Одно из важнейших решений на жизненном пути человека, определяющих во многом его судьбу, — выбор профессии: кем быть, чему и как учиться. Для православного христианина это решение обуславливается, кроме того, стремлением угодить Богу, чтобы будущая профессиональная деятельность, как минимум, не шла вразрез с заповедями Божиими, а как максимум, была непосредственно связана со служением Богу и Церкви. Таким образом, выбор профессии можно рассматривать в качестве промежуточной цели на пути к главной цели жизни христианина — стяжанию Царствия Небесного. Именно в таком контексте мы и поговорим об этом.

В современных условиях делать названный выбор гораздо сложнее, чем сто пятьдесят или более лет назад. Дело не только в отсутствии сословности, доступности образования и широчайшем спектре возможностей. Дело в изменившемся строе общественной жизни. Если ранее православные обычаи были частью повседневности, большинство людей были верующими, и потому, занимаясь практически любым делом, человек мог свободно совмещать это со своими религиозными убеждениями, то сейчас мир живет по совершенно другим принципам. Они продолжают меняться в худшую сторону и зачастую отчуждают нас от православной веры.
Две крайности
В связи с этим в церковной среде часто встречаются два заблуждения, две крайности, которые, будучи по виду противоположными, очень сильно способствуют одно другому. Одна крайность — это желание идти в ногу со временем, вести светский образ жизни, стремление к успешной карьере в светском обществе. Оставаясь формально верующим, человек не соотносит свои поступки с требованиями православного вероучения, а уделяет им внимание, когда есть для того время. Соответственно, такой человек выбирает учебное заведение и род занятий по критериям, не связанным с христианством. По этой причине человек может избрать либо вовсе греховную профессию, либо строить карьеру, не задумываясь о том, как и чем он мог бы послужить Церкви.

Противоположная крайность — это то, что можно назвать ложной духовностью, когда отрицается необходимость учиться, получать образование и осваивать ту или иную профессию, а вместо этого только молиться, поститься и посещать церковные службы. Безусловно, есть подвижники, которые оставляют всё ради спасения души и уходят в монастыри. Но это должно быть осознанным и цельным выбором самого человека, а не попыткой «усидеть на двух стульях», совмещая работу в миру, семейную жизнь и монастырский устав. Еще печальнее выглядит, когда родители пытаются в собственных детях реализовать свои несбывшиеся мечты о подвижничестве, навязывая им отказ от учебы и овладения хорошей профессией. Подобному же искушению бывают подвержены неофиты — недавно пришедшие к вере в Бога. Известны случаи, когда такие люди, придя в храм, оставляют хорошую работу, востребованную специальность и устраиваются церковными сторожами, тем самым быстро и сознательно разрушая жизненную базу, которая у них была, разрывая социальные связи с людьми, составлявшими круг их общения. Но в итоге зарывают в землю данный Богом талант (Мф. 25, 24) в той или иной сфере, не осознавая, что на своем месте и в звании, в котором призван (1 Кор. 7, 24), человек мог бы принести больше пользы и Церкви, и людям.
Царский путь
В христианской жизни очень важна добродетель рассудительности, умение найти в любом деле середину между излишеством и недостатком, то, что в Священном Писании и у святых отцов называется средним, или царским, путем. «Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла» (Притч. 4, 26–27).

Чтобы избежать обеих крайностей в отношении к образованию, необходимо, в первую очередь, осознать, что жизнь вокруг нас, какой бы ненормальной она ни была, является тем местом, где мы начинаем нашу собственную христианскую жизнь. Никогда не следует забывать, что звание христианина — это не профессия. Памятуя слова Спасителя: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10, 16), в нашей битве против духа мира сего мы должны использовать то лучшее, что может предложить мир, и пойти дальше этого лучшего, поставить его на пользу Церкви и дела христианского свидетельства в мире. Тем, кто призван, уже имея образование и профессию, следует помнить евангельские слова о некоем книжнике, который, будучи научен Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое (Мф. 13, 52). Когда у человека есть некая культурная, интеллектуальная база, это зачастую помогает ему избежать многих ошибок в своей христианской жизни, а также принести пользу Святой Церкви в ее земном бытии.
Именно так поступали великие святые. Если посмотреть на историю Церкви, то мы увидим, что многие святые получали прекрасное, лучшее в свое время образование. Это вселенские учители Василий Великий и его брат Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Августин Иппонийский, Григорий Палама и многие другие. Любопытно привести слова святителя Григория Богослова: «Еще не опушились мои ланиты, как мною овладела какая-то пламенная любовь к наукам. И не совсем чистые учения (имеются в виду сочинения языческих философов. — о. И.К.) старался я придать в помощь учениям истинным, чтобы не превозносились ничему не обучившиеся». Из этой цитаты видно, что уже во времена святого Григория (IV в.) в среде христиан бытовало мнение, что раз Христос избрал апостолов из среды простых рыбаков и послал этих «некнижных» людей на проповедь, то не нужно учиться, не нужно никаких специальных знаний приобретать.
Блаженный Августин в своей книге «Христианская наука, или Основания священной герменевтики и церковного красноречия» блестяще опровергает мнение о том, что «если Дух Святой производит учителей, то люди не должны предписывать правило, чему и как надлежит учить». «В таком смысле, — говорит святой, — и молиться нам не должно, ибо Господь говорит: Весть бо Отец ваш, ихже требуете, прежде прошения вашего (Мф. 6, 8)». Блаж. Августин приводит множество цитат из пастырских посланий святого апостола Павла, показывая, что верховный апостол предписывал своим ученикам правила, чему и как они должны учить. Например, Тимофею апостол Павел писал: «Потщися себе искусна поставити пред Богом, делателя непостыдна, право правяща слово истины» (2 Тим. 2, 15). «Как врачевства телесные, — заключает Августин — прилагаемые людям от людей же, пользуют только тем, коим доставляет здоровье Бог, могущий и без лекарств уврачевать, и, хотя лекарства без помощи Божией недействительны, однако же люди и употребляют их, и усердное доставление оных во всяком случае почитается делом милосердия и благодеяния, так и пособия науки, преподаемые рукою человека, тогда только пользуют душе, когда делает их полезными Сам Бог, Который не от человек и не через человека мог, если бы восхотел, дать человеку самое Евангелие».
Кем быть
Бог дал каждому человеку свой талант, свое призвание. Иногда этот дар рано обнаруживается, и это определяет жизненный выбор человека. Но чаще всего предназначение определить сложно. Человеку приходится пробовать свои силы в разных направлениях. Поговорим о некоторых возможных направлениях деятельности для тех, кто желает не просто принадлежать к Церкви, но и активно участвовать в Ее жизни.
Путь церковнослужителя
Если в дореволюционной России духовенство было практически полностью сословным, род занятий предопределялся рождением, что сегодня выбор священнослужителей происходит по свободному произволению человека, благословению духовного отца и избранию общиной. К сожалению, в настоящее время наблюдается спад интереса молодежи к религии. Даже в семинариях РПЦ недобор студентов, хотя еще двадцать лет назад там был немалый конкурс среди абитуриентов.

Тем не менее среди верующей молодежи есть те, кто проявляет глубокую религиозность уже в раннем возрасте. Таких парней и девушек всегда немного, и можно с уверенностью сказать, что их усердие к молитве, интерес к чтению Писания и православной литературы, пению и богослужению — свидетельство духовной одаренности. Священник — это призвание. В качестве примера можно вспомнить протоиерея Маркела Кузнецова (22.12.1893 — 01.02.1988), который более шестидесяти лет прослужил в священном сане в Калуге. С раннего детства он прилежно посещал богослужения, и односельчане еще в шестилетнем мальчике увидели будущего священника. Он был рукоположен в дьяконы в девятнадцать лет и прослужил до глубокой старости.
Этот особый духовный потенциал молодого поколения, духовный дар и талант должны использоваться в полной мере. Духовным отцам следует выявлять эти таланты, руководить ими, чтобы ни в коем случае не потерять их, а вовремя направить на стезю священнослужения при соблюдении канонических требований, основы которых заложены в пастырских посланиях святого апостола Павла (1 Тим. 3, 1–7 и Тит. 1, 6–9). Среди этих наставлений выделим следующее: «Епископ должен быть …держащимся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1, 7–9). Эти слова говорят о необходимости серьезной подготовки будущих священнослужителей, к которым относятся не только епископ, священник, дьякон, но и уставщик, пономарь, регент, церковный староста и др.

К сожалению, в нашей Церкви сегодня отсутствует система фундаментального церковного образования. Существующее духовное училище Русской Православной Старообрядческой Церкви готовит специалистов среднего звена. Этого уровня явно недостаточно для подготовки будущего пастыря, способного дать должные ответы на вызовы современности. Такие широко обсуждаемые в обществе темы, как генная инженерия, искусственный интеллект, экстракорпоральное оплодотворение, клонирование и тому подобное, требуют богословского осмысления и своевременного ответа Церкви. Но как его дать без профессионального обучения? Представляется, что одной из основных причин недостатка священников, который испытывает наша Церковь, является отсутствие полноценного образования.
Необходимо работать над укреплением училища, расширением его преподавательского состава. Следующая задача — создание высшего учебного заведения РПСЦ. Несколько лет назад нашей Церкви было передано здание старообрядческого института, начались работы по его восстановлению. Идет обсуждение статуса и концепции нового института, учебной программы, работа по его регистрации и лицензированию деятельности. Здесь важно проанализировать дореволюционный опыт, всестороннее исследование которого сделано в кандидатской диссертации о. Иоанна Севастьянова «Образовательная деятельность старообрядцев в период 1905–1918 гг.». В этом научном труде комплексно рассмотрены вопросы старообрядческого образования так называемого золотого века старообрядчества, детально реконструирован процесс создания и функционирования Московского старообрядческого института, выявлены проблемы, возникшие при его открытии, и причины, приведшие к закрытию этого учебного заведения. Только опираясь на этот опыт можно избежать ошибок прошлого и значительно продвинуться вперед в деле создания и развития собственных учебных заведений нашей Церкви, формированию старообрядческой системы обучения, адаптации и творческому переносу организационных, дидактических, методических инициатив прошлого в современную практику.
Где учиться на священнослужителя
Старообрядческий институт еще только создается. Но куда идти учиться молодым старообрядцам, мечтающим посвятить свою жизнь Церкви и Богу? Вариантов здесь два.

Первый, самый распространенный, это получение светского образования по той или иной специальности и одновременно самообразование в области православного богословия, библеистики, патристики, литургики, канонического права и других дисциплин. По пути самообразования шли все знаменитые старообрядческие начетчики XIX — нач. ХХ в.: Иларион Кабанов (Ксенос), Семён Семёнович, святители Арсений Уральский и Инокентий Усов, Василий Зеленков, Федор Мельников, протоиерей Димитрий Варакин и другие. Они добывали необходимые знания исключительно самостоятельно. И знали свой предмет порой лучше и глубже иных профессионалов, преподавателей духовных академий и антистарообрядческих миссионеров, с которыми вели непрестанные публичные диспуты. Достаточно вспомнить посещение епископом Арсением Уральским Петербургской духовной академии 23 марта 1886 г., где он произнес свою знаменитую «Апологию», изданную впоследствии отдельной брошюрой. Явление начетничества значительно и многообразно, оно представляет собой целый пласт отечественной культуры. В целом начетчики очень плодотворно послужили Церкви Христовой, составив огромное количество сочинений в защиту старой веры, дав развернутые богословские ответы на вызовы времени, приведя ко спасению множество душ.
В советское и постсоветское время старообрядческими священнослужителями становились те, кто занимался духовным самообразованием на базе светского образования. Но и тогда, несмотря на жестокость атеистической власти, традиции старообрядческого начетничества сохранялись. Свидетельство тому — ответ неустановленного автора на статьи протоиерея Дмитрия Боголюбова в журнале Московской патриархии №№ 3 и 7 за 1946 г. Ответ хранится в архиве митрополии РПСЦ и опубликован в приложении к журналу «Церковь» («Во время оно», вып. №4, 2007 г.).
Другой путь — это получение духовного образования в духовных образовательных учреждениях иных конфессий, прежде всего РПЦ. Раньше это были духовные семинарии и академии. В последние годы открылось несколько вузов, учрежденных РПЦ, но готовящих специалистов разных, в том числе светских, специальностей, смежных с церковной сферой. Такой опыт также имеется, хотя эти случаи носят единичный характер и вызывают противоречивое отношение в среде собратьев по вере. Здесь возможна дискуссия. С одной стороны, имеется возможность получить системное богословское образование, иметь доступ к библиотекам и общению с профессорами в соответствующих отраслях знаний. С другой стороны, есть риск отступления от веры, перехода в иную конфессию, а также последующее распространение каких-либо еретических взглядов в своей Церкви.

Не вдаваясь в полемику, тем не менее, считаем уместным в качестве пищи для размышления привести пример весьма почитаемого в старообрядчестве преподобного Максима Грека. Он происходил из аристократической семьи, получил прекрасное образование, но стремился к большим познаниям. С целью изучения языка и философии древних греков он уехал в Италию. Во Флоренции работал в Библиотеке Медичи. Там же испытал сильнейшее впечатление от проповедей доминиканского монаха и настоятеля монастыря Сан-Марко Джироламо Савонаролы, впоследствии жестоко казненного католическими инквизиторами. Однако потом вернулся на Родину и принял иноческий постриг в Ватопедской обители на Афоне. В 1515 году по просьбе русского государя великого князя Василия III прибыл в Москву. Здесь он выучил русский язык и принимал участие в переводе Толковой псалтыри и других книг. Жизнь преподобного на Руси была преисполнена тяжких испытаний, он был лишен Святого Причастия, но Бог прославил Своего угодника, память его 21 января (3 февраля). Из этого примера следует, что общение и учеба в неправославных учебных заведениях не повредили душе святого Максима, но дали возможность ему развить свои таланты и принести Богу плод сторицей (Мф. 13, 23).
Мирские профессии и служение Церкви
Не следует думать, что послужить Церкви можно, лишь став священнослужителем. По слову апостола Павла, Господь «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 11–13). Тело Христово — это Церковь. В своем земном бытии она, как на уровне централизованной организации (митрополии или епархии), так и на уровне каждой отдельно взятой общины, нуждается в квалифицированной помощи различных специалистов. Назовем лишь некоторых из них: юристы, архитекторы, строители, реставраторы, иконописцы, певцы, философы, бухгалтеры, историки, врачи, психологи, журналисты, филологи, программисты. Список можно продолжать и продолжать, ведь задач перед нами стоит много, и они разные. Это и реставрация храмов, и их содержание, это создание и ведение сайтов, представление интересов Церкви во властных структурах и судах. Не обязательно работать в церковной организации. Только очень крупные из них имеют в своем штате такие кадры. Чаще всего приходится привлекать профессионалов со стороны. Хорошо, если привлеченный специалист будет членом Церкви. Но надо честно признать, что сегодня собственных кадров крайне мало.

Отдельно следует сказать о занятии предпринимательской деятельностью. История старообрядчества наглядно показывает, что можно сочетать глубокую веру и благочестие с предпринимательской жилкой и поставить все это на службу родной Церкви и Отечеству. До революции старообрядцы составляли свыше шестидесяти процентов представителей торгово-промышленного класса, в руках которого было сосредоточено до 64% всего российского капитала. Усердие в ведении бизнеса рассматривалось как исполнение христианского долга перед Богом и перед людьми, умелое хозяйствование способствовало укреплению и возрастанию веры, укреплению истинной Церкви. В начале ХХ в. купцы и промышленники послужили стремительному развитию церковных институтов и учреждений, удовлетворяющих насущные запросы того периода. Получила толчок церковная жизнь старообрядцев, по всей Руси развивались старообрядческое храмоздательство, периодическая печать, строительство школ, был создан старообрядческий институт. Бог весть, может быть еще будут явлены миру новые Морозовы, Рябушинские, Кузнецовы, которые возродят их славные традиции и дела.
Думается, что эта ситуация должна мотивировать духовных отцов на то, чтобы ориентировать молодое поколение на освоение тех профессий, где можно было бы раскрыть свой потенциал и в то же время иметь возможность помогать православным общинам и отдельным людям из числа единоверных братий. И если не непосредственным участием в делах Церкви, то, как минимум, в приношении десятины от своих праведных трудов. Как сказано в Книге премудрости Исуса, сына Сирахова: «Приношение праведного утучняет алтарь, и благоухание его — пред Всевышним; жертва праведного мужа благоприятна, и память о ней незабвенна будет. С веселым оком прославляй Господа и не умаляй начатков трудов твоих; при всяком даре имей лице веселое и в радости посвящай десятину» (Сир. 35, 5–8).
Искушения и соблазны в профессиональной деятельности
Очевидно, что христианину придется сталкиваться с некоторыми трудностями на мирской работе. Мы не говорим о явно греховных занятиях, связанных с преступностью или ростовщичеством. Но правила благочестия далеко не всегда совпадают мирскими требованиями. Некоторые компании, к примеру, могут устанавливать запрет на ношение бороды или устраивать обязательные для посещения «корпоративы» во время постов. Некоторые предприятия имеют столовые для сотрудников, но меню там не имеет постных блюд, и при этом запрещено приносить пищу с собой. Все это искушения, которые можно условно назвать внешними. Но есть и более серьезные. Это коррупция и взяточничество, нечестность, обман, воровство, служение политическим или классовым интересам вопреки нравственным нормам и многое другое. Нечто подобное может иметь место и в церковных организациях, идеализировать не следует.
В любом случае, где бы человек ни работал и чем бы ни занимался, везде необходимы мужество и мудрость, чтобы карьера не препятствовала спасению души. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мк. 8, 36). А опыт святых показывает, что среди них были и простые крестьяне, и чиновники, и солдаты, и военачальники, и ремесленники, и предприниматели, и священнослужители, и простые рабочие.