Будущий апостол Павел был иудеем из колена Вениаминова, родом из г. Тарса Киликийского. До своего призвания на апостольское служение носил имя Савл. Имел римское гражданство и очень хорошее образование, как классическое, так и полученное «у ног Гамалиила», знаменитого учителя Закона в Иерусалиме. Принадлежал к числу фарисеев — наиболее ревностных исполнителей ветхозаветного Закона. Был свидетелем казни первомученика Стефана, охраняя одежду тех, кто побивал святого камнями. Будучи ревностным исполнителем иудейских преданий, он получил полномочия преследовать христиан в Дамаске, по пути в который и был обращён Самим Господом Исусом Христом. Савл увидел яркий свет, который его ослепил, и услышал голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос: «Кто Ты, Господи?» — Савл получил ответ: «Я Исус, Которого ты гонишь».
Ослепшего от яркого и невидимого для других света Савла привели в Дамаск к апостолу Анании, который и крестил его. В душе Савла произошёл глубочайший переворот. Из гонителя Церкви Христовой он сделался наиболее вдохновенным её проповедником, вынужденным скрываться от иудеев, своих бывших единоверцев, которые всячески старались его убить. Приняв Христа и изменив свой образ жизни, Савл сменил и имя. Теперь он стал зваться Павлом, от лат. Paulus — «малый». Не входя в число как 12, так и 70 апостолов, Павел, тем не менее, стал апостолом «языков», т.е. язычников. Он принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где отстаивал право бывших язычников, принявших веру Христову, не соблюдать обрядовый закон Моисея. Павел предпринял четыре знаменитых миссионерских путешествия, где претерпел множество лишений и гонений за свою проповедь. По его собственным словам, он более всех потрудился в благовестии Христовом. И за свои труды сподобился от Господа чрезвычайных откровений, будучи при жизни восхищенным в рай до третьего неба.
Находясь в Иерусалиме, апостол Павел чуть было не был растерзан восставшими против него иудеями, из-за чего был взят под стражу римскими властями. Будучи римским гражданином, Павел потребовал над собой суда кесаря и был отправлен на суд в Рим. О дальнейшей судьбе апостола мы не имеем однозначных свидетельств. Согласно одному преданию, он был осуждён в Риме императором Нероном на смерть в 64 г. Согласно другому преданию, тогда он был оправдан, а казнён был примерно в одно время с ап. Петром в 67 г. Распятие на кресте ему, как римскому гражданину, заменили казнью через усечение головы мечом.
Апостол Павел оставил нам 14 посланий, вошедших в канонический текст Нового Завета.
Память двух апостолов издревле совершалась вместе. Хотя святые апостолы Петр и Павел называются верховными и столпами веры, но это не означает, что они были главными среди прочих апостолов. Петр не был князем апостолов, как учат о том католики. Все эпитеты, которые восхваляют апостолов Петра и Павла, означают первенство чести, но не власти.
Римские епископы (папы), считая себя преемниками ап. Петра, особо почитали его память. А после того как 29 июня 258 г. состоялось перенесение мощей апостолов Петра и Павла в Риме, общий день памяти обоих апостолов стал почитаться всей Церковью. По повелению императора Константина Великого в 324 г. в Риме и в Константинополе были построены первые храмы в честь этих святых апостолов.
На Русь первую икону святых апостолов Петра и Павла привёз сам святой великий князь Владимир, после принятия крещения в Корсуни. Икона была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору, где до сих пор сохраняются фрески апостолов, датируемые XI веком.
На иконах апостол Петр изображается с ключом, в ознаменование слов Спасителя: «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16, 19). Впоследствии и прочие апостолы получили то же самое обетование, но именно Петр получил его первым.
Апостол же Павел изображается с книгой в руках, как автор большей части посланий Нового Завета.
Дню памяти апостолов Петра и Павла предшествует многодневный пост, который называется Петровым, или Апостольским. Продолжительность этого поста варьируется каждый год от 8 дней до 6 недель и зависит от времени празднования Пасхи. Чем Пасха позднее, тем пост короче, т.к. день памяти апостолов непереходящий и всегда отмечается 29 июня по старому стилю (12 июля по новому).
Помимо общего дня памяти, Святая Церковь ещё отдельно вспоминает ап. Петра в день поклонения его веригам, т.е. цепям, 16\29 января. Этот праздник был установлен ещё во II веке. Из книги Деяний мы знаем, что верующие «выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5, 15). Следовательно, особо хранились и почитались те вещи, которые были связаны с памятью апостола. О каких же веригах идёт речь?
Из жития апостола Петра нам известно, как минимум, о двух эпизодах, когда он был заключен в темницу и скован цепями. Первая история описана в книге Деяний, когда Ирод Агриппа заключил под стражу апостола Петра. В книге написано, что апостол был связан двумя цепями. Но произошло чудо: явился Ангел, и цепи сами собой спали с рук апостола. Далее Ангел вывел его из темницы. Из текста неясно, спали цепи целиком с рук или он остался в неких наручниках. Если спали целиком, то сокамерники или поражённые чудом стражники могли впоследствии передать их христианам. Если же оставались на руках наручники, то они были сняты уже на воле и сразу же оказались у христиан.
Второй эпизод, связанный с сидением в темнице апостола, произошёл уже перед самой казнью Петра. После своего возвращения в Рим он был схвачен и посажен в Мамертинскую темницу, предназначенную для приговоренных к смерти. После казни апостол, скорее всего, был похоронен в тех самых цепях, в которых и находился в заключении.
Какие же цепи почитаются и хранятся до сих пор в базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме?
Скорее всего, и те, и другие. Со вторыми цепями апостол был захоронен. А вот первые долгое время хранились в Иерусалиме, но впоследствии были выкуплены императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия II в 437–439 гг., когда она находилась там в почётной ссылке. Часть святыни императрица отправила в Константинополь, а часть в Рим папе Льву I. Ещё одну часть она оставила своей дочери Евдоксии, которая была супругой Валентиниана III, императора Западной Римской империи. Стараниями Евдоксии в Риме был построен храм святого апостола Петра, куда она и отдала на хранение ту часть цепей, которую ей передала мать. Впоследствии они были объединены с теми цепями, которыми апостол Петр был связан накануне своей казни.
Помимо особенных памятных дней в году, Церковь Христова чтит память всех апостолов каждую неделю, а именно в четверг. Именно этот день, за исключением особенных случаев, посвящён воспоминанию подвигов, которые святые апостолы претерпели ради Христа.