Рогожское кладбище

Главная Публикации Рогожское кладбище

Темы публикаций

Рогожское кладбище

Церковное строительство на Рогожском кладбище, учитывая весьма сложное и переменчивое положение старообрядцев в императорской России, являлось, надо полагать, главным и первоочередным направлением деятельности московских старообрядцев-поповцев.

Е.М. Юхименко. Старообрядческий центр за Рогожской заставою

История Рогожского кладбища, духовного центра старообрядчества, начинается с эпидемии чумы, разразившейся в Москве и на территории России в конце XVIII века.

Рогожское кладбище

По словам специалиста по истории России Джона Торндайка Александера, на Русь страшная болезнь была занесена через территории нынешних Украины и Молдавии, там же и были зафиксированы первые случаи заражения. В середине января 1770 года возвращавшемуся с Русско-турецкой войны корпусу русских солдат генерала Христофора Штофельна была поставлена задача перезимовать и очистить территории Молдавии и Валахии (юг современной Румынии) от солдат Османской империи. За несколько месяцев страшная болезнь унесла жизни нескольких тысяч солдат и местных жителей. Вскоре эпидемия вспыхнула на территории Польши и Малороссии (преимущественно современная Украина), в августе зафиксированы случаи заражения в Киеве.

Понимая крайнюю серьезность ситуации, российская императрица Екатерина II направила московскому генерал-губернатору графу Петру Семеновичу Салтыкову личное послание о  необходимости принятия срочных предупредительных мер по предотвращению болезни, включая  обязательный карантин всем въезжающим в столицу. Несмотря на предпринятые властями действия, в конце 1770 г. эпидемия проникла в Москву, пик пришелся на вторую половину 1771 г.

Болезнь уже так умножилась и день ото дня усиливается, что никакого способу не остается оную прекратить, кроме чтобы всяк себя старался охранить. Мрет в Москве в сутки до 835 человек, выключая тех, коих тайно хоронят, и все от страху карантинов, да и по улицам находят мертвых тел по 60 и более.

Из письма П. С. Салтыкова императрице Екатерине II

Видя нехватку у полиции и больниц сотрудников и транспорта для вывоза болящих и уже покойных, московские старообрядцы-поповцы и беспоповцы обратились к властям с инициативой устроить на окраинах столицы карантинные зоны, включая кладбища. В сентябре 1771 г. беспоповцам была выделена земля у Преображенской заставы, старообрядцы-поповцы получили за Рогожской заставой часть земли, принадлежавшей населенной старообрядцами деревне Ново-Андроновке, рядом с которой проходил Владимирский тракт, соединявший Москву с большим селом Рогожи (с 1781 г. преобразовано в город с названием Богородск, в 1930 г. переименован в Ногинск).

За заставой, рядом с карантином, и появилось Рогожское кладбище. При этом первоначальное место для поповцев предполагалось иное. В «Записке о старообрядцах Рогожского кладбища» генерал-губернатора Ф.М. Тургенева от 1823 года указано: «Кладбище старообрядческого общества, именуемое Рогожским, первое свое основание возымело в 1700-х гг. и находилось за Тверскою заставою. Потом оное переведено за Рогожскую заставу, где и по сие время находится».

Долго время на Рогожском кладбище сохранялся могильный памятник с надписью о погребении 11 сентября 1771 г. первого умершего от чумы Матвея Васильевича Сумина. Это свидетельство дало возможность утверждать, что Рогожское кладбище возникло раньше беспоповского Преображенского, земля под которое была отведена 15 сентября того же года.

Разрешение на основание за Рогожской заставой кладбища и строительства при нем часовни (ныне Никольская церковь) являлось высочайшим соизволением от Екатерины II и было передано через графа Григория Григорьевича Орлова, направленного в столицу для предотвращения распространения чумы. По словам Е.М. Юхименко, этот шаг императрицы, хотя и был вызван чрезвычайными обстоятельствами, но его с полным основанием можно рассматривать в комплексе мер екатерининского времени, направленных на ослабление гражданского и религиозного притеснения старообрядцев. Ранее в 1762 году Екатерина II разрешила старообрядцам, бежавшим за границу во времена правления нескольких предыдущих правителей, возвратиться в Россию и селиться особыми слободами. В 1763 году была уничтожена Раскольничья контора (учреждение по сбору налогов с раскольников и выдачи знаков на право ношения бороды). В 1764 году отменены установления 1716 года о пошлине на бороду и ношении особого платья.

Старообрядцы-поповцы, самоотверженно ухаживая за больными и умирающими в карантине, привлекли на свою сторону многих простых жителей Москвы, отдававших устроителям кладбища свое имущество. Вскоре на Рогожском кладбище появились жилые дома, в 1776 г. ранее построенная часовня была перестроена в каменный храм. В течение двадцати лет число поповцев в Москве и Подмосковье выросло до 20 тыс. человек. В 1796 г. состоялось освящение второго обширного храма (Покровского), в 1804 г. кладбище украсилось третьим храмом — Христорождественским.

В 1830-е годы на Рогожском, помимо кладбища и храмов, находились различные богоделенные и образовательные учреждения. Основными направлениями преподавания были чтение, письмо, счет и церковное пение. В богадельных палатах число призреваемых превышало 1000 человек. Несмотря на различные притеснения и репрессии, в духовном центре старообрядчества в 1832 г. состоялся Рогожский Собор, принявший решение о необходимости основания своего епископства за границей. В результате 28 октября 1846 года Боснийский митрополит Амвросий присоединился к Православной Старообрядческой Церкви в Белой Кринице. Старообрядческая трехчинная иерархия возродилась.

9 августа 1854 года светские власти отнимают у рогожан Никольскую церковь и передают ее единоверцам, как и несколько старообрядческих домов и богадельную палату. 20 июня 1856 года на постановлении Петербургского Секретного комитета «запечатать алтари» и «дозволить раскольникам приходить в часовни только молиться про себя, без чтения и пения» император Александр II поставил трагическую для старообрядцев резолюцию:

«Исполнить, тем более что так как на Рогожском кладбище священников нет и не должны быть допущаемы, если не присоединятся к православию или единоверию, то и алтари для службы не нужны».

Никто тогда не мог предположить, что старообрядческие храмы останутся закрытыми целых полстолетия. Только 17 апреля 1905 года появился подписанный Николаем II «Высочайший указ об укреплении начал веротерпимости». Вместо употребляемого названия «раскольники» рекомендовалось использовать «старообрядцы», предписывалось распечатать все молитвенные дома. За день до этого от императора на имя московского генерал-губернатора была направлена телеграмма:

«Повелеваю в сегодняшний день наступающего Светлого праздника распечатать алтари старообрядческих часовен Рогожского кладбища и предоставить впредь состоящим при ним старообрядческим настоятелям совершать в них церковные службы. Да послужит это столь желанное старообрядческим миром снятие долговременного запрета новым выражением Моего доверия и сердечного благоволения старообрядцам, искони известным своею непоколебимою преданностью престолу. Да благословит и умудрит их Господь с полной искренностью пойти навстречу желаниям и стремлениям Русской Православной Церкви и прекратит соборным решением тяжелую историческую церковную рознь, устранить которую может только Церковь. Николай II».

Князь Д.Б. Голицын прочитал царское послание с амвона Покровского собора и снял с алтарных дверей печати.

С 1905 по 1917 гг. старообрядческий духовный центр, как и все старообрядчество России, переживали период своего расцвета. На средства М.Ф. и Ф.Е. Морозовых и других попечителей в 1908 году в память распечатывания алтарей старообрядческих соборов на Рогожском кладбище соорудили грандиозную колокольню. Строились новые здания, открывались школы, богадельни, лечебницы.

В 1920-е годы советская власть отобрала у рогожан больше, чем царизм за полтора столетия. Были национализированы многочисленные богадельные дома, здания лечебницы и Старообрядческого института. В 1930-е годы закрыты все московские храмы Белокриницкой иерархии, кроме летнего Покровского собора. Между Покровским и Никольским храмами было построено деревянное здание универмага, на месте прудов и иордани устроены свалка, затем стадион.

В 1970-е годы закрыта бывшая столовая в обезглавленном Христорождественском соборе, старообрядцам вернули колокольню. Вся церковная жизнь сосредоточилась в Покровском соборе, поскольку остальные здания Рогожского кладбища принадлежали светским организациям. Идет застройка прилегающей к храмам территории многоэтажными жилыми домами.

Возрождение духовного центра старообрядчества совпало с празднованием 1000-летия крещения Руси в 1988 году. Архиепископ Алимпий Гусев был возведен в сан митрополита Московского и всея Руси, на колокольню вновь был поднят 262-пудовый колокол, общине вернули обетшавший Христорождественский собор, начала работу Детская воскресная школа. В 2004 году митрополит Андриан Четвергов подписал распоряжение о создании Духовного училища.

С 2005 года московские власти активно помогают в восстановлении зданий и в целом исторического облика Рогожского поселка. В 2011 году завершилась реставрация рогожских храмов. Выведены за границы исторической территории стадион, тир, гаражи, и на их месте в бетонных берегах возобновлен длинный пруд с тремя арочными мостиками. Территория поселка была огорожена высокой металлической оградой, в которой устроены Святые ворота с западной и южной сторон. В 2015 году восстановлен из руин Дом причта.

Рогожский некрополь с момента основания кладбища до наших дней играет важную роль в истории и жизни старообрядцев. Историк А.Т. Саладин в 1916 году так рассказал о посещении некрополя:

«Первое, на что обращаешь внимание при входе на кладбище, — характерно строгий однообразный вид могильных памятников. Почти все памятники сводятся к основным трем типам: гробницам, крестам на постаментах и более простым крестам – голубцам… Ни видно ни цинковых крестов, ни фигурных надгробий. Все кресты однообразной восьмиконечной формы. Однообразие памятников придает кладбищу строгий, суровый вид… Боковые асфальтовые дорожки переходят в кирпичные, а те разбегаются дальше и оканчиваются там, где деревянные голубцы скрываются в густой поросли, где тихо шелестят березы и трепещут клены».

Первые надгробия на могилах умерших от чумы до наших дней не сохранились. Сейчас на кладбище редко встречаются памятники 1810–1840 годов. Наиболее полно представлены надгробия, датированные 1880–1910 гг. По словам историка В.Ф. Козлова, до 1918 г. Рогожский некрополь находился в ведении старообрядческой общины и представлял собой образец благоустроенности и порядка. Советская власть передала все городские кладбища любой религиозной принадлежности в ведение Отдела коммунального хозяйства Моссовета, и на кладбище стали хоронить всех, вне зависимости от вероисповедания.

В 1930-е гг. по распоряжению властей массивные надгробия были распилены и вывезены с дальнейшим их использованием для отделки станций метро, набережных, а также в других хозяйственных целях. Таким образом погибли целые семейные захоронения с надгробными памятниками представителей знаменитых старообрядческих династий: Кузнецовых, Рябушинских, Бутиковых и др. Многие исторические надгробия исчезли с кладбища и в послевоенные десятилетия. Несмотря на серьезные утраты и изменения традиционного облика Рогожского кладбища, здесь все же сохранилось немало надгробий на могилах деятелей, сыгравших важную роль в истории московского старообрядчества.

Поделиться: