«Всем скорбящим радость» — начальные слова одной из Богородичных стихер Октая, составленных или прп. Иоанном Дамаскиным, или кем-то другим из песнописцев того же времени и круга. Однако икона, получившая такое название, появилась на Руси намного позже — в середине XVII века, на самом пороге трагического Раскола Церкви. Божия Матерь изображается на этой иконе увенчанной царским венцом, в сиянии славы, Ей предстоят святые, а к ногам Ее припадают страждущие различными скорбями и болезнями, в надежде на Ее милостивую помощь.
Одна из первых таких икон находилась (и находится поныне) в Москве, в храме Преображения Господня на Большой Ордынке. Жившая неподалеку от храма вдова по имени Евфимия страдала тяжелейшим недугом: «Лежаше на одре своем еле жива сущи, продолжашебося болезнь ея годичное время, яко видетися уже ей к смерти, но и внутреннимъ являтися из боку ея», — так пишется в сказании об иконе. В этом плачевном состоянии, когда никто уже не чаял ее исцеления, Евфимии, со слезами молившейся Богородице на одре болезни, был голос, повелевший ей отслужить молебен перед иконой «Всем скорбящим Радость» из названного храма. Близкие Евфимии тут же пошли в церковь с просьбой о молебне. Икону принесли к ней в дом, и здесь, после молебна с водосвятием, когда окроплено было и жилище, и тело больной, она чудесно исцелилась от лютой язвы.
Весть об этом сразу разнеслась по Москве. Многие стали заказывать иконописцам подобие иконы с Ордынки. Поскольку особая служба перед этой иконой еще не была составлена, усердствующие стали списывать каноны Божией Матери из разных богослужебных книг, посвящая их новопрославленной иконе. Исцеление Евфимии совершилось 24 октября 1688 года. Важно отметить, что она приходилась родной сестрой тогдашнему патриарху Иоакиму — большому гонителю исповедников старой веры. Период гонений на старообрядцев при царевне Софье и затем при Петре был также временем, когда власть гасила в людях всякое благочестивое чувство. В каждом явлении чудотворной иконы, в проявлении мощей святых подвижников прошлого — то есть во всех событиях, которые в иное время стали бы для русских людей праздниками веры, — власти подозревали теперь что-то опасное для себя. Оглашать и прославлять подобные явления было строго воспрещено. Канонизация русских святых прекратилась: ведь реформаторы прекрасно знали, что все русские святые придерживались древнего благочестия, и почитание их становилось живым укором попирателям отеческих заветов. Также начальство боялось прославления икон с двуперстным сложением благословляющих рук у Спасителя, Богородицы или святых. Возможно, по этой причине официального празднования новопрославленный образ не получил, почитание его в господствующей Церкви началось гораздо позднее.
Первыми почитать икону «Всем скорбящим Радость» стали гонимые старообрядцы. Если Библия прославляет исцеление пророком Елисеем язычника Неемана, исцеление апостолом Павлом хромца-язычника в Ликаонии и, наконец, чудо изгнания беса из дочери сиро-финикийской язычницы Самим Христом, то как могли древлеправославные христиане поставить под сомнение чудо Божие, пусть даже оно совершилось над сестрой их жестокого преследователя! Именно в рукописных старообрядческих канонниках того времени можно найти первые списки службы в честь этой иконы. Эти первые службы были составлены из древних Богородичных песнопений и вошли в молитвенный обиход по одному лишь усердию простых людей, помимо какого-либо иерархического одобрения. Так было положено начало общероссийскому почитанию этого чудотворного образа.
Великие цельбоносные милости Богоматери не оскудели и никогда не оскудеют на роде человеческом — на праведных и грешных, достойных и недостойных. Ибо воля Богородицы не иная, чем воля Ее Сына, сказавшего: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я не пришел призвать праведных, но грешных на покаяние» (Лк. 5, 31–32); «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18, 11). Чудесные исцеления, чудесная помощь в скорбях и напастях по молитве к Пресвятой Деве не прекращаются во всем мире, среди всех народов; милости эти получают подчас и неверные, и весьма грешные люди. Но горе, если чудесная помощь свыше не послужит нам к исправлению; если сподобленные такой великой милости, побеждающей законы естества, мы останемся неблагодарными, черствыми, горделивыми, упорно-неподатливыми, как колючие терния, попав в которые, семя слова Божия не может принести плода (Мф. 13, 7). Над такими сбывается пророческое слово: «Слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6, 9–10; Мф. 13, 14–15). Христос ждет от нас нашей любви, являемой в мыслях, словах и делах, в уподоблении Ему, как говорит Премудрость Божия устами Соломона: «Сыне мой! Дай сердце твое Мне, и очи Твои да наблюдают пути Мои» (Притч. 23, 26). Сердца, всецело, на всякое время обращенного к Богу, желает от нас и Пресвятая Владычица, и эту весть несет страждущему человечеству каждое чудо Ее помощи. Каждому скорбящему на земле желает Она истинной, безмерной, непреходящей и неотъемлемой радости — вечно жить во граде живого Бога, по откровению, данному тайновидцу Иоанну: «Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21, 3–4).
На вечерне, на «Господи возвах», стихера, глас 2-и
Всемъ скорбящимъ Радость, и обидимымъ Предстательница, и алчущимъ Питательница, страннымъ Утешение и обуреваемымъ Пристанище, болящимъ Посетительница, озлобленнымъ Покровъ и Заступление, и Жезлъ слепымъ, Мати Бога Вышняго, Ты еси Пречистая, потщися, молимся, спастися рабомъ Ти.
На утрене, седален, глас 1-и
Руце Твои божествении, ими же Зиждителя носила еси, Дево Пречистая, Воплощенна благостию, простерши, умоли Его избавити насъ от напастей и страстей и бедъ, восхваляющия любовию и вопиющия Ти: слава Всельшемуся въ Тя, слава Прошедшему изъ Тебе, слава Свобождьшему насъ Рожествомъ Своимъ.