Сей святой апостол и евангелист родился в семье Зеведея и жены его Саломии, дочери святого праведного Иосифа Обручника. У Иосифа было четыре сына: Иаков, Симеон, Иуда и Иосия, — а также три дочери: Есфирь, Марфа и Саломия, которая и была женою Зеведея и матерью Иоанна. Все эти дети Иосифа были рождены задолго до того времени, когда ему была формально обручена Дева Мария, Пресвятая Мать Исуса Христа. Таким образом, Иоанн считался племянником Господу Исусу. И был самым любимым Его учеником, так что и на Тайной вечере возлежал главой на Его груди, и при аресте Христа и Его распятии не убежал и не побоялся быть рядом с Учителем, и Свою Мать распятый Господь, вися на Кресте, передал Иоанну на попечение, усыновив его Ей, так что до Её Успения юнейший из апостолов заботился о Ней. Также и по воскресении Христа он месте с апостолом Петром первым прибежал к Его Гробу, проявив свою горячую любовь.
Когда же по Успении Пресвятой Богородицы святые апостолы бросили жребий, кому в какую страну пойти на проповедь, выпало Иоанну идти в Малую Азию, и он был весьма печален, пророчески предвидя беды на морском пути, о чём сказал своему ученику Прохору. Они сели на корабль во Иоппии; во время плавания поднялась буря, корабль несколько часов боролся с волнами, но был ими сокрушён. Бывшие на корабле, схватившись за доски, оставшиеся от него, плавали в бурных волнах. На следующий день в полдень их выбросило на берег в пяти верстах от Селевкии, но Иоанна среди выживших не нашли. Все думали, что он утонул. Тогда Прохор пошёл в Азию один. Тем временем Иоанн, сорок дней и ночей носимый волнами, наконец был выброшен огромной волною на берег у некоего места, называемого Мрамор. Там, по Божьему промыслу, в этот момент оказался и Прохор, который поднял учителя с земли и радостно обнял его. Вместе они, поев хлеба, пошли в город Эфес. В городе они встретили богатую женщину по имени Романа, слава о злобе которой доходила до самого Рима. Она держала общественные бани и нуждалась в работниках, ибо из-за её злобного нрава никто не хотел к ней наниматься. Апостолы же, вынуждаемые голодом, нанялись на эту работу. Романа поставила Иоанна истопником, а Прохора водоносом и свирепо кричала, что они до самой смерти будут у неё трудиться, словно рабы. И в этой бане уже три года жил злобный демон, который ежегодно убивал там юношу или девушку, ибо, когда строили баню, принесли в жертву идолам юношу и девушку и закопали в основание здания. С тех пор и происходило ежегодно такое убийство.
И когда уже три месяца проработали апостолы в этой бане, пришёл в неё мыться юноша по имени Домн, сын градоначальника Диоскорида, бес же его удавил. Известие об этом тотчас облетело весь город и дошло до отца погибшего, который и сам умер от такого горя. Романа стала молиться Артемиде, чтобы она воскресила Домна, и тщетно билась и терзала своё тело до крови, отрок же не воскресал. Апостол Иоанн спросил у Прохора, из-за чего Романа так беснуется. Та же, увидев, что они беседуют, набросилась на святого Иоанна, стала избивать его и обвинять в смерти юноши. И когда устала бить его, заявила: «Воскреси сейчас же Домна, иначе я тебя самого убью!»
Иоанн же, с обычной для него кротостью перенесший оскорбления и избиение от Романы, помолился Господу Исусу об отроке, и тотчас тот воскрес, к изумлению бесновавшейся прежде Романы, на которую напали страх и трепет. Она стала кричать, что Иоанн — это бог, тот же проповедал ей об Исусе Христе, Чьею силою воскрешён умерший. Потом апостол, взяв с собою Домна и Прохора, поспешил в дом Диоскорида, отца воскрешённого отрока. По молитве ап. Иоанна восстал из мёртвых и Диоскорид. Диоскорид и Домн уверовали во Христа и крестились, так же как и Романа, люди же в городе пришли в смятение, споря об апостолах: волхвы ли они или боги, сошедшие на землю… Апостол Иоанн изгнал из бани демона-убийцу, и с тех пор никто уже в бане не умирал. Романа освободила апостолов из своего рабства, и они поселились в доме градоначальника и проповедовали Евангелие в Ефесе.
Когда у язычников Ефеса случился народный праздник в честь богини Артемиды, апостол Иоанн взошёл на возвышенное место, где было её капище, и стал проповедовать Христа и обличать заблуждения язычников. Толпа же пришла в ярость и начала швырять в апостола камнями, но камни в него не попадали, а Божией силой возвращались и ударяли бросавших, разрывая даже и одежды на них. Тогда по молитве апостола наступил сильный зной, так что язычники стали падать на землю от изнеможения. Более двухсот из них тут же умерло, а на остальных напали трепет и ужас. Они стали молить Иоанна о пощаде. Апостол же вновь помолился и воскресил всех умерших, жара же прекратилась. И снова апостол обратился к толпе с проповедью о Христе, и все, кто был там, крестились.
Много знамений и исцелений совершал святой Иоанн в Ефесе. Так, он исцелил от паралича человека, лежавшего в болезни 12 лет, и тот встал и прославил Бога, а затем принял святое крещение. Бес же, живший в храме Артемиды, понял, что будет изгнан оттуда апостолом. Тогда он принял образ воина, взял в руки свиток и сел на людном месте в городе, как бы плача и сетуя. Прохожим он говорил, будто он начальник тюрьмы в Кесарии Палестинской, откуда убежали два злых колдуна — Иоанн и Прохор, осужденные якобы на смерть за преступления, и из-за этого князь хочет его казнить, если тот не доставит немедленно беглецов в тюрьму. И показывал людям грамоту от князя и большой свёрток золота, который обещал отдать тем, кто схватит этих «колдунов».
Услышав это, некие из числа воинов сжалились над мнимым начальником тюрьмы, собрали толпу и пришли к дому Диоскорида, требуя выдачи апостолов и грозя сожжением дома. Градоначальник не соглашался на это. Тогда Иоанн, не желая народного мятежа, сам вышел с Прохором к толпе. Их повели к храму Артемиды. Апостол Иоанн помолился у храма, и тот внезапно разрушился. Тогда апостол спросил беса, притворявшегося начальником тюрьмы: «Сколько лет ты живёшь здесь?» Бес же отвечал, что живёт в храме Артемиды уже 249 лет и что эту толпу он и подговорил против апостолов. И сказал ему Иоанн: «Заповедую тебе, нечистый демон, во имя Исуса Христа Назарянина, больше не оставаться на этом месте!» И мнимый начальник тюрьмы исчез на глазах у всей толпы, на которую напал страх. И многие уверовали во Христа и крестились. И чем больше знамений творил Иоанн, тем более народа обращалось к Истине Христовой.
Дошёл слух об этих событиях и до императора Домициана, который был врагом и гонителем христиан. По его повелению обоих апостолов схватили и отправили в ссылку на остров Патмос, о чём Господь заранее известил Иоанна во сне, сказав ему: «Подобает тебе много пострадать, и изгонят тебя на некий остров, который очень нуждается в тебе». И во время плавания под стражей к Патмосу святой Иоанн совершил великие чудеса: воскресил умершего воина, укротил страшную бурю, грозившую сокрушить корабль, плотом исцелил одного из своих стражников, который уже умирал от дизентерии. И все стражники приняли святое крещение.
На острове же апостол изгнал беса из Аполониада, старшего сына Мирона, тестя игемона (начальника провинции), и запретил бесу возвращаться на остров. И все, кто жил в доме Мирона, уверовали и крестились, в том числе сам Аполониад и сестра его Хрисиппа с мужем своим Лаврентием и домочадцами, и даже сам игемон острова.
На острове жил волхв-отшельник по имени Кинопс. Он много лет сидел в пустыне, общаясь только с демонами, и островитяне почитали его как своего бога, ведь он показывал им своими чарами разные видения. К этому-то волхву прибежали жрецы капища Аполлона, которое Иоанн разрушил молитвой, и стали уговаривать Кинопса выйти в город и победить Иоанна. После долгих уговоров Кинопс сказал, что сам не пойдёт, но пошлёт в дом Мирона своего слугу — злого демонского князя, который-де заберёт душу Иоанна и предаст её вечному мучению. Бес проник в дом, но Иоанн повелел ему встать на одном месте и не уходить до тех пор, пока не расскажет ему, кто его послал. Бес был вынужден обо всём поведать апостолу и добавил про Кинопса: «В нём вся сила сатаны, он даже причтён к князьям бесовским, и мы всегда с ним, и он слушает нас, а мы его!» Апостол ответил тогда демону: «Я, апостол Христов, повелеваю тебе, дух лукавый: никогда больше не приближайся к человеку и жилищу человеческому! И не возвращайся к Кинопсу, но удались с сего острова и мучайся, нигде не имея себе пристанища!» И тотчас бес ушёл с острова.
Кинопс же, не дождавшись возвращения беса, послал другого с тем же поручением, но и тот пострадал так же, как первый, и не возвратился. Тогда злохитрый старец послал двух демонов, повелев одному из них не входить в дом Мирона, а подсматривать издали, а потом возвратиться и рассказать, что там произойдёт. И этот бес, увидев всё, возвратился и рассказал Кинопсу. Тот же исполнился ярости и пришёл в город, сопровождаемый полчищами невидимых демонов.
Народ, увидев почитаемого отшельника-чудотворца, обрадовался. Люди подходили и кланялись Кинопсу. Собралась толпа, которую колдун повел на расправу со святым Иоанном. Апостол же учил не некоем месте. Кинопс подошёл к нему и воззвал к людям: «Слепцы неразумные, послушайте! Я побеседую с Иоанном, и, если он сможет исполнить, что я попрошу, я и сам поверю тому, о чём он говорит!» И вызвав из толпы некоего юношу, волхв спросил его: «Где твой отец?» Тот же отвечал, что он был моряком и утонул при кораблекрушении. И говорит Кинопс апостолу: «Если ты говоришь правду, поставь отца живым перед сыном его!» Отвечал же Иоанн: «Христос послал меня не мёртвых из моря восставлять, но учить прельщённых людей!» Кинопс же воскликнул к толпе: «Убедитесь сами, что Иоанн — обманщик! Держите его крепко, а я выведу из моря отца юноши!» И хлопнул в ладоши, море взволновалось, волхв же исчез из вида толпы, а через некоторое время вышел из моря, ведя за руку беса, принявшего облик отца юноши, который подтвердил, что это его отец. Толпа поклонилась Кинопсу, апостола же хотела убить, но волхв запретил до тех пор, пока не покажет ещё бо́льших знамений. Он подозвал одного человека из толпы и спросил, есть ли у него сын. Тот ответил, что его сын был убит. Тотчас Кинопс громогласно стал звать по имени и убитого, и его убийцу, и тотчас явились два беса, принявшие их облик. Отец убитого подтвердил, что это его сын и его убийца. Кинопс, повернувшись к апостолу, сказал: «Что ты удивляешься, Иоанн?» Тот же отвечал: «Я сему не удивляюсь». И воскликнул Кинопс: «Увидишь большее этого и удивишься! И я не позволю тебе умереть до тех пор, пока не удивишься!» Отвечал ему Иоанн: «Чудеса твои скоро разрушатся!» Толпа же восшумела и начала бить и терзать апостола, и тот упал как мёртвый. Кинопс же велел им оставить его непогребённым, чтобы птицы его расклевали, и ушёл с берега вместе с толпой.
Иоанн же, очнувшись, продолжил проповедовать Христа среди народа. И когда он учил на месте, где обычно побивали камнями преступников, пришёл туда Кинопс с бесами и толпой своих поклонников и сказал Иоанну: «Я не убил тебя в прошлый раз для того, чтобы ты увидел ещё бо́льшую мою славу. Пойдём на морской берег, и увидишь!» Были же с ним и те бесы, которые изображали якобы воскрешённых Кинопсом людей. На берегу Кинопс ударил в ладоши и, прыгнув в море, исчез из виду толпы, которая завопила: «Велик ты, Кинопс, и нет никого больше тебя!» Иоанн же помолился Господу, чтобы Кинопс не остался жив в морской глубине. Тогда море внезапно взволновалось и забурлило пеной… Долго ждала толпа Кинопса, но он так и не вышел из пучины, потонув по молитве Иоанна, как в древности войско фараона по молитве Моисея.
Апостол же именем Христовым и Его Воскресением заклял бесов, изображавших воскрешённых волхвом, чтобы они покинули остров и никогда на него не возвращились, те же мгновенно исчезли. Поклонники же Кинопса еще три дня и три ночи ждали на берегу его возвращения, оставаясь без еды и питья, и многие упали на землю, изнемогая от солнечного зноя, а многие даже умерли, включая трёх детей. Апостол же помолился и воскресил сначала взрослых, которых сразу же научил вере во Христа, а потом на глазах их воскресил и детей. И все единомысленно приступили ко Христу и крестились.
На острове жила некая вдова по имени Проклиания, которая, по бесовскому внушению, страстно влюбилась в собственного сына Сосипатра и склоняла его к беззаконному сожительству. Получив же отказ юноши, разгневанная мать оклеветала его перед судьёй, добиваясь смертной казни сына. Апостол, узнав об этом, помолился, и у судьи, приговорившего к смерти невиновного, внезапно отнялась рука. Проклиания, увидев такое чудо, покаялась пред апостолом на глазах у судьи и всех людей, Иоанн же немедленно исцелил её от блудной страсти, а судью — от болезни руки. И юноша с матерью, как и судья, уверовали во Христа и крестились.
В то время был убит нечестивый император, а его место заступил другой. Он освободил многих, кого послал в ссылки и заточения злобожный Домициан. Настала пора Иоанну возвратиться в Ефес. Жители же Патмоса, уверовавшие во Христа, оплакивали его предстоящий отъезд и слёзно молили апостола, чтобы он записал для них то, что рассказывал о Христе, дабы со временем память об этом не погибла. Внимая их просьбам, Иоанн взошёл с Прохором на высокую гору и постился там три дня. И раздался страшный гром, блеснули молнии, а гора поколебалась. Прохор в страхе пал на землю, но Иоанн его поднял и посадил по правую руку от себя. И, воззрев на небо, стал диктовать ему: «В начале было Слово…» — и так далее. И так создал своё Евангелие и передал его людям. И оттуда оно прошло по всем концам мира.
Отплыв с Патмоса, во время остановки в Африке Иоанн исцелил слепого. Потом же, прибыв в Ефес, вместе с Прохором продолжил ходить и проповедовать о Христе, совершая многие чудеса и исцеления. И ещё двадцать лет прожил во Ефесе, приведя ко Христу великое множество народа.
Когда исполнилось апостолу сто двацать лет, он взял вечером с собою семерых учеников и вышел из дома Домна, где жил. И когда они к утру дошли до некоего загородного места, апостол повелел ученикам сесть на земле, а сам отошёл от них поодаль, на расстояние брошенного камня, и помолился. Потом, возвратившись к ученикам, приказал им выкопать крестообразный ров в человеческий рост. Они выкопали. Апостол же простился с ними и велел Прохору идти во Иеросалим и жить там до смерти. И, облобызав всех их, Иоанн лег в ров и сказал: «Возьмите землю, мать мою, и покройте меня!» И поцеловали его ученики и порыли землёй до колен. И, снова поцеловавшись с ним, покрыли до шеи. И опять поцеловали Иоанна, и положили покрывало на лицо, и с плачем засыпали землёю. И взошло солнце. Ученики же, остававшиеся в городе, узнав о случившемся, поспешили к могиле и раскопали её, но ничего в ней не нашли.
И многие веруют, что Иоанн живым был взят от земли и не вкусил смерти доныне, другие же считают, что он умер и вознесён. Тайна эта велика, но святые отцы учат, что святой апостол и евангелист Иоанн Богослов в конце времён, когда будет править последний антихрист, явится на земле для проповеди Христа. Он будет обличать антихриста и его лжечудеса вместе с праотцем Енохом и пророком Илиею, не вкусившими смерти и взятыми в небесные кровы.
Мощей святого апостола Иоанна Богослова на земле нет (хотя иноки афонского монастыря Ватопед в XVI веке подарили молдавскому господарю Александру Лэпушняну и его супруге Роксане «честную главу апостола Иоанна», но, по-видимому, это были мощи другого апостола Иоанна, называемого ещё и Марком, а не возлюбленного ученика Христова; частицы таких мощей оттуда распространились по разным местам).
Гробница святого Иоанна Богослова сохранилась, ежегодно 8 мая она источает некий тонкий «прах», от которого исцеляются приходящие с верою. Частицы гроба апостола как святую реликвию хранят в разных храмах всего мира.
Возлюбленный ученик Христа и до сих пор творит чудеса и подаёт помощь молящимся к нему с верою.
Память сего апостола 26 сентября по старому стилю (9 октября — по стилю новому), а второе празднество, в честь целебного праха, исходящего из его гробницы, совершается 8 (21) мая. Оба праздника причтены к двунадесятым, то есть великим.
Святыи славный всехвальныи апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, моли Бога о нас!