы с тремя малыми ектениями на каждой «славе». После кафизмы поется «Господи воззвах» со стихерами.

Во время пения стихер на «Господи воззвах» священник вынимает из находящейся на престоле Дарохранительницы преждеосвященный и напоенный св. Кровию Агнец и полагает его на дискос, поставленный на жертвенник; потом вливает в чашу вино с водою, для более удобного преподания верующим св. Даров, и покрывает дискос и потир покровами, «ничтоже глаголя», но только: «Молитвами св. отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», потому что все молитвы уже были произнесены им на раньше совершенной полной литургии.

Затем священнослужитель совершает вход. В простые дни это просто выход с кадилом, а в дни празднования некоторым святым и в первые три дня страстной седмицы — с Евангелием. После входа и прокимна обычно читаются две паремии: одна из книги Бытия о грехопадении прародителей и их изгнании из рая и дальнейших событиях, другая — из книги Притчей, побуждающая любить и искать Божественную премудрость.

По прочтении первой паремии, Царския врата отворяются. Диакон возглашает: «Премудрость прости». Священник в это время с кадилом в руке и тремя сплетенные вместе зажженными свечами, глядя на восток, крестообразно осеняет, возглашая: «свет Христов», и, обращаясь на запад, осеняет также народ, говоря: «просвещает всех».

В древности обряд этот имел еще особенное значение. В дни Великого поста в храме было много оглашенных, которые принимали Святое Крещение накануне Пасхи. Этих оглашенных перед литургией верных осеняли зажженной свечей в знак того благодатного света, который они получать в крещении. Это осенение совершалось при открытых Царских вратах. А так как оглашаемые не должны были видеть святыни алтаря, то, в сознании своего недостоинства, они преклонялись до земли. Теперь это делают и все верные в покаянные дни поста.

После возглашения священника: «просвещает всех», чтец произносит надписание второй паремии. Диакон: «вонмем», чтец читает паремию. После второй паремии, поется стих 140 псалма: «Дася исправит молитва моя»… со стихами: 1) «Господи, воззвах к Тебе»… 2) «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих» (и огради двери уст моих) и 3) «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия непщевати вины о гресех». (Не допусти сердце мое до лукавых оправданий в грехах моих).

Присутствующее в храме молятся в это время в земном поклоне, а священник, стоя пред престолом, совершает каждение, в знак возношения Богу приносимых молений. Перед пением: «Дася исправит», Царские врата открываются и остаются открытыми до перенесения св. Даров на св. престол.

После пения этих стихов произносится священником пред престолом молитва св. Ефрема с земными поклонами. Этим и заканчивается собственно вечерня, а далее следует уже самая литургия преждеосвященных Даров.

 Литургия преждеосвященных Даров начинается или чтением Евангелия, если оно положено в этот день уставом, или сугубой ектенией. За сугубой ектенией следует ектения об оглашенных. Со среды 4-й седмицы поста присоединяется еще особая ектения о готовящихся к просвещению, т.е. крещению. После молитв за оглашенных произносятся две ектении от лица верных, как и за полной литургией. Во время произнесения этих ектений священник в полголоса молится о неосужденном причащении Тела и Крови Христовых, которые уже предлежат на жертвеннике.

Вместо обычной «херувимской» песни поется особая песнь, содержанием своим примененная к Дарам, уже освященным: «Ныне силы небесные (т.е. св. ангелы) с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы: се жертва тайная совершена (уже освященная) дарми приносится (торжественно переносится). Верою и со страхом приступим, да причастницы жизни вечные будем (чтобы быть участниками вечной жизни). Аллилуиа».

Перед словами «Верою и со страхом приступим»…, как и в полной литургии, перед «Яко царя», Дары переносятся чрез северные двери с жертвенника на престол. При этом диакон на главе несет дискос со Св. Агнцем, а священник в правой руке — чашу с вином и провозглашаюсь, как на литургии Златоустовой: «Всех вас да помянет Господь Бог» и т. д. На каждый возглас молящиеся совершают земной поклон. Певцы поют конец прерванного песнопения: «Верою и со страхом приступим».

По поставлении Св. Даров на престол совершаются приготовление верующих к причащению, раздробление Св. Агнца, самое причащение, благодарение за причащение и отпуст. Все это происходит в том же порядке, как и на полной литургии. Не бывает только возношения Тела Христова при словах: «Святая святых», потому что оно уже было совершено на литургии полной, и священник только прикоснется к св. Агнцу, возглашая: «Преждесвященная Святая святых». Причастный стих поется на преждесвященной литургии всегда один и тот же: «Вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа»; а вместо «Благословен грядый во имя Господне»… поется: «Благословлю Господа на всяко время». Затем священник выходит прочесть особую заамвонную молитву — «Владыко вседержителю». В ней он молит Господа, чтобы Бог помог нам сохранить истинную веру, победить грех и неосужденно дожить и поклониться святому Христову воскресению. По прочтении 33 псалма и по раздаянии антидора, литургия оканчивается обычным полным отпустом.

Поделиться: