Виктор Иванович Осипов

Главная Публикации Персоналии Виктор Иванович Осипов

Темы публикаций

Виктор Иванович Осипов

Виктор Иванович Осипов — секретарь Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов, член Oбщественного совета при управлении по делам архивов Калужской области, председатель Боровского отделения РГО, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (Спб., 1999), главный редактор сборника «Старообрядчество: история, культура, современность» (г. Боровск).

Виктор Иванович родился 27 февраля 1956 г. в г. Боровске Калужской области. В 1983 г. окончил исторический факультет Калужского государственного педагогического института им. К. Э. Циолковского. В. И. Осипов – первый директор Боровского историко-краеведческого музея. В 1991 г. на территории Пафнутьев-Боровского монастыря создал выставку «История боровского старообрядчества», которая действовала до 2005 г. В 2010–2014 гг. – сотрудник Музея-квартиры К. Э. Циолковского в г. Боровске. В.И. Осипов – активный прихожанин Боровской старообрядческой общины Введения Пресвятой Богородицы, в 2002–2016 гг. председатель Боровской старообрядческой общины Русской Православной Старообрядческой Церкви. В 1999 г. в г. Санкт-Петербурге избран членом-корреспондентом Петровской академии наук и искусств, в 2008 г. – членом Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов, в 2010–2015 гг. – депутат Боровской городской думы.

Вся жизнь Виктора Ивановича была посвящен возрождению боровских святынь, в том числе Введенской церкви, С его непосредственным участием построена часовня святым мученицам и исповедницам Феодоре (Морозовой), Евдокии Урусовой и иже с ними пострадавшим за правоверие, основан Боровский историко-краеведческий музей, совершено много других трудов, важных для старообрядчества и города Боровска.

Виктор Иванович Осипов

Имя Виктора Осипова широко известно в старообрядческой науке. Именно ему принадлежит инициатива организации регулярной Международной научно-практической конференции «Старообрядчество: история, культура, современность». Она сплотила в единый интеллектуальный организм учёных, которым небезразлична судьба русского старообрядчества. Название научного мероприятия стало одноименным сборнику научных статей о старообрядчестве, который регулярно издавался Виктором Ивановичем по следам конференции. Последняя, 13-я, конференция, под председательством В.И. Осипова состоялась 21–23 ноября 2019 г., ее работа географически охватила Москву и Боровск.

В.И. Осипов — автор множества научно-просветительских статей и книг. Самая известная из них — «В Боровск на мое отечество, на место мученое…», повествующая о боровском периоде жизни протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, княгини Урусовой. Просветительская деятельность Виктора Ивановича выходила за рамки старообрядческой тематики. В.И. Осипов — автор исследований, посвящённых выдающимся деятелям Калужской земли, таких как преподобный Пафнутий Боровский, К.Э. Циолковский и др.

Виктор Иванович Осипов

Однако главным делом своей жизни сам Виктор Иванович называл участие в возрождении боровских святынь:

«Если расставить достижения по части старообрядчества в порядке значимости для меня, то первое — это постройка часовни. Я загорелся идеей возродить в боровчанах память о мученицах боярыне Морозовой и княгине Урусовой. Вокруг меня сплотился коллектив единомышленников, и мы построили памятник страдалицам за веру в виде часовни, в подклете которой разместили надгробную плиту, привезенную мной в свое время из Калужского областного краеведческого музея, где она лежала во дворе. Мне очень помогала поддержка моих дорогих друзей Сергея Кокорина и Екатерины Ивановны Миловановой. Чудесные люди! Большая им благодарность! Дай Бог здоровья! Часовня стала не только символом старообрядчества нашей земли, но и одной из главных достопримечательностей города. Второе достижение — это возрождение храма, практически из руин. Третье — это проведение конференций «Старообрядчество: история, культура, современность». Они дали толчок проведению многих других конференций в различных городах»

Из интервью с В.И. Осиповым 2018 г.
Виктор Иванович Осипов

Виктор Иванович отошел ко Господу 9 февраля 2023 года, после продолжительной болезни, трех недель не дожив до 67-летия. Митрополит Корнилий от лица Русской Православной Старообрядческой Церкви выразил глубокие соболезнования родным, близким и коллегам новопреставленного.

«Старообрядцам нужно устроить масштабный крестный ход в народ». Интервью с В.И. Осиповым, 2018 г. (читать) → 

Основные работы В.И. Осипова:

Монография: Осипов В.И. «…В Боровск, на мое отечество, на место мученое…»: Боровский период жизни протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, княгини Урусовой. Калуга, 2007. 

Статьи: 
1. Письма В.И. Малышева к боровским краеведам Г.Н. и Н.Г. Дешиным // Боровский краевед. Вып. 3. Боровск, 1991. С. 43–49. 
2. К вопросу о времени постройки старообрядческих храмов в г. Боровске // Бюллетень РНИА «Верхнее Поочье». Вып. 1. Калуга, 1993. С. 73–75. 
3. Журнал «Церковь» как источник по истории Боровского старообрядчества начала XX в. // Боровский краевед. Вып. 5. Боровск, 1993. С. 76–113. 
4. История старообрядчества в Жиздринском уезде // Песоченский историко-археологический сборник. Вып. 2. Ч. 1. Киров, 1995. С. 93–96. 
5. Миссионерское противораскольничье братство Александра Невского // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 2. М., 1995. С. 32–36. 
6. Калужские старообрядцы // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 3. М., 1995. 
7. Из истории миссионерского противораскольничьего братства св. Иоанна Богослова в Калуге (1879–1914 гг.) // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 4. М., 1995. С. 2–8; А также в сб.: Очерки по истории и культуре Калужского края. Калуга, 1996. С. 59–65. 
8. Отношение крестьян-старообрядцев к официальным православным монастырям. Вторая половина XIX — начало ХХ в. (На примере Калужской губернии) // Старообрядчество: история, культура, современность. Тезисы. М., 1996. С. 106–108. 
9. Взаимоотношения боровских старообрядцев с Пафнутьев-Боровским монастырем во второй половине 50-х гг. XIX в. // Обнинский краеведческий сборник. Обнинск, 1996. С. 78–82. 
10. Боровские мученики // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 5. М., 1996. С. 61–66. 
11. Судьба могилы боярыни Ф.П. Морозовой в г. Боровске // Вторые Аввакумовские чтения. Нарьян-Мар, 1996. С. 26–29. 
12. Боровское «Записное» старообрядческое кладбище XVIII–XX вв. // Старообрядчество: история, культура, современность. Тезисы. М., 1997. С. 143–144. 
13. «Калужские епархиальные ведомости» как источник по истории старообрядчества Калужской губернии // Старообрядчество: история, культура, современность. Тезисы. М., 1997. С. 139–142. 
14. Свет миру (из истории старообрядчества) // Родная старина. Вып. 2. Малоярославец, 1998. С. 47–67.  
15. Из истории боровских старообрядческих общин ХХ в. // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 6. М.,1998. С. 41–50. 
16. Из истории Коряковской старообрядческой моленной // Старообрядчество: история, культура, современность. Тезисы. М,1998. С. 138–141. 
17. К вопросу о численности старообрядцев Калужской губернии в XIX — первом десятилетии XX в. // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 8. М., 2000. С. 33–38. 
18. Из истории Боровской старообрядческой общины во второй половине ХХ в. // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы V научно-практической конференции. М., 2000. С. 235–246. 
19. Численность старообрядческого населения Боровска и уезда в XIX — начале ХХ в. // Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья. Материалы VIII региональной научной конференции 17–19 марта 1999 г. Калуга, 2001. С. 110–116. 
20. «В Боровеск… на место мученое…» // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 9. М., 2002. С. 45–49; Боровск: страницы истории. Вып. 4. Боровск, 2002. С. 46–54. 
21. К вопросу о численности старообрядческого населения Жиздринского уезда Калужской губернии в XIX — начале ХХ в. // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы. М., 2002. С. 205–212. 
22. Об увековечивании памяти мучениц боярыни Ф.П. Морозовой и княгини Е.П. Урусовой в г. Боровске // Старообрядчество как историко-культурный феномен. Материалы международной научно-практической конференции 27–28 февраля 2003 г. Гомель, 2003. С. 222–223. 
23. «А крестное-де знамение он на себе полагает двоеперстное…» (дела боровских старообрядцев в 1730-е годы) // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 10. М., 2004. С. 36–45. 
24. О ходе строительства часовни боярыни Ф.П. Морозовой и княгини Е.П. Урусовой в г. Боровске // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 10. М., 2004. С. 114–117. 
25. К вопросу о численности старообрядческого населения Жиздринского уезда Калужской губернии в XIX — начале ХХ в. // Песоченский историко-археологический сборник. Вып. 5. Киров, 2004. С. 166–172. 
26. Памятные места старообрядчества г. Боровска // Старообрядчество Украины и России: прошлое и современность. Киев, 2004. С. 166–174. 
27. О численности старообрядцев г. Белёва Тульской губернии во второй половине XIX в. // Белёвские чтения. Вып. 4. М., 2004. С. 87–91. 
28. Численность старообрядцев Тульской губернии по итогам Всероссийской переписи 1897 г. // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы. Т. 1. М., 2005. С. 154–164. 
29. «Калужские епархиальные ведомости» (1862–1906) как источник по истории старообрядчества Калужской губернии // Вопросы археологии, истории и культуры Верхнего Поочья. Материалы VI научной конференции 28 февраля — 3 марта 1995 г. Калуга, 2005. С. 165–169. 
30. Сохранение старообрядческого наследия в г. Боровске: «Записное» кладбище // Липоване. История и культура русских-старообрядцев. Вып. 1. Одесса, 2004. С. 83–86. 
31. Поклонный крест на родине Арсения Уральского // Липоване: история и культура русских-старообрядцев. Вып. 2. Одесса, 2005. С. 81–84. 
32. Боровская драма: от старообрядческой часовни к единоверческой церкви // Земля боровская. Вып. 3. Боровск, 2006. С. 39–58; Опубл. Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 11. М., 2006. С. 37–44. 
33. Настанет пора — и воздвигнут/ ей памятник вместо дыбы // Международные Заволокинские чтения. Рига, 2006. С. 117–126. 
34. Диалог ученых и старообрядцев: Научная конференция «Старообрядчество: история, культура. современность» // Старообрядчество в Тверском крае: прошлое и настоящее. Материалы круглого стола. Тверь – Ржев, 2007. С. 109–112. 
35. Судьба боровских старообрядческих общин и храмов в ХХ в. // Судьба старообрядчества в XX — начале XXI в.: история и современность. Киев – Куреневка – Чечельник, 2007. С. 112–126. 
36. «Дом мой дом молитвы наречется…» // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 12. М., 2007. С. 34–42. 
37. Моленные и храм боровских неокружников (вторая половина XIX — середина ХХ в. // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы. М., 2007. С. 170–180. 
38. Старообрядческий священник о. Иоиль: штрихи к портрету // Земля боровская. Вып. 4. Боровск, 2008. С. 18–26. 
39. Епископ Феодосий (Баженов): штрихи к портрету // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 13. М., 2009. С. 100–103.  
40. Обзор документов по Бессарабской епархии за 1892 г. (по материалам канцелярии архиепископа Московского и всея Руси) // Липоване: история и культура русских старообрядцев. Вып. 6. Одесса, 2009. С. 160–167.  
41. История Боровского записного старообрядческого кладбища // Калужский некрополь. Калуга, 2009. С. 213–229. 
42. Боровское единоверие (вторая половина XIX — начало ХХ в.): итоги миссионерской деятельности синодальной церкви // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы. Великий Новгород, 2010. С. 137–153. 
43. Боровские корреспонденты В.И. Малышева — хранители народных преданий о протопопе Аввакуме // Вторые Мяндинские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 11–12 июля 2010 г., Усть-Цильма. Сыктывкар, 2011. Т. 1. С. 65–70. 
44. Боровские старообрядцы и местные святые и чудотворные иконы // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы X Международной конференции, проходившей в Москве – Боровске 15–17 ноября 2011 г. М.: Боровск, 2011. Т. 2. С. 254–266. 
45. Новые материалы к биографии епископа Измаильского Анастасия (1839–1906) // Липоване: история и культура русских старообрядцев. Вып. 9. Одесса – Измаил, 2012. С. 112–114.  
46. Боровское старообрядческое общество и беглое священство в XIX в. // Старообрядчество: истории, культура, современность. Вып. 14. М., 2012. С. 35–39. 
47. Воспоминания старообрядческого священника о. Иоиля Ульянова об оккупации г. Боровска в октябре–декабре 1941 г. // Русские старообрядцы: язык, культура, история. Сборник статей к XV Международному съезду славистов. М., 2013. С. 455–462.  
48. Обзор документов по Бессарабской епархии за 1906 г. (По материалам Канцелярии архиепископа Московского и всея Руси) // Культура русских-липован в национальном и международном контексте. Сборник докладов и сообщений Международного научного симпозиума ОРЛР (Тульча, 12–16 июня 2013 г.). Бухарест, 2013. С. 370–384.  
49. Кто помог боровчанам? (Пожар в Боровске 1857 г.) // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы Международной научной конференции. (11–13 ноября, Москва). Т. I. М., 2014. С. 98–102.  
50. Конфликт епископа Иннокентия с игуменом Петропавловского монастыря Галактионом Степановым в 1907 г. (По материалам Канцелярии архиепископа Московского и всея Руси) // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 15. М., 2015. С. 84–88.  
51. Научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность» и ее роль в изучении старообрядчества в регионах России // Девятые всероссийские краеведческие чтения (Москва – Воронеж, 15–19 мая 2015 г.). М., Воронеж, 2016. 948 с. С. 863–869.  
52. Обзор документов по Бессарабской епархии за 1907 г. (по материалам Канцелярии архиепископа Московского и всея Руси) // Культура русских-липован в национальном и международном контексте. Сборник докладов и сообщений Международного научного симпозиума ОРЛР (г. Пятра Нямц, 11–15 ноября 2017 г.). Бухарест, 2017 (в печати). 
53. Рижские старообрядцы (по материалам журнала «Церковь» 1908–1914 гг.) // 5-е Международные Заволокинские чтения. Рига, 2017 (в печати). 

Поделиться: