За них (неправославных) можно подавать бедным, — это доставляет им некоторую отраду, потому что Богу угодно, чтоб мы помогали друг другу.
свт. Иоанн Златоуст
Церковное погребение и поминовение совершается только по тем, кто умер в вере в Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа и в Его воскресение, которое есть начало нашего воскресения (1 Кор. 15). Для того, чтоб быть христианином одного крещения не достаточно. Достоин погребения тот, кто ходил в церковь, имел духовного отца, бывал на исповеди, причащался Святых Христовых Таин.

Св. Иоанн Златоуст пишет:
«Праведно умерших провожаем пением духовным и песнями церковными, с ладаном и со свещами за ними идя, в знак того, что они, окончив подвиг земного жития, отходят к Свету истинному и вечной жизни»
«Слово о терпении, благохвалении и о еже не плакати об умерших»
Иоанн Златоуст
Праведными же называются те, которые хранили веру Христову не поврежденной ересями и различными человеческими заблуждениями, но веровали так, как научили свв. апостолы по заповедям Священного Писания и Церковного Предания. Песнопения и священнодействия над усопшим являют его богоугодность и непорочность и говорят об ожидающей его награде. По этой причине недостойно совершать погребение над людьми вовсе не радевшими о своем спасении.
Кто же считается недостойным церковного погребения?
1. Неверующие в Единого Бога, в Воскресение Христово и во всеобщее
воскресение мертвых и сознательно придерживающиеся каких-либо еретических воззрений.
2. Самоубийцы, самовольно отказавшиеся от дарованной им Богом жизни и от исполнения обязанностей по отношению к душе своей (14-е прав. Тимофея Александрийскаго). При этом самоубийцей не считается тот, кто совершил самоубийство, будучи помешан умом или одержим бесом, а также подневольный человек, доведенный до этого постоянными лишениями и истязаниями. По таким людям церковное погребение совершается. (Ответы Иоанна, патриарха Константинопольского, на вопросы Феодора, еп. Саранского).
3. Те, кто, видя явную опасность для своей жизни и пренебрегая этой опасностью, без всякой разумной причины (т.е., например, не ради спасения погибающих, но чтобы прославиться смелостью, удалью или победить в споре, или в пьяном виде) бросаются в волны, или в пропасть, или в пламя или выходят из дома в легкой одежде в лютый мороз и вследствие этого погибают. Они приравниваются к самоубийцам и лишаются погребения.
4. Умершие от вина, наркотиков, смертельного удара в драке, в которую повлекли ярость, месть или удаль.
5. Умершие от подавления пищей, питием или костью, когда с жадностью набрасывались на еду или разговаривали со смехом во время еды и питья.
5. Те, кто сознательно нанес себе увечье, повлекшее смерть. Наложивший на себя руки человек может сподобиться молитв святой Церкви только в том случае, если покается в содеянном хотя бы на смертном одре.
6. Лишаются церковного погребения и поминовения умершие без покаяния. Те, кто отрицал спасительную благодать Божию в Св. Таинствах и поэтому не ходил в храм и дома не молился, не имел духовного отца, не был на исповеди в течение нескольких последний лет, не причащался, а также те, кто пренебрег таинством венчания и жил в незаконном, не освященном Церковью браке. Такие христиане называются отступникамиот Церкви Христовой. По 45-му правилу Василия Великого, «тот, кто, будучи христианином, ругается Христу, не получит пользы от (христианского) имени».
7. К умершим без покаяния причисляются и те, кто хотя бы и не отделился от Церкви Христовой, хотя бы и посещал св. храм и принимал св. Таинства Покаяния и Причащения, но не сохранил данного на исповеди обещания не грешить и опять впал в смертные грехи и до самой кончины не покаялся в них. О таковых сказано:
«И если кто у нас без покаяния умрет, то лучше бы таковому и не родитися. Ни приноса за них в церковь Богу несть достойно приносити» (Книга Златоуст).
8. Лишаются церковного погребения и поминовения колдуны, чародеи, гадатели, хироманты и астрологи, занимающиеся спиритизмом и т.п., если не раскаются и не оплачут свои грехи.
Сложные случаи запрета или разрешения на погребение решает епископ
При сомнении, можно ли совершать по умершему церковное погребение и поминовение, этот вопрос в каждом отдельном случае подлежит рассмотрению епископа.
Бывает, что человек умирает скоропостижно, без возможности покаяться: при несчастных случаях, от разрыва сердца, от кровоизлияния в мозг и т.п. Если жизнь умершего без покаяния по вышеизложенным причинам была христианской и не отягощенной тяжкими грехами, то его погребают и без последнего покаяния. Однако если умерший пусть даже невольно способствовал своей смерти (например, знал, что по болезни ему нельзя пить вино,
однако пренебрегал этим), ему может быть отказано в погребении.
Часто на вопрос, каялся ли умерший во грехах, родные отвечают: «Может, он каялся, да только одному Богу». Предания святых книг действительно содержат примеры того, что многие тяжкие грешники, покаявшиеся в слезах на смертном ложе, когда никто их не видел, были прощены и приняты милосердным Богом. Св. Афанасию Великому задавали такой вопрос: «Если кто-нибудь, учинив великий грех, осудит себя и начнет каяться, а потом через три дня умрет, что должно думать о нем?» Святитель ответил на это следующим рассуждением: «Если он, начавши покаяние, удержал душу свою от злых желаний, и дал обет Богу, что не будет уже повторять содеянных им грехов, и в таком расположении назавтра умрет: то Бог принял его покаяние, как и разбойника (Лк. 23, 40-43). Начинать покаяние — в воле человека, а жить или умереть зависит от Бога. Бог, по благости Своей, многих начинавших покаяние восторгает от земли для их пользы, предвидя, что они опять пали бы и погибли, если бы долее жили».
Смерть приходит неожиданно. Никто не должен откладывать покаяние на смертный час. Именно так, неожиданно, умирают многие из тех, кто не имеет духовного отца и не приносит покаяния во грехах своих, имея всегда эту возможность. Они наказываются внезапной смертью как раз потому, ибо злоупотребляли долготерпением и милосердием Божиим.
В наше время, когда семейное религиозное воспитание затруднено и чаще всего недостаточно, а окружение ему сильно противодействует, почти в каждой христианской семье имеются живущие и умирающие без покаяния и молитвы, в чуждых вере нравах и поступках. К этому прибавляются такие печальные обстоятельства, как вынужденное отсутствие священства и удаленность храмов. Однако жизнь без
покаяния не может быть оправдана отсутствием священника, ибо мы имеем прямое указание Апостола: Исповедуйте друг другу согрешения ваша (Иак. 5, 6).
Если совесть отягощена злыми делами, но при этом сохранила начаток добра, она всегда ищет возможность очиститься. И свидетелем такого покаяния может стать достойный доверия собрат-христианин, если нет рядом духовного отца — священника. На этом человеке лежит обязанность при первой возможности передать содержание такой исповеди священнику. Он должен строго хранить тайну исповеди и совершенно точно передать ее содержание духовному отцу. Доверенное лицо со слов кающегося (или он сам, если имеет силы) может записать содержание исповеди на бумагу и передать ее священнику в запечатанном конверте.
Почему в храме не молятся за «неотпетых»? Ведь они нуждаются в еще большей помощи
Наша загробная жизнь является логичным продолжением жизни земной. Человек не может стать частью Церкви посмертно, не сделав необходимого для этого на земле. Молитва за таковых может оказаться напрасной — она даже оскорбила бы Бога. К ним можно отнести слова, сказанные Богом пророку Иеремии об израильтянах: Не молися о людех сих и не проси, еже помилованным быти им (Иер. 7, 16).
Церковное предание в Чине исповеди предписывает: «Аще убо христианин без покаяния умрет, то не достоит над ним иерею пети, ни приношения зань принести, яко не исполнил есть закона Божия и веры христианския» (Бол. Потребник, л. 170).
Согласно этому учат и свв. отцы, и учители Церкви. «Для отшедших без веры (живой, деятельной), споспешествуемой любовью, и без общения в Таинствах (Крещения, Покаяния и Причащения), напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь (в земной жизни), не приемля благодать Божию и сокровиществуя (т.е. собирая) себе не милосердие, а гнев» (Блаж. Августин).
Также и св. Иоанн Дамаскин учит: «Тот, кто вел жизнь порочную, которая вся была усеяна тернием и исполнена скверн и нечистот, который никогда не внимал совести, но своею беспечностью и ослеплением погружался в мерзость похотей, удовлетворяя всем пожеланиям плоти и нимало не заботясь о душе, — которого мысли заняты были плотоугодием, и в таком состоянии постигнут кончиною (т.е. умер), сему никто не прострет руки, но так будет с ним поступлено, что ему не подадут помощи ни супруги, ни дети, ни братия, ни родственники, ни друзья: поелику Бог не призрит на него». (Слово об усопших в вере. Хр. чтение, 1827 год. XXVI. 328).
В древней русской Кормчей, которая несколько шире по составу, чем современная нам печатная Кормчая, под именем св. Иоанна Златоустого приводится следующая заповедь: «Аще ли (кто) будет здрав и не пришед в церковь, то первое покажи (т.е. вразуми) его, яко отец чадо, а во второе, аще тя не послушает, паки покажи его словом Божиим пред треми человеки. И потом, аще не слушает, то не приемли его просфиры, ни кутию и отрини (т.е. отлучи) его от Церкви, и оброк родителям его не благослови, и паче посрами его пред многами, еда како помянется (т.е. одумается)». Но только если все эти меры окажутся тщетными, учит Кормчая: «И аще умрет, не погреби его. И потом да весте, яко мнози помянутся».
Есть суеверие, что неотпетого покойника «не принимает земля», родные боятся, что он будет пугать их в сновидениях или наяву. Поэтому часто люди правдами и неправдами добиваются церковного погребения даже для таких людей, над которыми оно явно незаконно и кощунственно. Получая отказ в своей Церкви, они отпевают покойника у новообрядцев, объясняя, что «нет другого выхода». В таких случаях родными движет не забота о душе умершего, но одно лишь желание исполнить обряд «предания его земле». Но ведь сами возглашаемые священником слова ясно говорят, что земля принимает всех сынов Адама — праведных и грешных, верных и неверных. Потому и говорится: вся в землю (Ты, Господи) посылаеши. И не о том молится иерей, что совершается извечно по естеству, но об упокоении души умершего со святыми.
Цель жизни верующего — сподобиться вечного царствия со Христом после Его славного Второго Пришествия. Так неужели, имея такие великие обетования, мы будем стремиться не в светлую жизнь, но в темную землю, в забвение и мрак?
На каком бы краю света ни жили мы — главное, в мыслях и верованиях не отторгать себя от единства церковного, жить достойно звания христианского, стремиться к братскому общению с единомысленными христианами — отцами и братиями во Христе, — и тогда ходатайства и молитвы святой Церкви не оставят нас никогда: ни в жизни сей, ни в жизни будущей.