Епископ – первая степень священства

Главная Публикации Традиции Епископ – первая степень священства

Темы публикаций

Епископ – первая степень священства

Епископ —  высший священнослужитель. Он не только сам совершает богослужение и все таинства, но имеет власть совершать рукоположения, то есть передавать другим благодатный дар совершать богослужения и таинства.

Епископ – первая степень священства
Архиереи на богослужение в Неделю свв. Жен-Мироносиц, 2011 г.

В отличие от священников епископ может:

Рукополагать священников, диаконов и чтецов

освящать миро, престолы и антиминсы

Епископы могут именоваться по-разному (иметь разный титул): патриархи, митрополиты, архиепископы и собственно епископы. Они отличаются между собой размером области, которой управляют, количеством приходов, которые им доводится окормлять. Патриархом называются начальники больших церковных областей. Митрополиты — это начальники меньших областей, состоящих из нескольких епархий. Епископ управляет как правило одной епархией.

Различаясь между собой по чести, епископы всех титулов по благодати равны и самостоятельны в своих епархиях, подчиняются они только власти собора под председательством главного епископа области.

К епископу из уважения принято обращаться «проесвященный владыка» (к старшему из епископов, митрополиту – «преосвященнейший вдладыка»). В разговорной речи употребляют обращение: «владыка святый». Владыками их из уважения называют потому, что они духовно окормляют паству, владычествуют над ней. Святым, потому что святость епископ несет в себе от хиротонии.

 «Покажи его святым», – просит о поставляемом архиерее архиерей поставляющий и таким образом молитвами рукополагает его во святого.

«Помазываемые миром миряне не имеют даров священства или дарований апостолов, пророков и учителей, а потому именуются святыми только по причине помазывания миром. Архиерей же, вместе с этими дарованиями, через молитвы рукоположения, получает дар святости и, что ещё больше, право быть услышанным Богом, о чём он просит во имя спасения людей», — пишет блж. Симеон Фессалоникийский.

Одежды епископа

По общему правилу высшая степень священства имеет все одежды низшей и кроме того еще свои одежды. Кроме священнических одежд в облачение епископа входят:

1. Омофор – надевается поверх всех одежд на плечи. Он знаменует души христиан, которые епископ по образу Господа Христа подемлет на свое попечение, на свои плечи, как «овча заблудшее».

2. Митра — шапка на голове, символ власти духовной.

3. Саккос. Первенствующие епископы области носят особую одежду саккос (в переводе мешок). Он означает ту царственную багряницу, которую ради поругания надели на Христа.

Кроме перечисленных есть еще следующие одежды.

Палица — это плат четыреугольный, знаменующий меч духовный.

Орлецы. Под ногами епископа во время служения подлагаются так называемые «орлецы» — круглые коврики с изображеиием орла или орла, парящего над городом. Орел — изображение «парения» епископа над земной жизнью, молитвенное возношение к Богу.

Жезл. В руках епископ имеет жезл — символ его пастырской власти.

Современная Русская Православная Старообрядческая Церковь управляется митрополитом. Он избирается из числа епископов церкви тайным голосованием Освященного Собора, в котором принимают участие священство и миряне. С принятием христианства Русь стала частью Константинопольского патриархата. Для управления приходами в Россию посылался из Константинополя митрополит. В 1441 году русская митрополия впервые самостоятельно избрала себе предстоятеля из числа русских епископов. В 1589 года московские митрополиты получили достоинство патриархов. После церковной реформы XVII века патриарха Никона все епископы, не принявшие реформы были казнены. Церковь стала искать возможности для присоединения епископа с целью восстановления трехчинной иерархии. Таким епископом стал митрополит босно-сараевский Амвросий, который в 1846 году присоединился к Церкви и рукоположил епископов. Часть из них сохранила статус митрополита – сегодня это старообрядческая Церковь Румынии, другая часть, которая относилась к России, управлялась архиереями в звании архиепископов. В 1988 году архиепископ Московский также получил статус митрополита.