Икона Пресвятой Богородицы Боголюбской

Главная Публикации Традиции Икона Пресвятой Богородицы Боголюбской

Темы публикаций

Икона Пресвятой Богородицы Боголюбской

История создания Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы неразрывно связана с жизнью и деятельностью русского князя XII века Андрея Ивановича Боголюбского. Князь Андрей в 1155 г. переселялся со всеми дворами из Вышгорода в Суздаль. В дорогу взял с собой чудотворный иконописный образ из церкви Вышгородского женского монастыря, по Преданию написанный некогда рукою самого святого евангелиста Луки.

Икона Пресвятой Богородицы Боголюбской

Когда княжеский обоз уже приближался к Владимиру, случилось чудесное происшествие. Лошади, которые везли воз с иконой Богородицы, вдруг остановились как вкопанные. Как возницы ни пытались стронуть их с места, ничего не получалось, как будто их удерживала какая-то невидимая сила. То же произошло и с новыми лошадьми, на которых заменили прежних. После этого князь совершил молебен пред иконою Богородице, после которого дал Богу обет построить на этом месте церковь во имя Пресвятой Богородицы.

После молебна князь вошел в свой походный шатер, где продолжил горячую молитву. Здесь и произошло с ним чудо — явление ему Самой Матери Божией. Она стояла на воздухе, обращаясь в молитве за людей к Своему Сыну — Исусу Христу, Который внимал Ей с Неба. Божия Матерь повелела князю Андрею создать на этом месте монастырь, а чудотворную икону привезти в город Владимир и поставить там в храме.

Во исполнение воли Пречистой Девы князь построил на этом месте, которое он назвал Боголюбово, каменную церковь во имя Рожества Пресвятой Богородицы и начал строить монастырь.

Желая сохранить и память об этом чуде, князь Андрей призвал лучших иконописцев и поручил написать икону чудесного явления Богородицы, подробно рассказав им об увиденном. Мастера создали такой образ, какой им повелел князь. На этой древней иконе, сохранившейся и до наших дней, Пресвятая Дева изображена стоящей в пол-оборота к зрителю и обращенной в молитве к Господу Исусу Христу, изображенному в облаках в правом верхнем углу, благословляющему Ее двоеперстно сложенной десницей. Обе руки Богородица протягивает к Сыну, а рядом с Ее правой рукою изображен свиток с текстом Ее молитвы: «Сыне и Боже мой, услыши молитву рабы Своея Матере, приими всякого человека славящего Тя и Мене…»

После возведения и освящения храма Андрей Боголюбский внес в него обе иконы — как новонаписанную, так и ту (Владимирскую), происшествие с которой послужило причиной всех событий — и установил церковный праздник в честь нового образа 18 июня по старому календарному стилю (1 июля по новому стилю).

Монастырь, построенный по воле Богородицы, и город, возникший вблизи, князь называл Боголюбовом. Он говорил, что Сама Божия Матерь «возлюбила это место». Да и сам князь Андрей был прозван Боголюбивым, или Боголюбским. Древняя икона, с которой начались все эти события, была доставлена во Владимир, получив от него название Владимирской. Позднее она была перенесена в Москву, став одним из самых чтимых чудотворных образов русского православия.

Князь Андрей любил основанную им церковь. Здесь он нередко уединялся на молитве, особенно когда вдруг умерла двадцатилетняя сестра Глеба. После того как сам князь погиб от рук слуг, в 1174 г. Боголюбский монастырь разграбили, но икона Боголюбова осталась невредимой.

В XV в., в период правления великого князя Василия II Темного (1415–1462), во Владимире был создан точный список с Боголюбской иконы, сохранившийся до нашего времени.

В 1771 г. окрестности Владимира были охвачены моровым поветрием — эпидемией чумы, но в Боголюбском монастыре и селах вокруг него мора не было. Тогда Божия Матерь явилась неким благочестивым людям и повелела, чтобы Ее икону из Боголюбова перенесли во Владимир. Это повеление Богородицы было исполнено, икону доставили во Владимир, после чего чума и там прекратилась. В честь чудесного избавления от страшной эпидемии был установлен обычай ежегодного крестного хода с чудотворной иконой из Боголюбова во Владимир.

В Москве тогда же прославился список чудотворной Боголюбской иконы, пред которым древлеправославные христиане молились во время чумного мора. Этот чудотворный образ, создание которого датируется XV–XVI вв., находится в Покровском старообрядческом кафедральном соборе на Рогожском, являясь одной из его прославленных святынь.

На Руси было много и других списков с Боголюбской иконы Пресвятой Девы, многие из которых дополнены изображением целого ряда русских святых, молящихся (обычно коленопреклонно) пред Богородицею. Известен также и другой извод, на котором пред Матерью Божией в коленопреклонном молении изображается святой князь-страстотерпец Андрей Боголюбский.

Сама первоначально написанная по велению святого князя древняя икона сохранилась и доныне, но дошла до нас в крайне поврежденном состоянии. Попытки ее реставрации предпринимались в ХХ столетии неоднократно. Так, в 1946 году во Владимирском краеведческом музее, где она тогда находилась, весь красочный слой попытались пропитать смесью воска с парафином, что привело к еще большему его повреждению. Более правильная научная реставрация проводилась в 1956, 1958–1976 годах, в результате чего состояние иконы было несколько стабилизировано, частично раскрыта из-под записей первоначальная живопись XII столетия.

С 1993 года Боголюбская икона была выставлена в Успенском соборе Княгининского монастыря во Владимире в специальной климатической витрине, но витрину в храме эксплуатировали неправильно, в результате чего состояние иконы резко ухудшилось. Чудотворный образ пришлось спасать экстренной научной реставрацией. Благодаря упорному труду российских реставраторов, древнерусская святыня сохраняется для наших потомков.

Поделиться: