Событие Успения Пресвятой Богородицы не описано в книгах Нового Завета. Все сведения о нем основаны на древнем церковном предании, сохранявшемся изначально в святой Иеросалимской церкви, в которой до разрушения Иеросалима римлянами епископы избирались из рода св. праведного Иосифа Обручника. Первым в их ряду был Иаков, которого называли братом Господним, старший сын Иосифа от первого брака. После того как Иеросалим был разрушен до основания, все его святыни были уничтожены, а место было заселено язычниками. Новую Иеросалимскую церковь во II веке по Рожестве Христовом составили обращенные из язычников; выжившие же после гонений, войн и мятежей христиане еврейского племени, потомки первоапостольской Церкви, обитали отныне в небольших селениях, разбросанных по Палестине. Именно в их среде более четырех веков хранились великие святыни — риза и пояс Пресвятой Девы, которые Сама Божия Матерь при Своем преставлении отдала двум благочестивым вдовицам в благодарность за заботу о Ней. Среди этих христолюбивых израильтян передавалась и память о преставлении Той, Которая родила миру его Спасителя. С другой стороны, и христиане из язычников знали об этом из преданий своих церковных общин, ибо при успении Марии присутствовали и предстоятели таких церквей. Рассказ об этом событии содержится, например, в писаниях, сохранившихся под именем святого священномученика Дионисия Ареопагита.
Итак, согласно Преданию, Пресвятая Дева по Вознесении Господа долгое время жила в городе Ефесе под защитой возлюбленного ученика Христова апостола Иоанна, а затем, в более преклонные годы, вернулась в Иеросалим, где часто посещала Елеонскую гору, откуда вознесся на небеса Ее возлюбленный Сын. Когда же Христу было угодно призвать Ее к Себе, Он послал к Ней архангела Гавриила возвестить Его волю, которую Она приняла с величайшей радостью.
«Как Ты, Обрадованная, исполнила радости землю и земных, так обрадуй и небесных. Обрадуй жилище Отца Моего, утешь и души святых; ибо они, видя Твое торжественное, в сопутствии ангелов, переселение ко Мне, твердо убедятся, что и их часть будет жить в Моем свете. Прииди же с радостью…» Так передает слова небесного вестника свт. Герман, патриарх Царя-града (Слово на Успение Пресв. Богородицы). При этих словах архангел подал Деве пальмовую ветвь — знак победы над смертью и тлением. И тогда, как продолжает патриарх, «Она, возжегши много светильников в доме, созывает любимых Ею родственниц и соседей, убирает жилище и усыпает цветами Свое ложе, как чертог девственнаго брака, усердно приготовляет потребное для погребения, объявляет о преставлении, рассказывает возвещенное ангелом…»
При этом Богородица утешала собравшихся к Ней верующих, обещая не оставить их сирыми, но всегда осенять их покровом Своих молитв. Внезапно раздался сильный шум ветра в скоплении множества облаков: это ученики Христовы, разбросанные по миру в трудах проповеди, оказались чудесно собраны в горнице Пресвятой Девы. Благоговейно поклоняясь Ей, они соединяли слезы с вдохновенными хвалами Богу и Той, что воплотила Его на земле. Мария возлегла на одре и, оставив всем Свое благословение, спокойно и тихо, как бы в тончайшем сне, отдала душу в руки Божественного Сына. Немедленно апостол Петр начал надгробное псалмопение и молитву, а прочие апостолы подняли одр на плечи и понесли тело Девы из Сиона в Гефсиманский сад, где была уготована гробница.
Тело Матери Божией провожало бесчисленное множество народа. При этом, как говорит Предание, некий иудей по имени Аффоний, одержимый ненавистью к Христу, решился напасть на шествие и сбросить тело Пречистой с Ее одра. Но лишь только он протянул к телу руки, они оказались отсечены божественной силой и остались висеть у одра, а сам дерзкий упал в дорожную пыль, корчась от боли. Он стал жалобно умолять Бога и Пречистую о пощаде, исповедав перед всеми, что Христос есть истинный Бог. И, как вражда на Бога стала для него причиной мук и позора, так вера, обретенная даже невольно, стала причиной спасения: руки были возвращены Аффонию, и он пошел вместе со всеми, восхваляя Христа и Его Матерь.
О дальнейшем предания разделяются. Согласно патриарху Герману, тело Девы было восхищено из рук апостолов «в виду всех […], и Восхитивший его был невидим никому, поскольку это был Бог невидимый; плащаница же показалась легко поднимающеюся на воздухе, ,,на облаце легце”, о котором было пророчество» (Ис. 19, 1). Другие же пишут, что тело было положено в гробнице, вход в нее был заложен плитой, и в течение трех дней там слышалось пение ангелов. По промыслу Божию, один из апостолов, прибывший в Иеросалим не в день Успения, но на несколько дней позже, стал просить прочих открыть Ему гробницу для поклонения. Гробницу отворили, но тела Богородицы там не было.
«Придите, обступим этот чистейший гроб и почерпнем от него божественную благодать, — взывает к верующим прп. Иоанн Дамаскин. — Придите, поднимем руками души приснодевственное тело, войдем с ним внутрь гроба […], поклонившись, и узнаем необычайную тайну, как тело Богоматери было отнято у земли, вознесено и взято на небо, как Она предстоит Сыну превыше всех ангельских чинов, — и нет никакой преграды между Матерью и Сыном» (3-е слово на Успение Пресвятой Богородицы).
«Воспламени в нас любовь к Твоему Сыну, — завершает свои похвалы Пречистой прп. Иоанн, — соделай нашу жизнь угодной Ему, чтобы, сподобившись улучить небесное блаженство и видеть Тебя, сияющей во славе Сына Твоего, мы смогли воссылать священные песнопения, вечно и достойным Святого Духа образом радуясь в Церкви празднующих, Тому, Кто совершил Домостроительство нашего спасения, Христу, Сыну Твоему и Богу нашему».
Наша Русь, получив просвещение в христианской вере, с самого начала возгорелась горячей ревностью к почитанию Пресвятой Девы. Первые соборные храмы на Руси были посвящены Успению Богородицы. Важно заметить, что Софийский собор в Киеве имел престольным праздником Ее Рожество, а Софийский собор в Новгороде — Успение. И впоследствии храмы во имя Софии Премудрости Божией посвящались всегда Успению. В этом выразилось глубокое богословское умозрение: Богородица стала истинным и живым храмом Премудрости Божией в Ее воплощении. И прекрасно, достойно и праведно молитвенно созерцать и чтить Домостроительство нашего спасения, о котором говорит выше прп. Иоанн, в пресветлом лике Дщери человеческой, ставшей Пресвятой и Приснодевственной Матерью Бога, Царицей Небесной, «честнейшею херувим и славнейшею без рассуждения серафим».
На великой вечерне, на «Господи, возвах», славник, глас 1-и
Богоначальнымъ мановениемъ, отвсюду богоноснии апостоли, облаки высоче взимаеми, дошедше пречистаго и живоначальнаго Ти тела, любезно лобызаху. Превышняя же небесныя силы, съ своимъ Владыкою пришедше, богоприятное и пречистое тело предсылающе, ужасомъ одержими; прекрасно же предъидяху и невидимо вопияаху превышнимъ чиноначалиeмъ: се Всецарица Богоотроковица прииде. Возмите врата и Сию премирно подъимите, Присносущнаго Матерь Света, Тоя бо ради всесильное человекомъ спасение бысть. На Нюже взирати не можемъ, и Той достойную честь воздати немощно: Тоя бо преизящное преходитъ всяку мысль. Темже, Пречистая Богородице, присно съ Живоноснымъ Царемъ и Рожествомъ живущи, молися выну, сохранити и спасти отъ всякаго прилога противна новыя люди Твоя: Твое бо заступление стяжахомъ, во веки светоявленно блажаще.
На литии, славник
Слава, глас 5-и
Приидите, празднолюбныхъ собори, приидите, ликъ составимъ, приидите, венчаемъ песньми церковь, упокоениемъ Ковчега Божия. Днесь бо небо простираетъ недра, приемля Рождьшую всеми Невместимаго, и земля, Источникъ Жизни отдающи благословение, украшается благолепиемъ. Ангели ликъ составляютъ со апостолы, ужасно взирающе отъ живота въ животъ преставляему, Рождьшую Начальника жизни. Вси поклонимся Ей, молящеся: сродна присвоения не забуди, Владычице, верно празднующихъ всесвятое Твое успение.