Сведения о старообрядческом священнике, служившем в приходах Кировской области, расстрелянном в 1937 году.
***
Жизнеописание о. Андрея до 1937 года
Андрей Ильич Русских родился 4 июля 1873 года в деревне Закултан Закултанского с/с Бисеровского района Кировской области в семье старообрядческого священника Илии Русских (в иночестве Иова). Предположительно в начале XX века Андрей Русских женился на девице Феофании. Вскоре обзавелся хозяйством: «2 дома, 4 коровы, 2 лошади, применялся чужой труд в хозяйстве» [1].
В 1906 году был рукоположен во священника. Данных о рукоположении нет. В 1912 году в семье Русских родился сын Василий, а спустя 10 лет, в 1922 году, дочь Анфиса. До 1930 года иерей Андрей священнодействовал в Бисеровском с/с Зюздинского района Кировской области. В 1930 году хозяйство Русских было раскулачено.
В 1931 году по приглашению церковного совета Омутнинского района отец Андрей стал служить в старообрядческой церкви города Омутнинска Кировской области.
Омутнинск основали старообрядцы в 1773 году, однако белокриницкая община выделилась из местного старообрядчества через сто лет после основания. Первые шаги новой старообрядческой общины на Омутнинском заводе (так тогда назывался Омутнинск) сохранялись в глубокой тайне. Моления совершались в частных домах. После дарования свобод старообрядцам число приверженцев старой веры в Омутнинске возросло. Пополнение в основном происходило за счет коренных омутнинцев, также многие переходили из беспоповства. В 1912 году в Заводской части Омутнинска была построена новая старообрядческая церковь, находившаяся на углу улиц Комсомольской и 30-летия Победы. До появления о. Андрея в Омутнинске, там службу совершали священник Иоанн Феодорович Фадеев, которому помогали церковный староста Ерофей Гурьянович Чадаев (1885 года рождения), Ермолай Макарович Криулин (1860 года рождения), Михаил Игнатьевич Кузнецов (1871 года рождения).
Проживали Русских в Омутнинске на улице Мопра, 25. В 1931 году о. Андрей подвергся аресту, содержался под стражей два месяца в Кирове, в качестве обвинения вменялась ему контрреволюционная агитация. Он был приговорен к административной ссылке [2].
Арест
8 сентября 1937 года в дом отца Андрея пришел сотрудник местного управления НКВД Антонов с ордером на обыск и арест. У Андрея Русских был изъят паспорт №ГИ-234953. Сам о. Андрей был отправлен во внутреннюю тюрьму УНКВД по Кировской области, в камеру №16.
В анкетных данных о. Андрея значится следующее: «Русских А.И., служитель культа из крестьян, священник-старообрядец, малограмотный, беспартийный, русский, гражданин РСФСР, в 1931 году подвергался аресту, содержался под стражей два месяца в Кирове при НКВД, состав семьи: жена Феофания Григорьевна 75 лет, сын Василий Андреевич 1912 года рождения, дочь Анфиса Андреевна 1922 года рождения, проживают в Омутнинске, ул. Мопра, дом №25». [3]
Допрос от 13 сентября 1937 года: «Вопрос: Расскажите автобиографию. Ответ: Я, Русских Андрей Ильич, священник, до 1906 года занимался по дому, в 1906 году меня поставили священником. До 1930 года священнодействовал в Безруковском в Савлинском с/х Зюздинского района. В 1930 году имел хозяйство: 2 дома, 4 коровы, 2 лошади, мое хозяйство полностью раскулачено. В 1931 году в марте месяце по приглашению церковного совета Омутнинского прихода города Омутнинск я заступил служить в церкви города Омутнинск. В этом же году, месяце был арестован органами НКВД и находился под следствием до сентября месяца, в сентябре не осужденным был выпущен. В сентябре продолжал жить до настоящего момента в городе Омутнинске, но уже не служил в церкви, т.к. за время моего ареста в Омутнинский приход Пермским епископом Амфилохием был прислан другой священник Фадеев Иван, который и сейчас служит в городе Омутнинск. Вопрос: Расскажите, Русских А.И., о ваших связях с высшим духовенством. Ответ: До 1935 года я лично был знаком и письменно связан с архиепископом Мелетием Московским, который умер в 1935 году. До 1930 года лично знаком и письменно был связан с епископом Филаретом Казанским, который умер в 1930 году. После смерти архиепископа Мелетия я перешел в полное подчинение епископа Гурия — Нижегородский, который тоже умер в 1937 году в мае месяце. На месте Мелетия в Москве сейчас находится епископ Викентий, с которым я не знаком и личной письменной связи не имею. Омутнинский приход в настоящее время перешел в ведение епископа Амфилохия Пермского, которого я тоже не знаю и лично с ним письменно не связывался. Вопрос: Где сейчас и что делает епископ Амфилохий? Ответ: Амфилохий в настоящий момент осужден, находится в к/лагерях в городе Тара, и ему в Омутнинске производятся систематические сборы средств по инициативе священника Фадеева Ивана и церковного старосты Чадаева Ерофея Гурьяновича. Вопрос: Вы даете ложные показания. Следствие располагает материалами о том, что вы имели переписку с епископом Амфилохием. Что на это скажете? Ответ: Да, действительно вначале я переписку с епископом Амфилохием имел. В 1935 году в Омутнинск приезжал лично, ко мне приходил старший священник Самодуров Порфирий, который передавал мне письмо от епископа Амфилохия, на это письмо я ответ передал через Порфирия Самодурова. Вопрос: Скажите, как часто в Омутнинск приезжали священники-связисты от епископа Амфилохия и других епископов, кто именно? Ответ: Связь с епископами осуществлялась путем посылки к нам, так как приезжал Самодуров Порфирий и Самодуров Савватий в 1931 году. Вопрос: Скажите, кому из епископов, когда последний раз вы писали письмо? И содержание письма. Ответ: Последний раз я писал в начале этого года епископу Гурию Нижегородскому в город Горький. В письме к нему я просил благословения о переводе меня в Пермскую епархию, т.к. ранее Омутнинский приход был Нижегородской епархией. Вопрос: Приезжающие попы от епископа в Омутнинск где останавливались? Ответ: Останавливались, как правило, у Нижегородова Николая Николаевича, председателя церковного совета. Вопрос: Скажите, какие у вас взаимоотношения с Нижегородовым Николаем Николаевичем? Ответ: Взаимоотношения у меня с Нижегородовым хорошие. Вопрос: Следствие располагает материалами, что в квартире Нижегородова вами проводились богослужения, после поломки церкви для перехода. Подтверждаете такой факт? Расскажите, сколько раз вы там проводили богослужения? Ответ: В квартиру я ходил по другим делам, и один раз, когда приезжал священник Самодуров Савватий, я был приглашен для соборования одного старика в квартире Нижегородова, больше, кроме этого случая, я богослужения ни в чьей квартире не устраивал, а также не бывало у Нижегородова. Вопрос: Расскажите, кто присутствовал у вас на нелегальных богослужениях, устраиваемых вами в вашей квартире и кем они разрешались. Ответ: В 1936 год я произвел нелегальный обряд (похороны) колхозницы, которую ко мне привезли. Разрешения я на это не имел ни от кого, но сделал из-за нужды. Другие моления я устраивал один, и ко мне никто не приходил. Вопрос: Скажите, Русских А., помимо того что нелегальные моленья вы проводили у себя на квартире, у кого вы из граждан, проживающих в городе Омутнинск, проводили нелегальные моленья, когда и кто присутствовал? Ответ: Я действительно, помимо того что устраивал нелегальные моленья у себя на квартире, устраивал их и в других местах, а именно: на 1-й день 1937 года Пасхи я, поп Фадей устроили нелегальное моленье в доме одного старообрядца. Кроме того, я делал такие нелегальные моленья и в других домах. Вопрос: Где вы, Русских, еще делали нелегальные моленья помимо города Омутнинска, когда и кто присутствовал? Ответ: Я еще помимо города Омутнинска делал нелегальное моленье в Зюздинском районе в деревне Савичи, это было в июле месяце 1936 года. Я пришел в упомянутую деревню, и ко мне женщины начали приносить детей, которых я окрестил. Но в это время явился председатель колхоза Русских Евсей и председатель с/с Русских, узнавши, что я производил нелегальные обряды, арестовали меня и свели в с/с, продержали меня там около суток и под конвоем отправили в Бисеровский район в райотделение милиции. В милиции я просидел около трех суток, меня выпустили и предупредили, чтоб я больше таких вещей не делал. Вопрос: Следствию известно, что вы на Пасху 1936 года у себя на квартире устраивали нелегальное моленье, на котором присутствовал Сидоров Ананий Долматович и еще ряд других. Почему вы скрываете это? Ответ: На первый день Пасхи у меня никого не было, и моленья я не устраивал, сам молился по лестовке. Вопрос: Кто из кулаков с/совета бывали к вам в городе Омутнинск, когда, причина посещения? Ответ: Точно не помню, в 1936 году или в 1937 году ко мне на квартиру в городе Омутнинск приходил кулак д. Киряйская Семен, который в беседе со мной просил меня приехать работать священником».[4]
Следствие
Оказалось, что кроме отца Андрея в деле №5672 фигурировали и другие местные старообрядцы, всего 21 человек, из них 1 священник и 4 диакона:
1. Русских Андрей Ильич
2. Сидоров Маркьян Савельевич
3. Носков Семен Михайлович
4. Порубов Иван Устинович
5. Сидоров Ананий Долматович
6. Русских Алексей Васильевич
7. Сюзев Григорий Васильевич
8. Русских Ефрем Афанасьевич
9. Ожигин Давыд Василисович
10. Сидоров Григорий Викторович
11. Казаков Гавриил Селиверстович
12. Коньков Роман Евстафьевич
13. Коньков Кирилл Евстафьевич
14. Порубовой Агей
15. Казаков Лаврентий Антонович
16. Русских Паисий Афанасьевич
17. Русских Петр Ефимович
18. Сюзев Игнатий Михайлович
19. Коньков Лазарь Никитиевич
20. Порубов Елисимах Иванович
21. Сюзева Пелагия Диомидовна5
Отца Андрея назвали руководителем контрреволюционной кулацко-повстанческой организации. Каждому обвиняемому по делу №5672 вменялось индивидуальное пространное на несколько машинописных листов обвинение. Кроме этого, всем вместе вменялось и общее обвинение:
«Я, Начальник Зюздинского РО УНКВД по Кировской области — Младший Лейтенант Государственной Безопасности Шаблов, рассмотрев 18 сентября 1937 года следственное дело №5672, на контрреволюционную, кулацкую, повстанческую организацию в лице: 1. Русских Андрея Ильича, уроженца деревни Закултан Закултанского с/с Бисеровского района Кировской области, проживающего в городе Омутнинске, 1873 года рождения, бывший кулак, старообрядческий поп, грамотный, б/п, семейный, русский, судим — отбывал административную ссылку в Омутнинском районе. 2. Сидорова Маркьяна Савельевича, уроженца и проживавшего в поселке Тихановский Кувашского с/с Зюздинского района Кировской области, 1882 года рождения, бывший кулак, русский, б/п, малограмотный, семейный, арестовывался в 1934 году за контрреволюционную деятельность. 3. Носкова Семена Михайловича, уроженца поселка Лаврентьевского Новоносковского с/с Бисеровского района Кировской области, проживавшего деревне Киряйская Колычевского с/совета Зюздинского района Кировской области, малограмотный, судим в 1924 году. 4. Порубова Елисимаха Ивановича, уроженца и проживавшего в деревне Трубитан, бвший кулак, пермяк, б/п, неграмотный, семейный, ранее не судим. 5. Сюзевой Пелагии Диомидовны, уроженка и проживавшая в деревне Ивановская Кувакушского с/с Зюздинского района Кировской области, 1880 года рождения, бывшая кулачка, русская, б/п, неграмотная, семейная, судима в 1936 году по ст. 61 УК к 2 г. л/свободы — и других. Кулачество ряда с/советов Зюздинского района в 1918 году повели активную повстанческую борьбу (так в документе. — Ред.). Инициатива в этой вооруженной борьбе принадлежала кулакам-старообрядцам д. Рагоза Кытмановского с/с и с. Кувакуш Кувакушского с/с. В 1919 году часть кулаков ушла добровольно в белогвардейские отряды Колчака. Кулаки-староверы данных с/советов были непосредственными участниками-связистами. Банда вела активную борьбу с Советами. Банда ликвидирована только в 1924 году. В связи с ликвидацией кулачества и развертыванием коллективизации, кулаки-староверы активизировали свою контрреволюционную деятельность. Из кулаков-староверов Кувакушского с/с в 1930 году была организована банда, численностью до 20 человек. Кулаки-староверы собирали нелегальные собрания сторонников, для обсуждения религиозно-церковных вопросов. Так, в 1930 году в с. Кувакуш бывшим командиром армии Колчака, кулаком, дьяконом Русских Алексеем Васильевичем было проведено собрание верующих староверов (том 2, стр. 429, 431). Видя в развертывании коллективизации и ликвидации кулачества как класса свою гибель, кулаки-староверы ряда с/советов Зюздинского района активизировали свою деятельность, в 1930 году создали кулацко-повстанческую организацию. После ликвидации кувакушской банды в 1933 году члены контрреволюционной организации изменили методы и формы борьбы с Советской властью. Маскируясь церковными делами, вели организованную, подрывную к-р работу. В свете выполнения основной цели – свержения Советской власти, контрреволюционная организация ставила перед собой ряд задач, в частности:
1. Вести борьбу за развал колхозов и организацию массовых выходов.
2. Терроризировать низовой советский и партийный актив.
3. Проводить контрреволюционную подрывную деятельность в колхозах.
4. Организовывать и возглавлять контрреволюционный саботаж в выполнении государственных обязательств.
5. Проводить антисоветскую контрреволюционную пораженческую агитацию и распространять антисоветские и контрреволюционные провокационные слухи.
6. Вербовать кадры (том 2, стр. 368, 369, 389, 390, 393, 419, 449, 450, 461).
Деятельность организации проходила на территории: Зюздинского, Бисеровского и Омутнинского районов. Для выполнения своих задач, в целях конспирации организация была организационно построена по принципу мелких групп-ячеек в тех или иных населенных пунктах, в 5 и более человек (т. 2, стр. 370/6, 391, 449). Во главе каждой группы стоял руководитель, как правило кулак, активный церковник. На территории Зюздинского района таких кулацко-повстанческих ячеек насчитывалось четыре: 1. Киряйская — центр дер. Киряйская В-Колычевского с/с, руководитель бывший кулак Носков Семен Михайлович. 2. Ивановская — центр дер. Ивановская Кувакушского с/с, руководитель бывший кулак Сидоров Мартьян Савельевич. 3. Езжинская — центр дер. Викуловская Езжинского с/с, руководитель бывший кулак Сюзев Сысой Андреевич (осужден в августе месяце сего года Тройкой УНКВД по Кировской области). 4. Кытмановская — Князинская — центр деревня Рагоза Кытмановского с/с, руководитель бывший кулак, бывший дьякон Порубов Иван Устинович. 5. Омутнинская — центр город Омутнинск. В состав данной ячейки входили кулаки-участники Киряйской и Ивановской ячеек Зюздинского района, выехавшие в Омутнинский район временно на жительство. Руководителем Омутнинской группы является поп Русских, он же руководитель межрайонной кулацко-повстанческой организации. Руководитель организации Русских Андрей Ильич поддерживал постоянную связь с руководителями ячеек, Носковым С.М., Сидоровым М. С., Порубовым И. И., как непосредственно лично, так и через связистов, в частности через бывшего кулака Сидорова Анания Долматовича. В свою очередь, руководители ячеек между собой поддерживали тесную связь. За пределами района члены организации Русских А.И. поддерживали систематическую связь со старообрядческим попом Самодуровым Савватием Порфирьевичем, проживающим на ст. Бородулино Верещагинского района Свердловской области, который приезжал нелегально к руководителю Ивановской к-р группы Сидорову М.С. и через него же, т.е. через Самодурова, руководители групп поддерживали связь с епископом Уральским Журавлевым Амфилохием, находящимся в ссылке в городе Тара в Сибири. Участники организации и ячеек систематически проводили нелегальные сборища, совещания под предлогом обсуждения религиозно-церковных вопросов (т. 2, л. д. 358, 359, 360, 391, 409, 419, 448, 398).Конкретно контрреволюционная деятельность перечисленных выше обвиняемых выразилась в следующем: 1. Русских Андрей Ильич, бывший кулак, старообрядческий поп, имеет 2 сыновей. Отбывая адмссылку в Омутнинском районе, руководил повстанческой кулацкой старообрядческой церковной организацией (251/542 лист). Давал установки руководителям групп, поддерживал как с руководителями, так и с членами организации систематическую связь. Устраивал нелегальные сборища в своей квартире. 2. Сидоров Маркьян Савельевич, бывший кулак. Руководил ивановской группой, одновременно являлся одним из первых помощников руководителя организации Русских А.И. Систематически устраивал в своем доме сборища кулаков-повстанцев, где решались вопросы практической деятельности. 3. Носков Семен Михайлович, бывший кулак. Руководил киряйской кулацкой группой, проводил в своем доме сборища кулаков-старообрядцев. 4. Порубов Иван Устинович, бывший кулак, дьякон, активный участник организации, руководитель кытмановской князинской кулацкой группы. Проводил в своем доме нелегальные сборища кулаков-староверов». [6]
Общее дело на старообрядцев насчитывает около 550(!) страниц. В деле же на священника Андрея Русских более 400(!) страниц.
Приговор священнику
Такое масштабное дело из 400 с лишним страниц было наскоро сделано к 22 сентября 1937 года и передано на рассмотрение Особой Тройки при НКВД:
«Следственное дело №5672 по обвинению членов кулацко-повстанческой старообрядческой церковной организации на: Русских Андрея Ильича, Сидорова Маркьяна Савельевича, Носкова Семена Михайловича, Порубова Ивана Устиновича, Сидорова Анания Долматовича, Русских Алексея Васильевича, Сюзева Григория Васильевича, Русских Ефрема Афанасьевича, Ожигина Давыда Василисовича, Сидорова Григория Викторовича, Казакова Гавриила Селиверстовича, Конькова Романа Евстафьевича, Конькова Кирилла Евстафьевича, Порубова Агея, Казакова Лаврентия Антоновича, Русских Паисия Афанасьевича, Русских Петра Ефимовича, Сюзева Игнатия Михайловича, Конькова Лазаря Никитьевича, Порубова Лисимаха Ивановича, Сюзевой Пелагии Димидовны направить на рассмотрение Тройки при УНКВД по Кировской области. Обвиняемый Русских Андрей Ильич содержится во внутренней тюрьме УНКВД по Кировской области, камера №16. Обвиняемые Сидоров М.С., Носков С.М., Порубов И.У., Сидоров А.Д., Русских А.В., Сюзев Г.В., Русских Е.А., Ожигин Д.В., Сидоров Г.В., Казаков Г.С., Коньков Р.Е., Коньков К.Е., Порубов Агей, Казаков Л.А., Русских П.А., Русских П.Е., Сюзев И.М., Коньков Л.Н., Порубов Л.И., Сюзева П.Д. содержатся в тюрьме города Кирова» [7].
Постановление Особой Тройки при НКВД по делу №5672:
«Русских Андрея Ильича, 1873 года рождения, бывший кулак, без определенных занятий, бывший старообрядческий поп. Обвиняется в том, что, будучи руководителем к-р кулацкой повстанческой организации в Зюздинском районе Кировской области, проводил нелегальные собрания членов организации. Будучи руководителем повстанческих групп, систематически вел активную антисоветскую и пораженческую агитацию. Постановил: Русских Андрея Ильича расстрелять. Имущество конфисковать. Докладчик тов. Шаблов» [8].
Решение о высшей мере наказания исполнено 27 сентября 1937 года в городе Кирове.
Реабилитация
21 марта 1989 года старообрядческий священник Андрей Русских был реабилитирован: «Заключение в отношении Русских А.И. По материалам уголовного дела (арх. №3714): Русских Андрей Ильич, 4 июля 1873 года рождения, место рождения деревня Закултан Зюздинского района Кировской области, русский, гражданство СССР, беспартийный, до ареста старообрядческий священник, место жительства до ареста город Омутнинск, ул. Мопра, 25. Данные о родственниках на 8.09.1937 года: сын Василий Андреевич 1912 года рождения, дочь Анфиса Андреевна 1922 года рождения. Дата ареста, обвинение, когда и каким несудебным органом было вынесено решение по делу: 8.09.1937 года. Обвинялся в том, что являлся руководителем кулацко-повстанческой организации, проводил нелегальные сборища церковников. 22 сентября 1937 года Особой Тройкой при УНКВД Кировской области осужден к высшей мере наказания. Решение о высшей мере наказания исполнено 27 сентября 1937 года в городе Кирове. Русских А.И подпадает под действие ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30–40-х и начала 50-х годов». Старший помощник прокурора Кировской области П.Т. Ожегин. Начальник следственного КГБ СССР по Кировской области В.А. Колчин».9
1 Архив УФСБ по КО. Д. 5672. Л. 67.
2 Там же. Л. 60.
3 Там же. Л. 45.
4 Там же. Л. 67–70.
5 Там же. Л. 100.
6 Там же. Л. 242–248.
7 Там же. Л. 257.
8 Там же. Л. 258.
9 Там же. Л. 417.
Марина Николаевна Волоскова, культуролог, член СЖР