Одной из древних богослужебных практик вселенской Церкви, совершаемых и поныне, является проведение крестных ходов. Порядок, время и место менялись и развивались со временем, но основа остается прежней — это молебное шествие народа Божия с крестом и иконами. Свой первый крестный ход христианин совершает в Таинстве крещения. После троекратного погружения в купель и миропомазания «новоизбранный воин Христов» трижды делает обхождение купели за священником, который держит в руке крест. Если крестят младенца, то его несет на руках восприемник. В дальнейшем христианин становится постоянным участником или созерцателем крестных ходов. Они обязательно совершаются на Пасху, при освящении храма, в дни престольных праздников и во многих других случаях, и потому важно понять смысл этого действия, рассмотреть его историю и современные обычаи.

Понятие крестного хода
Крестный ход — это особое богослужение, когда молящиеся с пением славословий и прошений к Богу, следуя за святым крестом и иконами, священниками и певчими, совершают шествие вокруг храма, города или к определенному месту. Он совершается регулярно согласно Уставу или по сложившемуся богослужебному обычаю. Кроме того крестные ходы могут совершаться по нарочитому усердию православных христиан: для усиления молитвы перед Богом об избавлении от каких-либо бед и напастей либо в знак благодарности за явленные дела Божией милости к людям.
Если другие богослужения совершаются в церквях и молитвенных домах, то особенностью крестных ходов православной Церкви является их совершение вне стен храма. Участниками крестного хода становятся не только прихожане отдельно взятой общины, но и священнослужители, певцы и простые верующие со всех окрестностей. Совместное шествие с чтением и пением божественных гимнов в преднесении животворящего Креста Христова и святых икон образует некий поток живой молитвы и трепетной духовной радости. Это образ единения верующих во Христа, идущих вместе за Солнцем-Христом. Даже те, кто не принимал участия в крестном ходе, а просто стал вольным или невольным его созерцателем, останавливаются и творят благоговейную молитву либо почтительно внимают божественному пению, встречаются и равнодушные зрители. Но в любом случае крестный ход есть живое свидетельство веры его участников, способ напомнить окружающим людям об их духовном первородстве, о бренности земного бытия и вечной правде Евангелия.
Из истории крестных ходов
Крестные ходы совершали в Христовой Церкви с глубокой древности. Прообразы таких шествий были еще в Ветхозаветной Церкви. Можно вспомнить семикратное обхождение вокруг стен Иерихонских с ковчегом Завета (Нав. 6, 1–19), торжественное всенародное перенесение ковчега Господня царями Давыдом (2 Цар. 6) и Соломоном (3 Цар. 8). Началом новозаветных шествий можно считать вход Господень в Иерусалим в сопровождении народа и при восклицаниях: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12, 12–15). Древние пастыри христианской Церкви, учреждая крестные ходы, вероятно руководствовались этими примерами из Священной истории.
В иерусалимской церкви издревле совершалось посещение тех или иных святых мест как часть богослужения. В гонительное время публичные шествия были невозможны, но уже в IV в. стали совершаться торжественные выходы, так называемые литании, к гробам мучеников за веру. В житии святителя Порфирия Газского (кон. IV в.) повествуется о совершении крестного хода во время засухи. Во времена святителя Иоанна Златоуста еретики-ариане совершали ходы по городу со своими песнопениями. В противоположность им патриарх Константинопольский учредил ходы православные с пением псалмов, ектений, гимнов и молитв христианских для утверждения верных в истинной вере. В более поздние времена крестные ходы стали постоянными: при освящении храмов, в дни чествования великих святых, а также во время народных бедствий, будь то нашествие варваров, землетрясение или засуха.
На Руси крестные ходы были приняты от греческой Церкви и получили особенное развитие и народную любовь. С крестными ходами связано неоднократное спасение Отечества от неприятеля. Достаточно вспомнить чудесное освобождение Москвы и России в 1395 году от нашествия Тамерлана, связанное с перенесением чудотворной иконы Владимирской в Москву из Владимира. В память этого ежегодно совершался крестный ход 26 августа, а также 24 мая и 23 июня.
Характерно установление праздника Знамения Пресвятой Богородицы. История праздника такова. В 1170 г. великий князь Андрей Боголюбский послал на Новгород свои дружины. Новгородский архиепископ Иоанн непрестанно молился перед иконой Спасителя и на третью ночь осады услышал голос, исходивший от образа: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону святую Богородицу, и вынеси в острог противу супостат». Наутро духовенство и народ направились крестным ходом в указанный храм. Архиепископ Иоанн взял икону Богородицы, отнёс на городские стены и поставил на том месте, «идеже ныне манастырь святыа Богородица на Десятине».
Однако неприятель только усилил приступ. Некоторые из стрел, пущенных суздальцами, «яко дождь умножен», попали в икону, которая повернулась ликом к городу, а из полученных «ран» истекли «слёзы». Нападавших покрыла тьма, объяли «трепет и ужасть», и они стали избивать друг друга. Новгородцы, воодушевлённые зна́мением от иконы Богородицы, вышли из города и разбили врагов. До начала 40-х годов XV века Пахомий Серб (Логофет) составил «Воспоминание о зна́мении», церковную «Службу зна́мению».
Подобных примеров великое множество. По данным справочника «Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне», изданного в 1909 г., в России в 171 монастыре совершалось 505 ежегодных крестных ходов. Около двадцати из них были многодневными с обхождением окрестных сел и городов с чудотворными иконами. –никонианские ходы
Особо следует выделить так называемое «шествие на осляти», совершавшееся на Руси в XVI–XVII вв. На Вербное воскресенье совершался особый крестный ход, сопровождавшийся инсценировкой въезда Христа в Иерусалим на осле. На «осля» садился патриарх, а под уздцы лошадь вел царь. Дети расстилали под ноги процессии дорогие одежды и ткани. Шествие на осляти начиналось от Успенского собора Московского Кремля и через Спасские ворота выходило на Красную площадь. У Лобного места совершали молебен, после которого совершалась служба в приделе Входа Господня в Иерусалим Покровского собора.
Много крестных ходов совершалось по всей России во время различных эпидемий. Впоследствии эти крестные ходы становились благодарственными в память о чудесном избавлении от холеры или чумы. Существовали и ходы «на зеленя» и сев, к часовням, на родники, к главной святыне этой местности, например к монастырю, к мощам святых.
Крестные ходы всегда собирали огромное количество народа.
Классификация крестных ходов
Все многообразие крестных ходов можно классифицировать по различным признакам. Это позволит составить наиболее полное представление об исследуемом предмете.
По основаниям проведения крестных ходов можно выделить общецерковные и произвольные. По количеству дней их проведения — однодневные и многодневные. По частоте проведение — разовые и традиционные. По целям проведения — уставные, покаянные (или умилостивительные) и благодарственные (или торжественные).
Рассмотрим каждый вид подробнее.
Общецерковные уставные крестные ходы совершаются как неотъемлемая часть богослужения согласно церковному Уставу или от сложившегося неписаного богослужебного обычая. Сюда относится, прежде всего, крестный ход на Пасху. Порядок его совершения таков. Ровно в полночь отверзаются Царские врата. Из них исходят иерей с диаконом. Диакон держит в руке кадило и время от времени кадит иерея. Священник держит в левой руке Святое Евангелие, а в правой так называемую пасхальницу: крест с трисвещием перед ним, «подножие ширинкою обвито». К этому времени в середине церкви выстраиваются участники крестного хода, держа в руках зажжённые свечи. Впереди идет свещеносец с зажженной свечой, за ним несут Святой Крест и запрестольные иконы, затем образ Воскресения Христова, храмовую икону и иные чтимые образа. Далее идет священник с дьяконом, потом певчие и все остальные верующие. Совершается троекратное обхождение церкви «по солнцу» с пением стихеры «Воскресение Твое, Христе Спасе». После обхождения храма у закрытых западных дверей иерей начинает светлую утреню возгласом «Слава Святей и Единосущней» и пением тропаря Святой Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи и гробным живот дарова». Совершив положенные песнопения, иерей открывает западные двери храма, все входят и богослужение продолжается своим чередом.
Важно отметить, что при совершении крестных ходов, крещения, венчания и в ряде иных случаев хождение духовенства направляется «по солнцу», «от востока направо», вслед за Солнцем-Христом. Никоновская реформа направила это движение в противоположную сторону, «против солнца». Таким образом, движение «посолонь» стало одним из важных видимых отличий старообрядческой Церкви.
Троекратное обхождение храма совершается во время освящения церкви, как неотъемлемая часть этого чинопоследования, с пением псалмов и чтением положенных молитв архиереем или священником.
В память об освящении храма крестный ход совершается ежегодно на престольный праздник. После литургии совершается молебен. По шестой песне обычно совершают освящение воды и однократно обходят храм крестным ходом со святым крестом и чтимыми иконами. Подобным образом совершаются крестные ходы на чтимые праздники в приходе. Например, в Калуге крестный ход совершается на память святого праведного Лаврентия, калужского чудотворца. В древности такой крестный ход шел от всех городских церквей к монастырю святого.
Согласно книге «Большой Устав», в праздник Крещения Господня по отпусте литургии совершается хождение «на иордань». Молящиеся крестным ходом идут на открытый источник с пением молебна празднику. И там совершается освящение воды богоявленским чином.
Во многих приходах совершают крестный ход вечером в пятницу на Страстной неделе. Указания на совершение этого хода нет в уставах, но он совершается как неписаный обычай в воспоминание боготелесного погребения Исуса Христа. В конце утрени на великом славословии совершается каждение Плащаницы на святом престоле, после чего иерей приемлет в руки Святое Евангелие, а прочие клирики, неся над ним Плащаницу, выходят северными вратами из алтаря и совершают однократное обхождение вокруг храма с пением «надгробного» «Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас». После возвращения в храм Плащаница ставится на аналой посередине храма, поется стихера «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго». Совершается целование Плащаницы, перед ней читаются Апостол и Евангелие.
Произвольные крестные ходы устанавливаются по благословению архиерея или священника. Так, благочестивые христиане совершают ходы с молебнами на поля во время бездождия или на сев, во время моровых язв, а также в память святых и чудесной помощи Божией. Например, на праздник Преполовения Пятьдесятницы совершается крестный ход из храма села Беливо Орехово-Зуевского района Московской обл. к могилам преподобного Леонтия и прочих Беливских иноков. В Ярославской области на память святителя и исповедника Иринарха проходит традиционный крестный ход из Успенского старообрядческого храма села Елохино в село Вятское.

В 2012 году после более чем пятидесятилетнего перерыва был возрожден крестный ход с Губинской иконой Пресвятой Богородицы. Икона прославилась многими чудесами, в том числе избавлением окрестных селений от пожара. После утреннего богослужения в Троицком храме пос. Шувое Егорьевского района Московской области молящиеся в преднесении креста и икон следуют через весь поселок в лес к месту, где некогда располагался старинный монастырь. Подобным образом на светлой седмице совершается крестный ход в д. Давыдово Московской области. Священники Московской епархии и прихожане подмосковных храмов с пением Пасхального канона проходят по селениям Гуслицкого края.

Чаще всего крестные ходы бывают однодневными. Помимо названных ходов можно упомянуть крестный ход к месту упокоения святых преподобномучеников Константина и Аркадия, шамарских чудотворцев. Участники шествия преодолевают порядка 25 километров от храма в Шамарах Свердловской обл. до деревни Платоново, близ которой и упокоились преподобные отцы. По традиции путь начинается с чтения полунощницы и продолжается чтением часов, обедницы и пением стихер.

Подобным образом совершается крестный ход из села Большое Мурашкино на родину священномученика и исповедника Аввакума в село Григорово Нижегородской области, где установлен памятник огнепальному протопопу. Традиционно этот крестный ход по родным местам протопопа Аввакума протяженностью в двенадцать километров проходит в одно из воскресений после праздника святых апостолов Петра и Павла.

В современной практике Русской Православной Старообрядческой Церкви есть и многодневные ходы. Наиболее известный из них — Великорецкий крестный ход из расположенного близ Кирова села Красное, где находится старообрядческий храм, в село Великорецкое к месту явления чудотворной иконы святителя Николы Чудотворца. В нем принимает участие более 200 человек со всей России. Особенно любит это шествие старообрядческая молодежь. Этот крестный ход имеет давнюю многовековую историю. Традиция его проведения была прервана в советское время, но в 2002 году она была возрождена по инициативе и при личном участии владыки Андриана, сначала епископа Казанского и Вятского, а потом и митрополита Московского и всея Руси.

Кроме того, двухдневным является крестный ход из Вереи в Боровск в память святой преподобномученицы и исповедницы Феодоры (боярыни Феодосии Морозовой) и мучениц сестры ее — княгини Евдокии, Иустины и Марьи, иже во граде Боровске за древлее благочестие пострадавших. Утором 23 сентября крестный ход выходит из храма подмосковного города Верея и к вечеру приходит в боровский храм (Калужская обл.), где совершается бденная служба святым. На следующий день после литургии верующие крестным ходом идут от храма к часовне боярыни Морозовой, возведенной на месте острога боровского городища, где в XVII веке находились в заточении инокиня Феодора и ее соузницы.
В древности очень распространены были покаянные (или умилостивительные) крестные ходы при наступлении бедствий, таких как моровые язвы (эпидемии), нашествие иноплеменных, голод или засуха. Однако нам неизвестны случаи проведения подобных ходов в современной практике РПСЦ. Увы, сегодня среди паствы нет крестьян, которые бы звали священников совершить крестный ход «на сев». Пандемия коронавируса тоже не вернула к жизни умилостивительные ходы, хотя она и является тем бедствием, которое в старину именовалось «моровым поветрием». Сказались и государственный запрет на проведение массовых мероприятий, и общая духовная расслабленность. Даже в храмах не было таких горячих молитв об избавлении от бедствий, как это было в старину. Представители иных конфессий совершали объезд территорий на автомобилях или даже облетали на вертолетах, однако, на наш взгляд, это нельзя назвать в полном смысле крестных ходом и духовным подвигом.
Что касается благодарственных (или торжественных) крестных ходов, то самый известный из них совершается в Неделю святых жен-мироносиц в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище в Москве в память распечатания алтарей рогожских храмов. Они были запечатаны почти 50 лет, в 1856 г., и только в 1905-м по указу императора Николая II вновь открыты. Сегодня это самый массовый и народный старообрядческий праздник. На него съезжаются священнослужители и простые христиане-старообрядцы со всех уголков страны и мира.
О крестных ходах инославных и отношении к ним старообрядцев
С момента трагического раскола русской Церкви и до дарования свободы вероисповедания указом императора Николая II от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» старообрядцы не имели права проводить крестные ходы, звонить в колокола, строить храмы с куполами и т.п. А синодальная церковь, обладая многими древними святынями, напротив, весьма часто организовывала массовые крестные ходы с чудотворными иконами и мощами, особенно в трудные времена, будь то моровая язва или нашествие иноплеменных. Естественно, благочестивый народ стремился помолиться пред святынями в годину народных бедствий. Но вопрос о том, можно ли вместе с инославными участвовать в крестных ходах или нельзя, как вести себя при их совершении, требовал пастырского разрешения и на местах решался по-разному. Старообрядцы старались не входить в еретические храмы даже для поклонения чудотворным иконам, но могли это делать во время крестных ходов, когда святыни выносили на всеобщее поклонение.
Приведем здесь два интересных исторических свидетельства. Одно — ответ святителя Арсения Уральского священнику Стефану Лабзину. Второе — практика встречи боровскими старообрядцами чудотворного списка с Боголюбской иконы в ХIХ в.
Иерей Стефан писал священноиноку Арсению в 1892 г., что в г. Верею Московской губернии, где он служил, по случаю моровой язвы привезли чудотворную икону Пресвятой Богородицы Можайской. Встречать ее выходили почти все жители города, как никониане, так и старообрядцы, икону обносили вокруг города, а также заносили в дома. А священники господствующей Церкви служили перед нею молебны. Некоторые старообрядцы также принимали икону у себя в домах. Арсений Уральский отвечает о. Стефану, чтобы он внушил христианам никаким образом не сообщаться в молитве с последователями господствующей Церкви. «А при таких бедствиях, как нынешнее время, пусть отдельно в своем молитвенном храме просят милости у Бога. И если им мало покажется уставной церковной молитвы, то и нарочито обещанными молебнами, и даже всенощными бдениями. И Господь не оставит веры их. …Но если и после сотворенных в вашем храме молитв будет у кого гореть усердие воздать почесть чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Можайской, то не препятствуйте таковым сходить и с тремя точию поклонами приложиться к ней, закажите точию о том, чтобы они более не участвовали в молитве с инославными. А молебен отпеть можно и позаочно, и Пресвятая Богородица, Ее же образ сей, зная, что во исполнение священных правил не можем присутствовать при всех молитвословиях пред оным, не взыщет с нас того, что позаглазно отпоется молебен чудотворной иконе Ее».
Примерно так же действовали и боровские старообрядцы. Они весьма почитали икону Боголюбской Божией Матери из с. Юрьевского. 2 августа ее приносили в город из названного села, находящегося в 25 верстах от Боровска. В течение двенадцати дней она была в городских храмах и Пафнутьевом монастыре. 12 августа совершался крестный ход вокруг города, а 14 августа икону провожали обратно. Этот крестный ход был установлен в память избавления жителей от холеры в 1848 г. Тогда впервые с иконой обошли весь город, вследствие чего эпидемия совершенно прекратилась. Массы старообрядческого населения всегда участвовали при встрече и проводах Боголюбской иконы, с усердием выходя далеко за город, невзирая ни на какую погоду. В совместных молебнах они не участвовали, но искали возможность помолиться и приложиться к святой иконе. В 1919 г. по ходатайству боровских староверов патриарх Тихон разрешил приносить Боголюбскую икону в старообрядческие храмы для совершения службы пред нею, для чего даже увеличили срок пребывания иконы в Боровске. К сожалению, документально не известно, смогли ли староверы воспользоваться этим правом: шла гражданская война, набирала обороты атеистическая пропаганда.
Приведенные примеры и святоотеческий ответ не утратили своей актуальности и по сей день.
Духовный смысл крестных ходов
Блаженный Симеон Солунский, объясняя церковные священнодействия и таинства, говорит, что богослужения вне храма указывают «на наше отпадение от рая и на заключение для нас самого Неба». «Мы проходим через город с плачевными взываниями, — пишет святитель, — и это показывает, что и сам город, и всё в нём осквернено нашими прегрешениями». Необходимо очищение и обновление. Оно совершается божественной благодатью. При крестном ходе освящаются не только наши души, но и все стихии природы: земля, воздух, вода и огонь.
На протяжении многих веков Святая Церковь утверждала души в спасительном благочестии, побуждая к совершению крестных ходов для прославления Господа и святых Его, для сугубого и одновременно смиренного прошения о помощи и заступлении в лихие года. Вспоминая крестными ходами избавление наших благочестивых предков от бед, благодаря Бога за дарованные свыше благодеяния, мы поддерживаем духовную связь поколений, укрепляем надежду на милость Божию и в дальнейшем, укрепляем в душах страх Божий, по слову псалмопевца: «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его, очищающего все беззакония твои, исцеляющего все недуги твои, избавляющего от истления жизнь твою, венчающего тебя милостью и щедротами» (Пс. 102, 2–4).
Каждый из нас во время крестного хода должен смиряться и воздыхать о своих грехах, соблюдая чин и порядок, благоговейно внимая молитвам и песнопениям, помышляя, что, идя за иконами, мы идем под предводительством святых и Самого Начальника веры — Господа нашего Исуса Христа (Евр. 12, 2). Мы свидетельствуем миру, что мы идем путем Христа, что следование за Ним — главная цель нашей жизни. Шествие в сообществе собратьев по вере дает возможность ощутить единение, то, что называется «общение святых», когда «мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12, 5). И Господь сказал: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18, 20). При таких условиях крестный ход становится угодной Богу жертвой. Те, кто неоднократно участвовал в крестных ходах, свидетельствуют, что это благодатный духовный опыт для христианина, возможность многое переосмыслить, получить ответы на вопросы, которые терзают человека, испросить у Бога мира и милости.