Трагический раскол ХVII века разделил русскую православную Церковь на старообрядческую и никонианскую новообрядческую. Последовавшие за сим гонения на хранителей древнего благочестия привели к тому, что тысячи и тысячи людей, не принявших никоновские нововведения, были вынуждены уходить с обжитых мест в пустынные и дикие края Урала и Сибири. Суровая, но удивительно красивая Уральская земля стала прибежищем и вотчиной православных христиан-старообрядцев. Здесь, среди Уральских гор, покрытых густыми лесами, и непроходимых болот можно было надежно укрыться от гонителей, спасая православную веру. В одном из таких мест, убегнув прискорбной мирской суеты и почестей земных и преходящих, в первой половине XIX столетия подвизались в трудах и молитвах беспоповские иноки Аркадий и Константин.
Братья по духу и по плоти, Аркадий и Константин были, вероятно, христианами часовенного согласия. Точных дат рождения не сохранилось, но люди помнят, что по возрасту были они молоды, происходили из состоятельного рода и имели хорошее для того времени образование. Будучи богословски грамотными людьми, они понимали, что, согласно Слову Божиему, Церковь, созданная Господом на земле, пребудет до скончания века «и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16, 18).
Жизнь и служение Аркадия и Константина пришлись на то время, когда древлеправославные христиане, рассеянные по всей Евразии, приступили к активному восстановлению церковной полноты. Эти труды увенчались успехом в 1846 году, когда на Буковине, в селении Белая Криница, к Древлеправославной Церкви Христовой присоединился митрополит Амвросий (Паппа-Георгополи), который за небольшой срок своего служения успел рукоположить епископов нашей Церкви. Прослышав о восстановлении трехчинной старообрядческой иерархии, сиречь о бытии епископского чина в древлеправославной Церкви, решили убедиться в этом лично. Для сего предприняли Константин и Аркадий длительное путешествие в места рассеяния христиан древлего благочестия, где воочию убедились, что истинное священство духовно возросло яко кипарис и процвело яко крин во славу Господа.
В России в 1853 году начал служение преосвященнейший архиепископ Антоний (Шутов). По воле Божией, тогда еще беспоповские иноки познакомились с российским первосвятителем. После продолжительных бесед с архиепископом Антонием, Аркадий и Константин признали старообрядческую церковную иерархию подлинной и христопреданной, а через некоторое время и сами сподобились рукоположения в священнический сан.
Пожив малое время вдали от родных мест, отцы Аркадий и Константин отправились восвояси, где немало проповедовали среди беспоповцев о полноте церковной, о благочестивом духовенстве и о сохранившихся семи таинствах. Не желая более жить среди упорствующих в беспоповской ереси людей, они уходят из своего прежнего монастыря и вселяются в пустынное место на удаленное от мирской суеты жительство.
Первоначально подвизались они в окрестностях города Лысьвы Пермской области. Лишь Господь Бог и ангелы святые Его — свидетели пустынных их подвигов. Нам же известно, что носили они на теле тяжелые вериги, зимой и летом скрываясь в лесу. Питались тем, что Бог пошлет. Когда со стороны царской власти и правящей Церкви ужесточились гонения на православных христиан-старообрядцев, священноиноки вынуждены были искать другое место для уединенного жития.
Господь привел их в село Гурьяновка Пермской области Красноуфимского уезда Рощинской волости. В четырех верстах от Гурьяновки облюбовали они место в лесной чаще близ лога Митровка у речки Чучкановки. Испросили у хозяина позволения на строительство кельи. Владелец земель — Гурьян Иванович Щукин — участок им выделил, и вскоре келья была готова. Однако, как ни старались священноиноки жить уединенно и не сообщаясь с миром, весть о том, что в лесу подвизаются некие боголюбцы, быстро разнеслась по округе. Потянулись к священноинокам люди — кто за благословением, кто за советом, кто ради нужды какой. К ученым и боголюбивым мужам притекали и из соседних деревень, приезжали и из центра России.
По-разному относились местные жители к Аркадию и Константину: одни радовались общению с молодыми образованными старообрядческими священниками, другие, в том числе и беспоповские наставники, из зависти и злобы хулили их и клеветали, обвиняя во мздоимстве и сребролюбии. Каждый пост священноиноков посещала женщина с внуком. Они приносили боголюбивым отцам потребное и немного продуктов, исповедовались и причащались. В очередной раз направились они к отцам летом 1857 года на Петров пост. Однако в иноческой келье было пусто, а на столе лежала записка: «Ищите нас под березовым выворотком». Подивясь записке и убоявшись, чуя неладное, созвала христианка жителей близлежащего села.
Тела священноиноков, брошенные наземь и заваленные березовыми ветками, были найдены в день памяти верховных апостолов Петра и Павла. К великому изумлению собравшихся, несмотря на летнюю жару, тела оставались совершенно нетленными, кроме истлевших мизинцев, что указывало на давность случившейся беды.
Местные полицейские власти возбудили дело о случившемся. Вызванный в связи с этим медик пытался вскрыть тела для анатомирования. Легко распоров одежду, скальпель заскрежетал по стальным веригам… С плачем отбросив нож, врач заявил, что отказывается резать тела святых. Место для захоронения выделил тот же Гурьян Иванович Щукин. Тела святых упокоили рядом с Гурьяновкой на вершине лесистого холма, у небольшой безымянной речушки, вблизи места их подвигов.
Вскоре был найден убийца. Его нашли по отпиленной на месте убиения иноков березовой чурке, из которой убийца сделал колоду и поставил у себя в доме. Во время следствия выяснилось, что боголюбивые отцы сподобились мученического венца 18 января (по старому стилю, по новому — 31 января) 1857 года, то есть за полгода до того, как были обретены их нетленные тела. Преступник рассказал, что, возбужденный злобой и завистью, он, зная о частом посещении христианами скита священноиноков, надеялся найти там золото и иные различные ценности. Во время допросов убийца рассказал, что, пока он расправлялся с одним иноком, другой, нисколько не испугавшись и не сопротивляясь, молился ко Господу, говоря: «Господи, вот брата моего убивают, сейчас меня убьют. Прости нас, Господи».
Чудесное многомесячное нетление тел убиенных настолько поразило местных жителей, что изрядная часть беспоповцев, ранее не признававших подлинности старообрядческого священства, присоединилась к Христовой Церкви. Так не только богоугодное житие, но и самая лютая смерть преподобных отцов послужила славе Христовой, их невинно пролитая честная кровь дала жизнь новой общине православных христиан-старообрядцев Белокриницкой иерархии. С этого времени начинается почитание преподобных отцов Константина и Аркадия как святых Божиих угодников.
Почитание в народе
На окраине деревни Гурьяновки стоит дом. В нем живет молодая чета. Девочка частенько поздним вечером сидит у окна и всматривается в темноту.
— Чего ты, доченька, там разглядываешь? — спрашивает мать.
— Тише, мама, не шуми! Не мешай им.
— Кому им?
— Иди посмотри. Видишь, иноки свечи зажгли? Видно, молятся…
— Да я ничего там не вижу…
— А я, мама, часто вижу. Это они о нас молятся.
Из окон домов Гурьяновки многие жители видели, как в сумерках появлялось на месте упокоения мучеников неяркое свечение. Присмотревшись, можно было различить два огонька — две свечи, появляющиеся и зажигаемые неизвестным способом. Проезжающие или проходящие мимо запоздалые путники время от времени рассказывали о виденном своими глазами чуде.
Случалось кому подъехать к могиле. Вокруг ни души, а на могилке мучеников горящие свечи стоят, которые явно некому было принести и зажечь в такие минуты. Весть о чудесах с удивительной быстротой разлетелась по округе. И к месту упокоения убиенных священников потянулись и правоверные христиане, и беспоповцы, и новообрядцы.
По прошествии 70 лет со дня захоронения Константина и Аркадия одному из жителей села Платонова было видение во сне, будто явились к нему священноиноки и попросили перезахоронить их на другое место. Он сначала не предал сну значения, но сон повторялся вновь и вновь. Тогда решили просьбу выполнить и перенести мощи святых Божиих угодников на место, которое они указывали во снах этому христианину.
В 1927 году к шамарской святыне прибыло представительство Древлеправославной Церкви Христовой (так в то время называлась Русская Православная Старообрядческая Церковь) во главе с архиереем. Мощи с великой осторожностью и любовью были извлечены, перенесены к подножью холма и вновь преданы земле. Все совершали тайно, не предавая огласке. Времена были смутные — разгул красного террора и воинствующего атеизма — о канонизации святых Божиих угодников шамарских не могло быть и речи. Однако христиане окрестных деревень благословились молиться священноинокам как местночтимым святым. Уже тогда их святость не вызывала ни у кого сомнений.
Вскоре после перезахоронения недалеко от могилы забил кристально чистый целебный родник, никогда до этого никем не замеченный и никак не проявленный. И у источника начали исцеляться люди, страдающие тем или иным недугом.
Слух о чудесах и исцелениях быстро распространился среди всех слоев населения и независимо от вероисповедания. Могилу стали часто посещать паломники. При этом в той или иной мере исцелялись все — православные, беспоповцы, никониане и даже атеисты — все, кто с искренней верой, надеждой и просьбой о помощи прибегали к угодившим Господу инокам Константину и Аркадию Шамарским.
Приходящие сюда зачастую выздоравливали не только телесно. Получив физическое исцеление, они начинали в той или иной степени совершенствоваться и духовно. Священноиноки стали своеобразной связующей нитью, проводниками между земными и грешными нами и Господом, приводя все новых и новых счастливцев к Спасительному Порогу.
Люди не всегда платили святым отцам взаимностью. В период атеистического лихолетия кто-то сломал крест на памятнике, невдалеке от захоронения устроили свинарник. Неоднократно в непосредственной близости от места упокоения святых, стремясь отвратить от веры притекающих сюда паломников, устраивали концерты агитбригад. Но тщетно: страждущие не прекращали ходить к могиле, а родничок исчез с территории свинарника и чудесным образом появился вновь в нескольких десятках метров ниже по склону у самого подножья горы.
За последующие 70 лет святое место столько всего вынесло и претерпело, что сама природа стала негласным его защитником. Прямо на могиле выросла большая ель, окутав своими корнями мощи священномучеников, а рядом с ней муравьи устроили внушительный муравейник. Но и в самое гонительное и суровое время нужда приводила в эти места все новых и новых людей, надеющихся на помощь угодников Божиих. Во время Великой Отечественной войны голод и нужда, отсутствие врачей и нехватка медикаментов приводили страждущих к святому источнику как к последнему возможному прибежищу. Все, чья вера и упование на Господа были крепки, получали просимое исцеление. Замечено, что душевнобольные, беснующиеся люди не могут подходить к этой могиле. Подходя, они падают, кричат, издают звериные крики. Чаще всего к могиле их несут на руках, где и происходит исцеление.
Уверовавшие в целительную помощь святых Константина и Аркадия люди получили самые различные исцеления — заживление открытых кровоточащих ран, заживление поврежденных костей, исправление внешних физических недостатков и излечение хронических заболеваний, многих кожных болезней и избавление от страданий одержимых.
Обретение мощей преподобномучеников
Официальное общецерковное прославление шамарских святых пришлось на 90-е годы ХХ столетия. С помощью Божией и стараниями местного священника о. Михаила Татаурова могилку облагородили, вокруг сделали изгородь, срубили часовенку. Через ручей пустили мостик, смастерили скамеечки для отдыха, сруб на месте источника, чтобы и стар и млад смогли приникнуть к живительной влаге.
По благословению архипастырей церковных, а также по своему разумению, беря во внимание множество чудес, исцелений и знамений, исходящих от места упокоения преподобномучеников, христиане Шамарской старообрядческой общины, издревле почитавшие священноиноков, дерзнули приложить усилия для официального прославления (канонизации) святых.
С описанием случаев чудес и исцелений обратились уральцы к Освященному Собору Русской Православной Старообрядческой Церкви. В 1996 году Совет Митрополии Московской и всея Руси принял решение произвести освидетельствование мощей священноиноков, дабы еще раз, теперь уже в конце ХХ века, убедиться, что под древним кипарисовым крестом покоятся именно те угодники Божии, даже в упокоении активно служащие Церкви Христовой, о ком свято хранят память местные жители.
13 мая 1996 года в присутствии преосвященнейшего Алимпия (Гусева), митрополита Московского и всея Руси, в присутствии духовенства и мирян Русской Православной Старообрядческой Церкви, жителей окрестных деревень, верующих различных конфессий было осуществлено намеченное освидетельствование, сопровождавшееся новыми чудесами и знамениями. Во время вскрытия могилы люди ощутили благоуханный аромат, исходящий от святых мощей. Присутствовавшими были освидетельствованы хорошо сохранившиеся мощи, найдены полуистлевшие останки одежды, железные вериги, рассыпавшиеся при прикосновении к ним, и старообрядческий нательный крест.
В 1997 году в граде Москве на Освященном Соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви святые преподобномученики Константин и Аркадий Шамарские были удостоены общецерковного прославления как местночтимые святые. Чудеса и исцеления, происходящие у места упокоения и у чудотворного источника, продолжают и по сей день приводить жаждущих телесного здравия на эти Уральские земли, а жаждущих душевного спасения — к Богу.
Чудеса и исцеления
Описать все чудеса и исцеления, произошедшие на месте упокоения, или хотя бы перечислить их не представляется возможным. Вот некоторые из рассказов местных жителей о чудесных явлениях и исцелениях, бывших по молитвам святых Константина и Аркадия.
По-разному относились к месту упокоения священноиноков беспоповцы. Многие начинали посещать его и приносить молитвы святым инокам после того, как Господь являл горящие свечи на могилке. Местная жительница приводит такой пример: ее отец Ермил Гурьянович однажды вечером увидел: на могилке горят две свечи. В это же время ехал мимо могилы его зять Савелий Поликарпович. На вопрос, видел ли он что-нибудь на могилке, тот ответил отрицательно, но свечи горели, и многие другие жители окрестных деревень их видели довольно часто.
Слух о горящих свечах быстро распространялся. Принести и зажечь их незаметно было невозможно, место просматривалось. Вдохновленные чудом беспоповцы чаще посещали могилку, молились на ней. Не только жители Шамар и других окрестных деревень, но и многие гости издалека устремились посетить это святое место. Приезжая сюда раз, многие возвращаются и не единожды. Молятся, пьют воду и обливаются ею. Делая это с глубокой верой, получают облегчение в болезнях или полное исцеление.
Говорят жители села Платоново — дети христиан, присутствовавших на перезахоронении мощей в 1927 году.
При первом перезахоронении священноиноков присутствовал старообрядческий епископ, приемлющий Белокриницкую иерархию (имени его, к сожалению, никто не помнит). Дочь епископа, будучи душевнобольной, была привезена им специально для излечения. Она боялась всего, говорила постоянно: «Все равно все погибнем. Время подошло, все погибнем». Когда в церкви стоит в окружении молящихся — ничего не говорит, а как только одна останется, опять: «Ой, все погибнем…» После посещения могилы священноиноков исцелилась полностью.
Екатерина Ивановна Уткина, старожилка поселка Шамары, была свидетельницей многих чудесных явлений и избавлений. Когда она была еще маленькой девочкой, когда не были еще порушены многие храмы, на могилку священноиноков ходили молиться со священством. Многие просили у угодников Божиих помощи и заступления и получали исцеления от любых болезней.
У инокини-схимницы Марины была большая бородавка, которая нависала над глазом и полностью его закрывала. После разорения красными женского монастыря, инокиня жила у благочестивых христиан в Коптело-Шамарах. Екатерина Ивановна рассказывает:
— Мы с мамой однажды пришли ее проведать, как обычно по большим праздникам. Вышла она к нам, смотрим, а у нее бородавки нет. Столь разительна была перемена и столь удивительно событие, что мы застыли в оцепенении. Немного придя в себя, мама спрашивает:
— Матушка Марина, а где же твоя бородавка? А она отвечает:
— А вот ходила ко святым мощам, к Константину и Аркадию, потерла земелькой, помыла от источника водой, и утром у меня как не бывало этой бородавки.
Еще помнит Екатерина Ивановна по рассказам мамы, как однажды шли они на гору, к могилам молиться. Только стали подниматься, как вдруг сзади то собаки залают, то кошки заревут. Откуда здесь кошки, какие собаки! Оглядываются — оказывается, беснующиеся. Они шли позади, а ближе к могиле подходить стали — ноги и отказали, попадали на землю без сознания, и пена изо рта пошла. Тогда их под руки подхватили и на себе до могилы несли, и уж там, омытые водой из источника, они успокаивались, и многие исцелялись совершенно.
В Омутнинске у иерея Георгия Потеряева матушка была очень болезненная. И когда уж совсем стало невмоготу, она собралась ехать к врачам в Свердловск (ныне Екатеринбург). Ее сестра обещала устроить матушку к лучшим врачам. Тогда и предложила ей Екатерина Ивановна: «Давай сначала к Божиим врачам съездим, потом посмотрим, может быть, не придется в больницу ехать». Сама Е.И. Уткина в то время работала на заводе в городе Омутнинске. У нее были сильные «приливы», не могла долго работать из-за них: минут 15 поработает и вынуждена выходить на сквозняк, чтобы охладиться.
Они вместе с матушкой поехали к источнику. У последней в то время был хронический бронхит, температура держалась за 39, под левой рукой образовался очень большой нарыв, и по руке уже пошли язвы. Отец Георгий тоже с ними поехал. Сначала ехали поездом, дальше на мотоцикле. Матушка, физически слабая и сильно простуженная, все время кашляла. Осень, дождь холодный с ветром встречным. Екатерина Ивановна молится: «Господи, помоги нам съездить, пусть матушка не простынет и не заболеет еще больше». Когда они почти подъехали к могиле иноков, то мотоцикл заглох, на гору поднялся, а к святым мощам не повез. Отец Георгий говорит: «Значит, подобает потрудиться — пешочком пройти». Оставалось километра полтора-два. Матушка медленно шагала, держалась за спутников, еле дошла. Помолившись, они набрали земли с могилы. Спустились к источнику. В то время он мало источал воды, только место сырое было заметно, кругом все заросло крапивой. Желание матушки исцелиться было так велико, что, встав на колени, обессиленная, она начала копать землю прямо руками. Вскоре вода забила струей. Они набрали трехлитровую банку, отошли в сторонку. Ветер ледяной, дождь, вода студеная ключевая, а матушка, перекрестившись и раздевшись: «Лей на меня…»
Облили ее, затем Екатерину Ивановну и в обратный путь отправились. Вернулись домой уже ночью. Утром Е.И. Уткина вышла на работу и — о Господи! — «приливов» нет. Дождалась конца смены и поспешила к матушке. И ей тоже заметно полегчало: землю в палисаднике копает. «Матушка, как у тебя со здоровьем, — спрашивает, — как состояние?» А она улыбается и говорит, указывая на левую руку: «Ой, Екатерина, вот смотри, ничего нет. Как приехали домой, так я не только не чувствую, чтобы что-нибудь болело, даже язвы и нарыв под рукой — все исчезло!» Помолились они вдвоем, поблагодарили и прославили Господа. Нигде ничего не проявлялось более, как и не бывало. Вот такое чудо!
Следующий случай более свежий по времени. Было это в 1996 году во время освящения шамарского храма во имя Рожества Ионна Предотечи, Крестителя Господня. Приехали на празднества две женщины: у одной на ноге была трофическая язва. Увезла она домой немного землицы с могилы святых и воды из целебного источника. С большой верой на исцеление сделала она из земли и воды грязь, помолилась и привязала к открытой ране. Через несколько дней почувствовала, что нога не болит. Развязала — все затянулось.
Вторая женщина приехала на освящение храма в гипсе с трещиной в стопе. До посещения Шамар лечилась у врачей. Узнала об излечении, сделала все так: гипс сняла, изготовила кашицу из водицы и земли, взятой с могилы, привязала живительную кашицу к стопе и через некоторое время уже ходила, не чувствуя боли. После обратилась к лечащему ее травматологу. Рентген показал, что все срослось. Врачам она постеснялась сказать, чем лечилась, а они, в свою очередь, сказали, что это чудо: у старого человека трещина в стопе так быстро зажить не могла!
Жительница Перми долго лечилась от болей в суставах ног. После посещения источника и омовения ног чудотворной водою боли ног прекратились и более не возобновлялись.
Жительница Приморского края, имевшая на протяжении многих лет не заживавшую рану, посетила могилу преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских летом 1997 года. Несколько лет никакими средствами не могла заживить рану, все перепробовала. Вроде затянется, а тут же снова кровь и боль.
На помощь Божию надеялась как на единственное и последнее средство. С радостью приняла предложение матушки Христины Татауровой посетить могилу святых и священный источник. С надеждой и трепетом душевным обращалась молитвенно к инокам.
Помолившись у кипарисового креста, спустилась к источнику, где попила и омылась ключевой водою. Несколько раз отдельно смачивала рану. В этот же день она отправилась поездом на Дальний Восток. Не доезжая Новосибирска (а это примерно сутки пути), она осознала, что кровоточащая рана зарубцевалась так, как будто ее никогда не было. Вернувшись домой, она описала случившееся с ней и направила письмо христианам шамарского прихода.
Об исцелении сообщает житель Саратова Молодой человек с детства тяготился тем, что у него практически по всему телу была распространена сыпь. Его лицо покрывалось страшными прыщами. Он также приезжал на могилку, помолился и омылся. Все прошло, и ныне более не бывает прыщей.
Житель станции Шамары, страдавший тяжелым недугом обширной язвы, потерял надежду на излечение традиционными методами. За долгие годы лечения всё возможное, с точки зрения медицины, было опробовано. В отчаянии обратился к святым священноинокам как к последней надежде.
Целую неделю на велосипеде ездил к источнику. Почувствовав некоторое облегчение, обратился к врачам — язва значительно уменьшилась, а еще через неделю многолетняя язва исчезла вовсе, зарубцевалась. Врачи только руками развели…
86-летняя раба Божия Анастасия рассказывает, что во время войны, когда не было в округе ни врачей, ни священства (только поставят кого-нибудь, а его тут же забирают и больше уж никто не видит его, не возвращались никогда), все к инокам за помощью ходили, у кого что болит — все туда. А куда же еще?.. Только там и лечились.
— У моей дочери на руках экзема была. Приехала она как-то ко мне и говорит: «Вот, мама, у меня руки как заболели». Я говорю: «Пойдем к источнику». Только как? Я в колхозе работала, на работу не выйти нельзя, а туда далеко добираться, одним часом не сбегаешь и правду не скажешь — заклюют потом. Я сказала бригадиру: «Сегодня я не могу выйти на работу, дочь приехала, мне надо ее в Шамары обязательно вести, а у нее котомка большая, надо нести помочь». Отпустил бригадир. Только светать начало, мы побежали. Бежать далеко было, но не зря сбегали — прошла у нее экзема, как и не было. Ну как тут не будешь верить? Если какой врач исцелит, так говорят, снова к нему беги!..
К месту упокоения святых преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских, к святому чудотворному источнику шли и продолжают идти люди с просьбой об исцелении телесном и духовном здравии. Сюда, на Уральские земли, притекают и с экземой, и с головной болью, и с просьбами о возвращении домой родных и близких; бесноватые рассудок человеческий обретают, охрипшим возвращается голос, затягиваются открытые раны, кости переломанные срастаются; по вере никому не отказывают в помощи священноиноки. Негласно и невидимо окормляют духовно край свой; как и во время жизни земной, молятся ко Господу за братьев своих. А братья и сестры платят им любовью и почитанием, трепетно сохраняя драгоценные воспоминания о живших в недавнее время святых…
Канонизация преподобномучеников Константина и Аркадия шамарских чудотворцев (читать) →