Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы

Главная Публикации Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы

Темы публикаций

Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы

«Если Рогожское кладбище – духовный центр всего старообрядчества России, то Покровский собор – его сердце»

В. Ф. Козлов

Доктор филологических наук Елена Михайловна Юхименко в своей книге «Старообрядческий центр за Рогожской заставой» пишет об ошибочности общепринятого мнения касаемо архитектора, по проекту которого была построена Покровская церковь. Известно, что спустя порядка двадцати лет после основания Рогожского кладбища старообрядцы-купцы начали строительство вместительного летнего храма. До недавних открытий считалось, что церковь была выстроена по проекту знаменитого зодчего эпохи классицизма Матвея Федоровича Казакова (1738-1812 гг.). Обоснованием чему считалось упоминание фамилии Казакова в донесении князя А. А. Прозоровского императрице Екатерине II от 25 октября 1792 г.

Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы

В собрании рукописных карт в Отделе рукописей Библиотеки Российской Академии наук ученым И. К. Русоковским были обнаружены три чертежа Покровской церкви, на одном из которых стоит подпись: «Архитектуры 1-го класса помощник Иван Марченков». Чертежи датируются временем до 1786 г. Сравнение чертежей с существующей архитектурой Покровского собора привело И. К. Русаковского к выводу, что церковь была построена все-таки по проекту Ивана Ивановича Марченкова (1754-1793 гг.) – архитектора Московской управы благочиния.

Под видом «часовни» строительство храма началось в 1790 г. Через два года о небывалых размерах возводимой постройки узнала Екатерина II, которая письменно испрашивала пояснений от главнокомандующего князя Александра Александровича Прозоровского. Ответное письмо императрице от 25 октября 1792 г. Прозоровский указывал на разрешение строительства в связи с принятым в 1762 г. высочайшим манифестом, согласно которому «повелено раскольникам никакого притеснения не делать», а также на позволения графа Г. Г. Орлова со времен моровой язвы старообрядцам «делать часовни, где б они могли отпевать умерших».

Согласно сохранившемуся тексту донесения, А. А. Прозоровский не видел Казаковского плана Покровской часовни, но отправил императрице три чертежа И.  И. Марченкова. По мнению Е. М. Юхименко, возможно, М. Ф. Казаков сам передал или предложил старообрядческим благотворителям в лице Никиты Павлова обратиться с предложением строительства храма к И. И. Марченкову.

В конце 1792 г. началось расследование строительства. Оказалось, что сооруженная почти до карниза церковь превышала своими размерами Большой Успенский собор в Кремле. В связи с этим старообрядцам пришлось  разобрать уже построенную алтарную часть. В 1793 г. собор был окончательно достроен, освящен и стал едва ли не самым масштабным московским храмом. Старообрядцы украсили свой первый московский собор самыми древними иконами, красивой росписью по золотому фону, величественным пятиярусным иконостасом, несколькими масштабными паникадилами и так далее. Все внутреннее храмовое пространство было оформлено как единое целое.

Николай Иванович Субботин (1827-1905 гг.) в своей книге «На Рогожском кладбище» следующими словами описал Покровский храма:

«Снаружи здание часовни весьма замечательно по обширности размеров, — она никак не меньше, если только не больше, кремлевского Успенского собора…Летняя Рогожская часовня истинно поражает своею обширностью, красотою линий и общим великолепием, когда, чрез большую паперть, вы войдете в нее западными дверями. На шести высоких колоннах покоятся далеко уходящие вверх стрельчатые красивые своды, сплошь покрытые превосходною старинною живописью в строгом греческом стиле; колонны четвероугольной формы покрыты снизу вызолоченными киотами, в которых поставлены дорогие старинные иконы. Большие окна, обильно освещая все широкое пространство часовни, сплошь покрытой священными изображениями, дают полную возможность видеть все ее великолепие. Только впереди огромный с большими местными образами иконостас выдается потускневшей позолотой и темным фоном икон».

Следующая глава в истории Покровского собора, как и всего старообрядчества, носит драматичный характер. Вектор отношения властей к старообрядцам после послаблений, вызванных  активной помощью государству в изгнании французов в 1812 г., в 1820-х гг. изменяется вновь в негативном направление. Во многом это связано с предстоятельством на престоле митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) с 1821 по 1867 года, который кране негативно относился к древнему благочестию и его ревнителям.

В 1854-1856 гг. нарастали репрессивные меры против старообрядчества. Правительство решило «взяться» не только за административные и жилые помещения, но также и за храмы Рогожского кладбища. В ноябре 1855 г. смотритель кладбища статский советник Н. М. Мосжаков самолично, без высшего распоряжения властей запрещает проведение богослужений в церквах духовного центра, тогда как богослужения в домашних моленных и в Преображенском богадельном доме под запрет не попали. Ссылаясь на самоуправство Мосжакова, в начале 1956 г. старообрядцы обратились к новопоставленному смотрителю М. Н. Лонгинову с просьбой снятия запретов на богослужения в храмах Рогожского. Однако в связи с явно антистарообрядческими настроениями в синодальных и государственных кругах, это привело к еще более печальным последствиям.

Во многом благодаря интригам митрополита Филарета 7 июля 1856 г. состоялось опечатывание Покровского и Христорождественских алтарей, храмы закрыли на замок. Рогожские старообрядцы многократно обращались к властям с прошениями о смягчении положения старообрядцев в российском государстве и распечатывании алтарей, но безрезультатно. Ситуация изменилась после кончины императора Александра II 13 марта 1881 г. в возрасте 62 лет.

На престол должен был вступить новый император Александр III, что давало старообрядцам надежду на изменение незаслуженного негативного к ним отношения у властьимущих. В начале 1883 г. рогожане неоднократно подавали ходатайства «о даровании столь давно ожидаемых гражданских и церковных свобод». 15 мая того же года в день коронования Александра III власти позволили установить в Покровском храме переносной полотняной алтарь. Литургия стала совершаться сперва только по праздникам, затем и повседневная. Однако уже в ноябре 1885 г. по высочайшему указу императора временные алтари у старообрядцев были разобраны.

Покровский собор вновь остался без самого важного богослужения в жизни христианина – таинства Евхаристии (претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову). При этом Рогожские старообрядцы, у которых на тот момент уже была восстановлена «Церковная полнота» за счет присоединения митрополита Амвросия, в своих обращениях к высшей власти неоднократно выражали свою преданность российскому императору и императорском престолу, искренность которой была неоднократно ранее доказана не только на бумаге, но и на деле на протяжении столетий.

«Не молить об этом мы не можем и молить не перестанем до тех пор, пока не отверзется перед нами врата наших храмов для беспрепятственного вознесения к Небесному Отцу молитвы нашей о здравии и долгоденствии государя и его августейшего семейства».

Братское слово. 1884. №9

 Распечатывание алтарей произошло только через 20 лет благодаря «Высочайшему указу об укреплении начал веротерпимости» императора Николая II. 16 апреля 1905 г. московский генерал-губернатор зачитал с амвона Покровского собора телеграмму государя с указанием снятия печатей с алтарей. Князь Галицан, после зачитывания телеграммы, собственноручно выполнил высочайшее поручение.

«Все духовенство и человек триста народу присутствовало в храме, и когда раздались первые звуки молотка, отбившего замки южной двери – ключи были утеряны, — слезы радости блеснули на глазах молившихся. Отворили дверь. Пахло сыростью, хотя было светло, так как окна не забивались. Сорок девять лет сделали свое дело. Кое-где упали иконы; на полу, покрытые пылью, валялись скелеты голубей и галок, прорвавшиеся сюда в разбитые стекла и пропавшие с голода. Стены заплесневели…Очень много попортилось икон…Особенно хорошо сохранилось большое Евангелие, по преданию, пожертвованное Екатериной II…».

В. А. Гиляровский. Распечатание алтарей Рогожского кладбища И Старая Вера: Хрестоматия

По заметкам очевидцев, на пасхальную службу Покровский собор не смог вместить и половину молящихся. Первые масштабные ремонтно-реставрационные работы начались в первой половине 1870-х годов. Помимо стенописи и иконостаса, были отреставрированы и поновлены порядка 700 икон.

31 марта 1929 г. общим собранием членов Рогожской общины была направлена во ВЦИК жалоба на действия московских властей. Поскольку в конце 1920-х гг. городские власти решили ликвидировать не только единоверческий храм св. Николы, но и Покровский собор. В итоге ВЦИК не поддержал постановление Моссовета касаемо Покровского храма, но был отобран у верующих Христорождественский храм.

В следующем десятилетии у рогожан были закрыты и отняты все храмы, кроме Покровского. По словам очевидцев, вся религиозная жизнь староверов сконцентрировалась в храме Покрова Богородицы, куда верующие перенесли святыни с других церквей. Несмотря на довоенные и военные годы, прихожане сохранили в неприкосновенности ценности собора.

Благодаря неустанным трудам нескольких поколений старообрядцев Покровский собор сохранился как исключительный памятник истории, культуры и архитектуры Москвы. В стенах собора сосредоточились практические все иконографические формы, когда-либо существовавшие на территории России, вмещая порядка 7000 икон.

Поделиться: