Епископ – первая степень священства

Главная Публикации Традиции Епископ – первая степень священства

Темы публикаций

Епископ – первая степень священства

Епископ — высший священнослужитель. Он не только сам совершает богослужение и все таинства, но имеет власть совершать рукоположения, то есть передавать другим благодатный дар совершать богослужения и таинства.

Епископ – первая степень священства
Архиереи на богослужение в Неделю свв. Жен-Мироносиц, 2011 г.

В отличие от священников епископ может:

  • рукополагать священников, диаконов и чтецов;
  • освящать миро, престолы и антимисы.

«Помазываемые миром миряне не имеют даров священства или дарований апостолов, пророков и учителей, а потому именуются святыми только по причине помазывания миром. Архиерей же, вместе с этими дарованиями, через молитвы рукоположения, получает дар святости и, что ещё больше, право быть услышанным Богом, о чём он просит во имя спасения людей», — пишет блж. Симеон Фесалоникийский.

Епископы могут иметь разные титулы: патриархи, митрополиты, архиепископы и собственно епископы. Они отличаются между собой размером области, которой управляют, количеством приходов, которые им доводится окормлять. Патриархом называются начальники больших церковных областей. Митрополиты — это начальники меньших областей, состоящих из нескольких епархий. Епископ управляет, как правило, одной епархией.

Различаясь между собой по чести, епископы всех титулов по благодати равны и самостоятельны в своих епархиях, подчиняются они только власти собора под председательством главного епископа области.

«Покажи его святым», — просит о поставляемом архиерее архиерей поставляющий и таким образом молитвами рукополагает его во святого.

К епископу из уважения принято обращаться «преосвященный владыка (владыко)» (к старшему из епископов, митрополиту — «преосвященнейший владыка»). В разговорной речи употребляют обращение: «владыка святый». Владыками их из уважения называют потому, что они духовно окормляют паству, владычествуют над ней. Святыми, потому что святость епископ несет в себе от хиротонии.

Одежды епископа

По общему правилу высшая степень священства имеет все одежды низшей и кроме того еще свои одежды. Кроме священнических одежд в облачение епископа входят:

1. Омофор — надевается поверх всех одежд на плечи. Он знаменует души христиан, которые епископ по образу Господа Христа подъемлет на свое попечение, на свои плечи, как «овча заблудшее».

2. Митра — головной убор, символизирующий власть духовную.

3. Саккос. Первенствующие епископы области носят особую одежду саккос (в переводе мешок). Он означает ту царственную багряницу, которую ради поругания надели на Христа.

Кроме перечисленных есть еще следующие предметы.

Палица — это плат четыреугольный, знаменующий меч духовный.

Орлецы. Круглые коврики с изображеиием орла или орла, парящего над городом полагаются под ногами епископа во время служения. Они означают «парение» епископа над земной жизнью, молитвенное возношение к Богу.

Жезл. В руках епископ имеет жезл — символ его пастырской власти.

Современная Русская Православная Старообрядческая Церковь управляется митрополитом. Он избирается из числа епископов Церкви тайным голосованием Освященного Собора, в котором принимают участие священство и миряне. С принятием христианства Русь стала частью Константинопольского патриархата. Для управления приходами в Россию посылался из Константинополя митрополит. В 1441 году русская Митрополия впервые самостоятельно избрала себе предстоятеля из числа русских епископов. В 1589 году Московские митрополиты получили достоинство патриархов. В XVII веке при патриархе Никоне все епископы приняли  церковную реформу, кроме еп. Павла Коломенского, который был убит. Из священства и мирян, не принявших реформу, образовалась старообрядческая Церковь, которая стала искать возможности для присоединения епископа с целью восстановления трехчинной иерархии. Таким епископом стал митрополит Босно-Сараевский Амвросий, который в 1846 году присоединился к Церкви и рукоположил в ней епископов. Часть из них сохранила статус митрополита — сегодня это старообрядческая Церковь Румынии, другая часть, которая относилась к России, управлялась архиереями в звании архиепископов. В 1988 году архиепископ Московский также получил статус митрополита.

Поделиться: