Предстоятельство Андриана (Четвергова), митрополита Московского и всея Руси

Главная Публикации Персоналии Предстоятельство Андриана (Четвергова), митрополита Московского и всея Руси

Темы публикаций

Предстоятельство Андриана (Четвергова), митрополита Московского и всея Руси

Митрополит Андриан (Александр Геннадьевич Четвергов; 14 февраля 1951 — 10 августа 2005) родился в Казани, в старообрядческой семье, принадлежащей к роду некогда известных казанских купцов-благотворителей Четверговых. Получил начальное художественное образование. В 1974 г. окончил Казанский авиационный институт. Работал в должности инженера-конструктора Центрального конструкторского бюро Казанского оптико-механического завода, затем — в СКБ спортивной авиации.

Предстоятельство Андриана (Четвергова), митрополита Московского и всея Руси
Митрополит Андриан на крестном ходе в Шамарах, 2005 г.

В 1980 г. сочетался браком с Натальей Александровной Штринёвой, происходившей из рода нижегородских старообрядцев.

В 1986 г. оставил светскую работу и начал трудиться при храме во имя Казанской иконы Богородицы в г. Казани. С его участием проходила реставрация храма, проектировался и изготавливался новый иконостас. Работая в церкви, освоил несколько рабочих специальностей: водителя и сварщика, кровельщика и плотника; изучил церковные специальности головщика и уставщика, реставратора икон и древних книг. Избирался председателем церковного совета казанской общины.

С 1995 г. начал писать иконы. Написал образа для иконостаса старообрядческого храма в Екатеринбурге. Спроектировал и изготовил конструкцию иконостаса новопостроенного кафедрального собора Новосибирской и всея Сибири епархии в г. Новосибирске и написал для него часть икон.

В 1998 г. овдовел, имея на своем попечении сына и двух дочерей. 17 октября 1999 г. принял рукоположение в сан диакона ко храму Казанской иконы Богородицы в г. Казани. 14 мая 2000 г. возведен в сан иерея. Великим постом следующего года принял иноческий постриг с наречением имени Андриан.

29 мая 2001 г. хиротонисан во епископы Казанско-Вятской епархии митрополитом Московским и всея Руси Алимпием (Гусевым) в сослужении еп. Ярославского и Костромского Иоанна (Витушкина), еп. Новосибирского и всея Сибири Силуяна (Килина), еп. Киевского и всея Украины Саватия (Козка) и еп. Кишиневского и всея Молдавии Зосимы (Еремеева).

Избрание предстоятелем Церкви

Последний год предстоятельства митрополита Алимпия (2003 г.) был омрачен нестроениями в Русской Православной Старообрядческой Церкви. Связаны эти нестроения были главным образом с болезнью предстоятеля, охлаждением отношений с братской Белокриницкой Митрополией и неопределенными перспективами дальнейшего церковного развития.

По случаю этих событий в Москве 18–19 февраля 2003 года был созван внеочередной Архиерейский Собор. Два из семи действующих на тот момент епископов РПСЦ — епископ Казанский Андриан (Четвергов) и епископ Кишиневский Зосима (Еремеев) не были приглашены. Среди решений этого Архиерейского Собора были следующие:

«П. 2. Избрать протоиерея Леонида Гусева кандидатом в епископы.
П. 3. Запретить все самовольные перемещения священнослужителей вне места служения. Покидать место служения можно только с разрешения: архиереям — митрополита, иереям — своего архиерея, диаконам — своего настоятеля.
П. 4. Правящим архиереям изучить проблемы распространения информации нашими старообрядцами как в печатных изданиях, так и в компьютерных сетях. Поручить организацию контроля информации, распространяемой нашими старообрядцами в компьютерных сетях, епископу Андриану. Поручить организацию цензурного комитета протоиерею Леониду Гусеву».

Эти решения вызвали смущение среди чад Церкви. 3 марта 2003 года епископ Казанско-Вятский Андриан, епископ Кишиневский и всея Молдавии Зосима, епископ Аугсбургский и всея Германии Амвросий направили митрополиту Алимпию (Гусеву) письмо, в котором просили собрать полноценный Архиерейский Собор. Однако ответа на это письмо не последовало, новый Архиерейский Собор не был созван, не состоялся и традиционный осенний Освященный Собор. Тем временем епископ Кишиневский Зосима (Еремеев) вышел из-под омофора митрополита Алимпия (Гусева) и перешел в каноническое подчинение Белокриницкой Митрополии, возглавив созданную Русскую епархию. С ним также вышли иереи Александр Шестаков, Константин Лунев, Сергий Боголюб и Елисей Елисеев. За это постановлением митрополита Алимпия от 23 октября (н.с.) 2003 г. вл. Зосима был запрещен в служении.

31 декабря 2003 г. упокоился предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Алимпий (Гусев).

В связи с этим 3 января 2004 года состоялся Архиерейский Собор, на котором председательствовал преосвященный Иоанн (Витушкин), епископ Костромской и Ярославский. На Соборе присутствовали: преосвященный Силуян (Килин), епископ Новосибирский и всея Сибири; преосвященный Саватий (Козка), епископ Киевский и всея Украины; преосвященный Андриан (Четвергов), епископ Казанско-Вятский. Архиерейский Собор постановил избрать местоблюстителем митрополичьего престола преосвященного Иоанна, епископа Костромского и Ярославского. Также было принято решение провести 9–10 февраля Освященный Собор РПСЦ, на котором предполагалось избрать нового митрополита и найти пути выхода из кризиса.

9 февраля 2004 года Освященный Собор РПСЦ избрал нового предстоятеля, которым стал епископ Андриан (Четвергов), возглавлявший ранее Казанско-Вятскую епархию. Всего на Соборе было подано 227 голосов. Заместоблюстителя митрополичьего престола епископа Иоанна (Витушкина) — 59 голосов, за епископа Казанского Андриана (Четвергова) 167 голосов. Впрочем, владыка Иоанн еще до голосования просил о самоотводе, ссылаясь на преклонный возраст и физическую немощь. Настолование митрополита Андриана состоялось 12 февраля 2004 года в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище в Москве.

Митрополит Андриан получил епископский сан за три года до своего избрания митрополитом. Это означало, что на тот момент он являлся младшим по хиротонии среди всех архиереев. Не совсем обычно на то время было и повышенное внимание светских СМИ к Собору. Впервые за всю историю старообрядчества — подробный репортаж об избрании нового митрополита вышел в эфир в вечернем выпуске новостей центрального телеканала.

В результате Собора был преодолен фактически начавшийся было церковный раздор. Епископ Зосима (Еремеев) сослужил другим архиереям РПСЦ при настоловании в митрополиты преосвященнейшего Андриана (Четвергова). Тем не менее Собор отстранил епископа Зосиму от исполнения обязанностей правящего архиерея Кишиневской и всея Молдавии епархии в связи с его переходом в каноническое подчинение Белокриницкой Митрополии. Эта проблема была решена позже, после того как митрополит Белокриницкий Леонтий упразднил так называемую Русскую епархию и дал отпускные грамоты священникам этой церковной области.

Плодотворное начало архипастырского служения

Первые же месяцы своей деятельности митрополит Андриан посвятил просветительской деятельности и вопросам образования.

Первая попытка создать старообрядческое духовное училище была сделана еще в 1994 году. Учебное заведение было основано в городе Суздале по благословению митрополита Алимпия (Гусева). В 1996 году, по решению Совета Митрополии, духовное училище переехало в Москву, в Рогожский посёлок, где занятия проходили до 1999 года включительно. Затем несколько лет занятия не проводились по финансовым и организационным причинам.

На Совете Митрополии 26–28 февраля 2004 года владыка Андриан поручил создать в Митрополии Отдел духовного образования.

Помимо митрополита в отдел вошли протоиерей Валентин Новожилов, иерей Леонтий Пименов, иерей Алексей Лопатин, священноинок Симеон (Дурасов), иерей Иоанн Севастьянов, иеродиакон Варнава (Страхов), диакон Анатолий Сафронников, А.С. Лебедев, И.Б. Петров, Н.И. Палий, А.В. Панкратов, А.В. Шишкин.

Были поставлены следующие задачи в области духовного образования: разработка методических рекомендаций и пособий по духовному образованию, организация регулярных учебно-методических семинаров по деятельности воскресных школ; организация летних юношеских христианских лагерей (с образовательным уклоном) в каждой епархии; регулярное проведение в Москве и епархиях молодежных съездов.

Также новопоставленный митрополит уделил большое внимание издательской деятельности. 20 февраля 2004 года в Митрополии был создан Информационно-издательский отдел под руководством иерея Алексея Лопатина, в отделе также работали С.Г. Вургафт и Г.С. Чистяков. В апреле возобновилось издание официального периодического журнала РПСЦ «Вестник Митрополии». В циркулярном письме от 3 апреля 2004 года митрополит извещал: «В целях более полного информирования священников и прихожан о жизни Церкви, о текущих распоряжениях и определениях, благословляю каждого священника и каждый приход оформить годовую подписку на ,,Вестник Митрополии”».

Еще одним важным событием этого времени стало празднование 100-летия распечатания алтарей Рогожских храмов: указом императора Николая Второго «Об укреплении начал веротерпимости» старообрядцам и другим конфессиям была дарована свобода вероисповедания.

17 марта 2004 года митрополит Андриан подписал соответствующее распоряжение о подготовке к празднованию этой знаменательной даты.

В частности, было решено издать альбом икон и древностей Покровского кафедрального собора, книгу, посвященную истории распечатания Рогожских алтарей, провести международную научно-практической конференцию, фотовыставку «Лики старообрядчества», книжную выставку из фондов Покровского кафедрального собора. По инициативе о. Леонтия Пименова впервые был проведен вечер духовных песнопений. Также были запланированы некоторые меры по благоустройству Рогожского. В тот момент территория поселка и многие здания находились в плачевном состоянии. В программу юбилея распечатания алтарей было заложено и выполнение научно-проектной документации по восстановлению возвращенного Церкви руинированного здания Дома причта (ныне Новые палаты). Мэру Москвы Ю.М. Лужкову было направлено письмо с просьбой поддержать программу празднования этого юбилея.

Не остался в стороне и кадровый вопрос. Митрополит Андриан во время всех церковных мероприятий — Соборов, Советов Митрополии, епархиальных совещаний постоянно ставил вопрос о кандидатах в священнослужители. Интересно, что в 2004 году он совершил хиротонию двух будущих архипастырей. 7 марта 2004 года он рукоположил в сан священника диакона Константина Титова, будущего митрополита Московского и всея Руси Корнилия. 4 июля того же года митрополит Андриан рукоположил в сан диакона Евгения Дубинова, будущего епископа Казанско-Вятского Евфимия.

Необходимо было и восстанавливать пошатнувшиеся отношения между Московской и Белокриниицкой Митрополиями. В мае 2004 года состоялась поездка митрополита Андриана на Украину и в Молдову. Поездка была приурочена к 150-летию преставления инока Павла Белокриницкого. Митрополит Андриан провел встречу с митрополитом Белокриницким Леонтием, и они вместе посетили могилы иноков Павла и Алимпия Белокриницких.

8 июля 2004 года митрополит Андриан возглавил крестный ход к месту упокоения преподобномучеников Константина и Аркадия, шамарских чудотворцев. Тем самым владыка укрепил своим примером традицию ежегодных крестных ходов в честь святых подвижников.

9–13 августа владыка принял участие в Великорецком крестном ходе из Кирова к с. Великорецкому — месту обретения чудотворной иконы святителя Николы в 1383 г. 600-летнюю традицию крестного хода митрополит Андриан восстановил в 2002 г., будучи еще епископом Казанско-Вятским.

До митрополита Андриана встречи предстоятеля РПСЦ с высокопоставленными официальными лицами были крайне редки. Теперь же они стали обязательной частью повседневной деятельности.

Так, 20 июля 2004 года в Казанском Кремле митрополит Андриан встретился с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. В ходе переговоров обсуждались проблемы жизни старообрядческих общин на территории республики. Также были затронуты вопросы, касающиеся состояния двух старообрядческих храмов в столице республики — во имя Казанской иконы и во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Благодаря этой встрече было налажено взаимодействие с властями республики. При их помощи впоследствии эти храмы были отреставрированы, а в Казани был создан музей старообрядчества.

Также 6–7 сентября 2004 года митрополит Андриан встретился с председателем Народного Хурала Бурятии А.Г. Лубсановым и президентом республики Бурятия Л.В. Потаповым.

1 сентября 2004 года по благословению митрополита Андриана было открыто духовное училище. Ректором училища был назначен настоятель Покровского кафедрального собора протоиерей Иоанн Думнов. Сначала учебное заведение носило название Московское духовное училище (МДУ) при Московской Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви, через несколько лет в название добавили слово «старообрядческое» (МСДУ). Главной задачей МСДУ стала подготовка церковных кадров — грамотных уставщиков и регентов, а также образованных христиан, обладающих широкими познаниями и способных преподавать в воскресных школах и иных приходских учреждениях, заниматься различной церковной и общественной деятельностью.

2 сентября того же года произошло еще одно важное событие. Распоряжением президента России В.В. Путина митрополит Андриан был включен в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ.

19 октября в 12.00 после совершения божественной литургии и молебна в московском храме Покрова Пресвятыя Богородицы на Рогожском начал работу Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви. Для участия в нем прибыли шесть старообрядческих архиереев и около 150 делегатов из России, Украины, Молдовы и Германии. В работе Собора участвовали христиане из более чем 70 приходов всех епархий РПСЦ.

Первое заседание Собора открыл предстоятель Церкви преосвященнейший митрополит Московский и всея Руси Андриан. Он обратился к делегатам со словом о современном состоянии старообрядческой Церкви. В частности, владыка подчеркнул:

«Главная цель, которую я ставил для себя в этот период, понять современное положение Русской Православной Старообрядческой Церкви, оценить ее духовное состояние и дееспособность. Без этого невозможно определить направления первоочередных действий и пути решения неотложных задач по укреплению и развитию полноценной жизни отдельных общин и Церкви в целом…

Время новой религиозной свободы, наступившее чуть ли не 20 лет назад, использовано во многом неэффективно, и к сегодняшнему дню еще не созданы достаточные условия для постоянного устойчивого развития Церкви. Напротив, потеряно много возможностей создания и развития общин в тех городах и селах, где проживают старообрядцы, потеряны многие человеческие души, которые покинули древлеправославную Церковь. Хотя точной статистики на этот счет не существует, но она была бы печальна.

Для того чтобы вести миссионерскую деятельность, сегодня вовсе не требуется пускаться в дальние путешествия, пробираться в глухие места, где живут люди, не просвещенные Евангелием. Такие люди сегодня в избытке вокруг нас. Поэтому в каждом приходе необходимо постоянно, в духе христианской доброжелательности и терпения, проводить беседы с приходящими в храм людьми, пусть даже случайными, рассказывать им о Христе, о древлеправославной вере, об историческом пути старообрядчества».

Также владыка отметил недостатки церковной жизни, которые необходимо преодолеть, и направления церковного развития. В частности:

— Требуется более тщательная, заинтересованная работа с кандидатами в клир, из которой необходимо устранить всякую личную предвзятость и поспешность. Каждый приход должен чувствовать обязанность и стремиться к тому, чтобы среди своих прихожан воспитывать будущих чтецов, диаконов, священников.

— Укрепление соборности на всех уровнях Церкви. В практике многих приходов ощущается явный недостаток соборности церковной жизни: не всегда вовремя проводятся собрания общин, бывает, что важнейшие решения принимаются узким кругом лиц. Особенно печально, когда сам священник требует вручить ему ключевые полномочия (например, пост председателя общины). Подобные устремления прямо противоречат духу соборности Церкви Христовой. Ибо, как во всей Церкви в целом, так и в каждом приходе в отдельности, выборность органов церковного управления (или попечения), участие мирян в управлении церковной общиной есть важный фактор христианской жизни.

— Немаловажный вопрос — духовное образование. Не имея достаточного духовного образования, невозможно выработать правильную, богословски выверенную позицию Церкви по отношению к современному миру. Вопросы образования, повышения общего духовно-интеллектуального уровня, воспитания новой плеяды современных начетчиков становятся первоочередными среди прочих неотложных церковных забот.

— В продолжение темы образования владыка Андриан отметил важность воспитания детей в духе христианского благочестия. Главными направлениями решения этой задачи видятся устройство воскресных и общеобразовательных христианских школ, детских садов, летних детских христианских лагерей.

— Необходимы поддержка и развитие различных форм общения старообрядческой молодежи, в том числе проведение съездов, создание в епархиях инициативных молодежных коллективов и координация их деятельности.

— Необходимо развивать социальное служение. Церковь должна активно создавать необходимые условия, начиная с формирования соответствующих структур в епархиальных управлениях, подбора пригодных для такой деятельности людей.

— Важность внешней активности Церкви. Придерживаться принципа открытости, доступности и доброжелательности в отношении ко внешнему окружению.

По результатам доклада митрополита Андриана Освященный Собор 19–22 октября 2004 года принял некоторые важные решения. В частности, была одобрена деятельность недавно созданного Молодежного отдела Митрополии, который первоочередными задачами своей деятельности поставил проведение епархиальных встреч молодежи, участие в организации воскресных школ и летних лагерей, подготовку к изданию молодежного старообрядческого издания и составление планов епархиальных молодежных мероприятий. Летом 2004 года прошли съезды и встречи молодых старообрядцев в Клинцовско-Ржевской, Казанско-Вятской, Уральской, Московской, Сибирской, Ярославско-Костромской епархиях.

Была выражена христианская благодарность административному и преподавательскому составу училища (ректору Духовного училища иерею Иоанну Думнову, иконому Московской Митрополии протоиерею Евгению Чунину, завучу училища Л.П. Комягиной и преподавателю Т.Б. Черкасовой) за проделанную работу. Одобрены регулярные встречи церковных педагогов и деятельность Учебного совета при Московской Митрополии.

На Соборе были одобрены деятельность Информационно-издательского отдела и состоявшиеся внешние контакты Церкви. В докладе митрополита был дан анализ ключевым принципам, на которых строится работа пресс-службы Митрополии: сотрудничество с изданиями, представляющими интересы самых различных общественных групп, активная позиция в связи с разнообразными событиями общественной и политической жизни России и др. Также были рассмотрены проблемы создания единого информационного пространства старообрядческой Церкви.

Собор также одобрил доклад протоиерея Евгения Чунина «Об открытии новых приходов» На Соборе обсудили проблему открытия новых приходов — когда сама община не имеет для этого достаточно сил. Выступающие рассказали о различных «технологиях» открытия новых приходов — как на примере старообрядческого опыта, так и на примере современного опыта РПЦ МП, о положительном опыте участия в этом студентов духовных учебных заведений, а также о необходимости материальной поддержки служителей, направляемых в новообразованные приходы.

Собор также принял решение о служении епископа Зосимы (Еремеева). Он удовлетворил просьбу христиан определить епископа Зосиму на кафедру вдовствующей Донской и Кавказской епархии.

Первосвятительская деятельность

После Освященного Собора, состоявшегося в октябре 2004 года, митрополит Андриан (Четвергов) продолжил свою активную пастырскую деятельность направленную на поиски кандидатов во священники и епископы. 25 декабря 2004 года он присоединил к РПСЦ в сущем сане епископа Русской Древлеправославной Церкви Германа (Савельева); в РДЦ он был управляющим Бурятской (1996–2001), Пермской (2002–3003) и Азово-Черноморской (2003–2004) епархиями. Перейдя в РПСЦ он в 2005–2008 годах управлял Уссурийской и Дальневосточной епархией.

2 января 2005 года владыка рукоположил в сан епископа на Кишиневскую и всея Молдавии епархию священноинока Евмения (Михеева) в миру Евгения Михеева. На Освященном Соборе 19–22 октября 2004 года о. Евгений Михеев избран кандидатом на замещение вакантной кафедры Кишиневской епархии. 17 ноября 2004 года в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище в Москве епископ Киевский и всея Украины Саватий (Козка), по благословению преосвященнейшего Андриана (Четвергова), митрополита Московского и всея Руси, совершил иноческий постриг иерея Евгения Михеева с наречением имени Евмений.

Поскольку в Кишиневской епархии на тот момент продолжали оставаться нестроения, митрополит Андриан направил христианам епархии особое обращение в котором писал:

«Поиски мира для страдающей Кишиневской епархии вот уже второй год являются предметом рассуждения многих заседаний Совета Митрополии. Дважды Освященный Собор Церкви пытался врачевать раны Кишиневской епархии, но и этих усилий оказалось недостаточно. С целью найти основу для согласия, для умиротворения церковного народа мною в мае месяце была предпринята поездка по молдавским приходам. Я лично выслушал всех, кто пожелал ко мне обратиться. С вами вместе мы молились Господу Исусу и просили Его указать путь к смягчению сердец человеческих, снятию напряженности, дорогу к миру и согласию. Смею надеяться — небесполезно.

И вот, наконец, на прошедшем 19–22 октября сего года в Москве Освященном Соборе Церкви, состоялось избрание кандидата во епископы на Кишиневскую епархию иерея Евгения Михеева. Это решение было принято абсолютным большинством голосов соборян. Так же единодушно было принято и соборное решение об удовлетворении просьбы христиан определить епископа Зосиму на кафедру вдовствующей Донской и Кавказской епархии.

Только покорность воле Божией, выраженной Освященным Собором, вместе с христианским смирением и взаимным прощением обид поможет нам изжить болезнь церковного раздора, которую мы накликали на себя по грехам нашим. ,,И мир Божий да водворяется в сердцых ваших, в онь же и звани бысте во едино тело” (Кол. зач. 258)[1]»

6 января 2005 года была замещена кафедра Санкт-Петербургская и Тверская. Перед началом всенощного бдения в Покровском кафедральном соборе, что на Рогожском, был совершен чин восхождения на кафедру епископа Амвросия (Герцога). К сожалению, архипастырство еп. Амвросия длилось не долго, через несколько месяцев он подал прошение об отставке в связи с его намерением перейти в каноническое подчинение старообрядческой Белокриницкой Митрополии с центром в Браиле (Румыния). Освященный Собор 19 октября 2005 года согласился с этой просьбой.

До предстоятельства митрополита Андриана старообрядческие архипастыри крайне редко появлялись на научных и церковно-общественных мероприятиях. После вступления в должность митрополита вл. Андриан стал преодолевать этот оставшийся с советских времен обычай и, отказавшись от изоляции, провозгласил «политику открытости». Митрополит Андриан стал активно участвовать в самых разных научных событиях по теме старообрядчества.

Так, 22 февраля 2005 года в Москве открылась VII Международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию дарования свободы вероисповедания в России. Организаторами мероприятия выступили митрополия РПСЦ, Боровский музей истории и культуры старообрядчества, Боровский историко-краеведческий музей, Российский научно-исследовательский институт природного и культурного наследия. В конференции приняли участие более 120 историков, филологов, религиоведов, краеведов, а также представители большинства старообрядческих согласий.

Со вступительным словом к участникам и гостям научного форума обратился митрополит Андриан. В частности, он отметил:

«Сейчас, когда отношения Церкви с государством вновь нормализовались, хотелось бы выразить надежду и на возрождение плодотворных отношений между различными ветвями старообрядчества, возведения их к уровню, достигнутому вскоре после дарования религиозных свобод. Мы соединены общим историческим прошлым, одинаково трагичной судьбой и главное — приверженностью к древлему Православию. При всех существующих разногласиях, старообрядцы в равной степени готовы отстаивать право древнего жизненного уклада на присутствие в современном мире, искать взаимодействие между традицией и современностью. Поэтому, наверное, всё чаще раздаются голоса, призывающие к совместному обсуждению важнейших для всего староверия вопросов. Мне кажется, пришло время налаживать консультации, обмен мнениями, деловые контакты. Думаю, это послужило бы укреплению наших общих позиций во внешнем мире»[2].

Следом за митрополитом Андрианом слово было предоставлено епископу Курскому Древлеправославной Церкви России Аполлинарию (Дубинину), который говорил о том, что такое истинная свобода совести и почему ее недостаточно в нашем современном обществе. Затем собравшихся приветствовал духовный наставник Невской поморской общины В.В. Шамарин, после чего слово перешло к докладчикам. Научную часть конференции открыла Е.М. Юхименко, рассказав о находках новых документов, относящихся к запечатанию алтарей храмов Рогожского кладбища.

Надо отметить, что традицию общения с научным и культурным сообществом продолжил и следующий предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий (Титов). Он регулярно посещает научные конференции, просветительские мероприятия, встречается с представителями академического сообщества, деятелями культуры.

4 февраля 2005 года под пред­седательством митрополита Андриана прошло заседание Комиссии по проведению празднования 100-летия распечатания алтарей Рогожских храмов и соответственно дарования старообрядцам свободы вероисповедания указом императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». На встрече был составлен план юбилейных меро­приятий, назначены ответственные лица. Ответственным секретарем комиссии по празднованию 100-летия распечатания алтарей был назначен руководитель Информационно-издательского отдела Московской Митрополии иерей Алексей Лопатин.

Вопросы предстоящего юбилея обсуждались и на Совете Митрополии 24–25 февраля 2005 года. Интересно, что помимо прочего было одобрено предложение о проведении старообрядцами благодарственного молебна в память о 100-летии распечатания алтарей старообрядческих храмов в одном из соборов Московского Кремля.

Как сообщали участники этого Совета Митрополии, «РПСЦ является законной продолжательницей дораскольной Русской Церкви. Утверждению этой истины в общественном представлении могло бы способствовать проведение богослужения в одном из древних храмов Московского Кремля. Это явилось бы и общепонятным, зримым выражением исторической и духовной причастности старообрядчества древним русским святыням и одновременно подчеркнуло бы общероссийское значение празднования 100-летнего юбилея дарования свободы вероисповедания[3]».

К сожалению, для такого богослужения не было получено разрешения со стороны соответствующих инстанций.

Также Совет Митрополии впервые одобрил участие делегации Русской Православной Старообрядческой Церкви во главе с митрополитом Андрианом в деятельности IX Всемирного Русского Народного Собора, посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и обозначившего своей темой «Единство и сплоченность людей — залог победы над фашизмом и терроризмом».

9 марта 2005 г. делегация РПСЦ приняла участие в работе Всемирного Русского Народного Собора. На этом представительном форуме собралось более 2000 участников. После торжественных приветствий перед делегатами собора выступил предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Андриан.

В своем выступлении владыка отметил:

«Сейчас, когда, по словам Александра Исаевича Солженицына, ,,Россия в обвале”, мы не можем себе более позволить роскоши споров ,,на уничтожение противника”, даже чисто словесное. Все наличные ресурсы должны быть брошены на объединение русского народа, на собирание живых его творческих сил. Задача нынешней российской власти — сделать так, чтобы русские люди во всем мире почувствовали, что у них есть Родина, что она не мачеха, что она зовет к себе, что она в них нуждается, любит и заботится о них. У всех русских людей, где бы они ни обитали, есть то общее святое, что связывает воедино всех нас. Это христианская православная вера, наши общие благочестивые предки, молитвами которых стояла и стоит русская земля, наш ,,русский дух”»[4].

Восстановление Рогожского историко-архитектурного ансамбля

Одной из главных задач своего архипастырства митрополит Андриан (Четвергов) видел восстановление историко-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода». На тот момент архитектурный комплекс находился в удручающем состоянии, многие здания на тот момент были переданы Церкви в таком виде, что представляли собой трущобы, мало приспособленные для какой-либо церковной деятельности.

Впервые этот вопрос был вынесен на Освященный Собор в октябре 2004 года. Первоначально предполагалось найти частные средства для восстановления храмов и других зданий Рогожского поселка. Так, например, на одном из Советов Митрополии был обсужден пробный маломасштабный проект пристройки к т.н. Дому ребенка.

Однако дальнейшее изучение вопроса показало, что без государственной или хотя бы муниципальной поддержки осуществить реконструкцию историко-архитектурного комплексаневозможно. Поэтому митрополит Андриан принял решение обратиться за помощью к московским властям.

2 марта 2005 года в мэрии Москвы состоялась встреча предстоятеля Церкви с мэром столицы Ю.М. Лужковым. На повестке дня стояли три главных вопроса: восстановление исторического облика архитектурного ансамбля Рогожской слободы, передача Русской Православной Старообрядческой Церкви ранее принадлежавших ей храмов, оказание финансовой помощи в проведении 100-летнего юбилея дарования свободы вероисповедания и распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища.

Юрий Михайлович с большим вниманием отнесся к просьбам старообрядцев и обещал оказать существенную помощь в решении проблем. В завершение беседы он распорядился, чтобы улице Войтовича, на которой расположены рогожские храмы, к юбилею дарования свободы вероисповедания было возвращено прежнее наименование — Старообрядческая (В.Е. Войтович (1891–1917) — большевик, революционер, участвовавший в аресте Николая II). Также Ю.М. Лужков распорядился ускорить выпуск распорядительного документа об оказании организационного и финансового содействия в проведении юбилейных торжеств, посвященных 100-летию распечатания святых алтарей храмов Рогожского кладбища в Москве — духовного центра Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Вскоре состоялась вторая встреча с градоначальником: 26 марта 2005 года мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков посетил духовный центр Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Визит мэра столицы в духовный центр древлеправославия состоялся спустя 100 лет после исторического визита московского градоначальника Е.Н. Волкова, во время которого он и светлейший князь Дмитрий Голицын зачитали с амвона Покровского собора на Рогожском долгожданный царский указ об открытии запечатанных алтарей. Тот исторический визит градоначальника был принят рогожанами и всем российским старообрядчеством со слезами и великой радостью. После того как князь Д. Голицын и градоначальник Е.Н. Волков сняли с алтарных дверей печати, они присутствовали на праздничном богослужении — полунощнице и литургии.

Визит же на Рогожское мэра Москвы Ю.М. Лужкова был посвящен современному состоянию историко-архитектурного ансамбля духовного центра Русской Православной Старообрядческой Церкви.

В ходе подготовки к визиту мэра прошло около десятка совещаний разного уровня: в префектуре ЮВАО г. Москвы, в Управе Нижегородского р-на и в самой Митрополии. Территорию Рогожской слободы несколько раз посетили чиновники. Уточнялось состояние зданий, коммуникаций, прилегающих территорий, разного рода юридические вопросы. Участники консультаций пришли к выводу, что нынешнее состояние зданий и территорий архитектурного комплекса не соответствует современным нормам содержания подобных объектов.

В 12.30 26 марта 2005 г. мэр Москвы Юрий Лужков прибыл на территорию Рогожской слободы. Согласно древнерусскому обычаю встречи высокопоставленных лиц, митрополит Андриан под колокольный звон вышел навстречу градоначальнику. Поприветствовав Юрия Михайловича, он пригласил его к осмотру территории храмового комплекса. Мэр и сопровождавшие его руководители района, представители управы и специалисты осмотрели основные объекты Рогожского архитектурного ансамбля: храм Рожества Христова, Покровский собор заброшенные строения стадиона на месте бывших рогожских прудов, развалины Дома причта. В ходе осмотра владыка Андриан и сотрудники аппарата Митрополии дали соответствующие комментарии по истории, назначению и современному состоянию осмотренных объектов. Примечательно, что еще в ходе этой своеобразной экскурсии мэр города указал на необходимость серьезного подхода к возрождению архитектурного комплекса духовного центра старообрядчества. Так, когда один из сопровождавших его чиновников предложил провести консервацию руин Дома причта, Юрий Михайлович справедливо заметил, что полумеры станут бессмысленной тратой средств. «Необходимо полность восстановить, возродить это здание», — заявил градоначальник.

После осмотра Покровского собора в трапезной Успенского храма-колокольни состоялось совещание, посвященное проблемам возрождения Рогожской слободы. Перед участниками мероприятия выступил главный архитектор Москвы А.В. Кузьмин.

Затем слово взял мэр Москвы Юрий Лужков. Он попросил присутствовавших наметить более конкретную программу действий, назвать цифры предполагаемых материальных затрат и сроки проведения тех или иных работ. Специалисты обозначили основные этапы предполагаемых работ и сформулировали следующие задачи:

  • — территорию бывшего стадиона в сезон 2005 года освободить от строений, не используемых церковью;
  • — учитывая предложения по восстановлению пруда, в кратчайшие сроки провести гидрологическое обследование территории ансамбля «Рогожская слобода»;
  • — в качестве первоочередных работ провести инженерные обследования фундаментов здания Дома причта и выполнить проектную документацию по его восстановлению;
  • — выполнить недостающую проектную документацию по восстановлению храма Рожества Христова с учетом завершения реставрационных работ в строительный сезон 2005–2006 года;
  • — ликвидировать сквозной транспортный проезд через территорию комплекса Рогожская слобода;
  • — обеспечить вывод частных гаражей с территории комплекса «Рогожская слобода»;
  • — возвести архитектурную ограду вокруг территории ансамбля.

По окончании делового совещания Юрию Михайловичу была преподнесена уникальная гравюра, подготовленная специалистами Информационно-издательского отдела Митрополии РПСЦ, с изображением панорамы архитектурного ансамбля Рогожской слободы в начале XX века.

Через несколько дней московский градоначальник Юрий Михайлович Лужков подписал первые документы, договоренность о которых была достигнута во время посещения им духовного центра Русской Православной Старообрядческой Церкви.

100-летие распечатания алтарей на Рогожском

Важнейшим событием 2005 года стало празднование в духовном центре РПСЦ 100-летия распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища.

13 мая митрополит Андриан принял участие в открытии выставок «Книга в судьбах старообрядчества» и «Древности и духовные святыни старообрядчества», которые были организованы в Успенском храме-колокольне. Книжную выставку подготовил Информационно-издательский отдел Митрополии РПСЦ. На стендах выставки были представлены книги (200 книжных памятников) как из книгохранилища Митрополии, так и из частных собраний христиан. Руководитель проекта — о. Алексей Лопатин, составитель — заведующий книгохранилищем В. Волков.

15 мая на божественную литургию в Покровский кафедральный собор собралось до двух тысяч человек — христиане РПСЦ из самых разных уголков России, государств СНГ и других стран мира. Богослужение возглавил митрополит Московский и всея Руси Андриан. Ему сослужили епископ Киевский и всея Украины Саватий (Козка), епископ Донской и Кавказский Зосима (Еремеев), епископ Кишиневский и всея Молдавии Евмений (Михеев), епископ Иркутский и Дальневосточный Герман (Савельев), епископ Казанский и Вятский Корнилий (Титов). Владыка Корнилий был рукоположен во епископы всего за несколько дней до этих праздничных мероприятий. Службу украсило служение более 50 священников и диаконов.

На богослужении также присутствовал полпред президента РФ в ЦФО Г.С. Полтавченко.

Многочисленный крестный ход обошел не только кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы, как было в прошлые годы, но и жилой квартал, прилегающий к храмам и Рогожскому кладбищу.

По окончании богослужения и праздничной трапезы на Рогожском впервые в истории состоялся вечер духовных песнопений, организованный по инициативе о. Леонтия Пименова и благословению митрополита Андриана. Выступили хор Московского духовного училища, хор Покровского кафедрального собора, хоры общин Санкт-Петербурга и Новосибирска, Ярославско-Костромской епархии и хор духовенства Московского благочиния.

16 мая митрополит Андриан дал торжественный прием для представителей власти, СМИ, общественных и религиозных организаций, деятелей науки и искусства. На этом мероприятии присутствовал будущий патриарх РПЦ, а в те годы председатель Отдела внешний церковных связей Московского Патриархата митрополит Кирилл (Гундяев).

17 мая состоялась экскурсия по Москва-реке для старообрядческой молодежи и гостей праздника.

По итогам празднования 100-летия распечатания рогожских алтарей и указа Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» телеканал ТВЦ выпустил фильм «Распечатанные алтари».

17–18 мая митрополит Андриан возглавил на Рогожском заседания очередного Совета Митрополии.

Архипастырские поездки и встречи

В следующие месяцы владыка совершил несколько важных архипастырских поездок. 6 июня он прибыл в Арзамас, где провел встречу с мэром города Анатолием Мигуновым по вопросу о передаче пустующего храма старообрядческой общине. Затем посетил приход в Нижнем Новгороде, где после богослужения на праздник Вознесения Господня провел встречу с руководством Приволжского федерального округа и области. Затем он посетил приходы в городах Лысково, Бор, селах Чернуха, Б. Мурашкино и село Григорово — родину свщмч. протопопа Аввакума. 8 июня провел встречу с полномочным представителем президента России в Приволжском федеральном округе Сергеем Кириенко.

24 июня митрополит Андриан прибыл в Санкт-Петербург, встретился с духовенством и прихожанами храма Покрова Пресвятыя Богородицы Санкт-Петербургской общины. Митрополит Андриан встретился с полномочным представителем президента РФ в Северо-Западном федеральном округе И.И. Клебановым, чтобы обсудить вопросы скорейшей передачи Лиговской общине документов на храм, возвращения Церкви здания бывшей Чубыкинской богадельни, передачи Громовской общине сохранившегося участка Громовского кладбища под строительство церкви и создание мемориального комплекса, возвращения улице Ташкентской в Санкт-Петербурге исторического наименования Старообрядческая.

Владыка Андриан получил ключи от бывшего старообрядческого храма на Лиговском проспекте и совершил в нем первый за восемьдесят лет молебен.

29 июня митрополит Андриан выехал в Ярославль на переговоры с архиепископом Ярославским и Ростовским РПЦ Кириллом (Наконечным) о передаче старообрядческой общине г. Рыбинска одного из недействующих храмов; посетил Николо-Улейминский монастырь под Угличем.

В июле состоялась архипастырская поездка митрополита Андриана по Уральской епархии, где, в частности, 8 июля митрополит возглавил крестный ход из пос. Шамары Свердловской обл. к месту упокоения святых преподобномучеников и исповедников Константина и Аркадия, шамарских чудотворцев, провел молебен у поклонного креста, где покоятся останки убиенных в 1856 году двух старообрядческих священноиноков, и возвратился в Шамары;

13 июля митрополит Андриан провел встречу с заместителем губернатора Пермской области Н.А. Яшиным по поводу помощи старообрядческой общине на заключительном этапе строительства нового храма и предоставления пермскому благочинному о. Валерию Шабашову возможности регулярных выступлений по местному телевидению.

Кончина митрополита Андриана

8 августа предстоятель Церкви отбыл в свою последнюю поездку. Он направился в Киров на ежегодный крестный ход к месту чудесного явления иконы свт. Николы на реке Великой. Во время крестного хода, 10 августа 2005 г. — у реки Грядовица у владыки остановилось сердце. Сказались и перенесенные инфаркты, и крайне напряженный, просто невыносимый для обычного человека, график работы.

14 августа состоялось погребение митрополита Андриана на Рогожском кладбище. Чин погребения совершили местоблюститель Московской кафедры РПСЦ архиепископ Ярославский и Костромской Иоанн, епископы Новосибирский и всея Сибири Силуян, Киевский и всея Украины Саватий, Донской и Кавказский Зосима, Кишиневский и всея Молдовы Евмений и Казанский и Вятский Корнилий. На богослужении присутствовали также 50 священников и семь диаконов. Церемонию прощания посетили представители Администрации Президента РФ, Московской городской Думы, а также заместитель председателя ОВЦС МП епископ Егорьевский Марк (Головков) и секретарь ОВЦС МП по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов. Проститься со своим почившим первосвятителем приехали христиане из Нижнего Новгорода, Костромы, Казани и других уголков России и стран мира.

***

За 580 дней архипастырства митрополит Московский и всея Руси Андриан совершил 7 архипастырских поездок, в которых провел 91 день и посетил приходы 23 регионов России; 4 краткосрочные поездки; 3 паломнические поездки; возглавил 8 крестных ходов.

Совершил 7 иноческих пострижений; рукоположил 2 епископов, 5 иереев, 8 диаконов, 7 чтецов, 3 свещеносцев.

Провел встречи с двумя полномочными представителями президента РФ в федеральных округах, 11 главами регионов и их заместителями, 3 представителями правительств и законодательных собраний регионов, 9 главами городов и их заместителями.

Владыка дважды выступил на заседаниях Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ и принял участие в трех научных конференциях.

Уже после кончины владыки Андриана, 6 декабря 2016 года в столице Татарстана открыли памятник митрополиту Московскому и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Андриану (Четвергову). Торжественная церемония состоялась в сквере перед кафедральным собором Казанско-Вятской епархии РПСЦ. В церемонии открытия памятника приняли участие президент Татарстана Рустам Минниханов, митрополит Московский и всея Руси РПСЦ Корнилий (Титов), представители других традиционных религиозных конфессий, органов государственной власти.

В августе 2021 года имя митрополита Андриана было запечатлено в одном из топонимов столицы Татарстана. В честь митрополита Андриана назван сквер в Вахитовском районе Казани, где ранее был установлен памятник владыке. Соответствующее постановление опубликовано в Сборнике документов и правовых актов Казани. Решение о наименовании сквера принято исходя из рекомендаций Комиссии по топонимике муниципального образования Казани и обращения Казанско-Вятской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви.


[1] Вестник Митрополии. 2004. №4.

[2] Вестник Митрополии. 2005. № 5.

[3] Вестник Митрополии. 2005. № 5.

[4] Вестник Митрополии. 2005. № 5.