Старый Керженец стал родоначальником многих скитов России. Оттуда на Урал в первой четверти XVIII века прибыл священноинок Никифор, принявший «исправу» от знаменитого отца Софонии (чье житие помещено в отдельной статье). Уход с Керженца объяснялся тем, что, по подозрению о. Никифора, в последние годы старообрядцы Ветки и Керженца стали принимать под «исправу» священников, рукоположенных архиереями-«обливанцами». Желая соблюсти чистоту веры от «обливанцев», о. Никифор решился основать свое отдельное общежительство.
Он стал жить в Нижнем Тагиле, где начал принимать «вторым чином» приходящих из государственной церкви священников. Прожив там несколько лет, он перебрался на Яик, к казакам. Позже, в XIX веке, тагильские последователи о. Никифора, унаследовавшие от него чрезмерную подозрительность в отношении принимаемых священников, и вовсе отказались от священства, превратившись в безпоповцев-часовенных. Но тогда, на столетие раньше, на Урале часовенных не было, и сторонники о. Никифора были такими же поповцами, как и керженцы, и ветковцы, и не отделяли себя от единства Церкви, но только не всех ветковских священников признавали законными.
Одним из принятых о. Никифором в Церковь, когда в 1725 году о. Никифор приезжал навестить свою паству в Нижний Тагил, был и сей священноиерей Иоанн, который был «исправлен» через миропомазание. Родившийся во Владимирских пределах в новообрядческой семье, младенец получил имя в честь известного русского святого — блаженного (юродивого) Иоанна, устюжского чудотворца. Выучившись и повзрослев, Иван получил рукоположение во священники в господствующей церкви и только позже узнал о Великом расколе и убедился в правоте старой веры. Переселившись в Нижний Тагил, он был не только принят в лоно Церкви, но и пострижен во иночество с новым именем — Иов.
От о. Никифора священноинок Иов унаследовал руководство тагильским старообрядчеством. Он построил первую в Нижнем Тагиле старообрядческую церковь, которая имела первоначально небольшие размеры. В ней старец совершал богослужение и необходимые людям таинства и требы. Рядом с храмом были иноческие кельи, где проживали о. Иов с помощниками. Священноинок непрестанно вёл проповедь Христовой веры, утверждая людей во благочестии. 6 января и 1 августа он устраивал водосвятие на протекавшей близ часовни речке Рудянке, и на это торжество собиралось великое множество молящихся. Преподобный славился как безсребреник и щедрый податель милостыни: «творяше милостыню всем требующим и страсти сребролюбия отнюд не причастен», — как сообщает старообрядческая церковная история девятнадцатого столетия. Святой весьма любил нищих, особенно детей, и никогда не отпускал их без подаяния. Принимал он и приходящих от «новой веры» священников, имена некоторых из них сохранились. Так, он «исправил» священноинока Иакова, который возглавил уральское староверческое общество после кончины отца Иова… Дожив до глубокой старости в непрестанных иноческих подвигах — посте, молитвах, коленопреклонениях, ночных бдениях, — преподобный мирно преставился ко Господу 4 сентября 1741 г. Могила его находилась рядом с его обителью, у реки Рудянки. Она сразу же стала местом паломничества староверов, которые, видя чистоту жизни священноинока, почитали его за святого. В непосредственной близости от могилы стояла старообрядческая Свято-Троицкая часовня.
Могильный холмик преподобного был обрамлен досками в виде двускатной домовины (голбца), с непокрытой серединой (отсюда желающие брали «земельку» для исцеления от болезней), «в ногах» был укреплен большой осьмиконечный деревянный крест с написанным изображением Распятия, «в головах» — деревянный аналой для чтения книг. Над могилой был сделан деревянный навес в виде малой часовни, «четырех аршин в длину и ширину». Ежегодно по нескольку тысяч старообрядцев из разных мест Урала приходили сюда 26 мая (в день ангела преподобного по его мирскому имени) для моления. Паломничество начиналось за 2-3 дня до 26 мая и заканчивалось через 2-3 дня после, но основная часть народа приходила в самый день памяти святого. Также и 4 сентября (в день преставления о. Иова) совершалось паломничество на святую могилу, хотя и не такое многочисленное.
Сюда приводили и приносили болящих, немощных, бесноватых в надежде получить исцеление. Землю с могилы преподобного смешивали с водою и пили как святыню. И приступавшие к святой могиле с верою получали облегчение от своих недугов и бед. Священники из большой часовни периодически проводили крестные ходы к Иовлевой могиле, особенно во время засухи и других «общественных бедствий».
Новообрядческий екатеринбургский архиерей в ноябре 1835 года донес о массовом почитании староверами могилы отца Иова в столицу, в Синод. Дело дошло до самого императора. Обеспокоенный «оказательством раскола», Синод 3 января 1836 года предписал архиерею секретно разведать о покойном старце Иове и о почитании его могилы староверами. Эти «секретные розыски» продолжались много месяцев; по-видимому, о них стало известно самим староверам, и они побоялись, что власть вскроет могилу преподобного и уничтожит мощи так же, как столетием раньше были сожжены мощи старообрядческих подвижников на Ветке. В ночь на 23 октября 1836 года могила была староверами вскрыта, обретенные мощи преподобного Иова, «нетленны и благоухания исполнены», вынуты из земли и перезахоронены в тайном месте, которое ныне утрачено. От властей этот секрет тщательно оберегался, но после того народ стал говорить о нетленности мощей старообрядческого подвижника. И хотя мощи преподобного были перенесены в другое место, паломничество к прежней могиле не прекратилось. Как чтут в Команах старую могилу святителя Иоанна Златоуста, хотя святые мощи его давно перенесены в Константинополь, так и уральцы продолжали почитать место прежнего захоронения преподобного Иова. Местные власти сначала хотели вскрыть могилу заново и убедиться в сохранности захоронения, но потом не стали этого делать, боясь народных волнений, так что секрет не открылся. В 1837 году главный начальник Горных заводов, чтобы отчитаться перед Петербургом, повелел исправнику установить караул у святой могилы, что и было сделано. Караул усиливался в дни памяти святого: к могиле никого не подпускали, землю брать не позволяли. Приходившие богомольцы молились каждый сам по себе, в отдалении… Прошли годы. Власти позабыли о могиле преподобного, и снова сюда стали приходить ежедневно староверы, а в дни нарочитой памяти святого Иова вновь собирались тысячи молящихся. Сюда приходили для моления с кадилами и иконами и старообрядческие священники Белокриницкой иерархии…
После революционных событий ХХ века это святое место было уничтожено безбожными властями: там был выкопан ров. Но память о преподобном Иове жива до сих пор.
Дни почитания сего святого — 26 мая и 4 сентября по церковному стилю.
Тропарь преподобному Иову Нижнетагильскому, глас 2-й. Па́мять твою́ преподо́бне почита́юще, мо́лим тя́ о́тче на́ш И́ове, моли́ о все́х чту́щих тя́, и о стране́ на́шей и лю́дех ея́, я́ко уго́дник при́сныи Христа́ Бо́га.
Кондак, глас 1-й. И́стинныя ве́ры ревни́телю, па́стырю предо́брыи И́ове, ми́лостынею одолжи́в Всеми́лостиваго Бо́га, и терпе́нием уподо́бився тезоиме́нному, тле́нное расточи́в бога́тьство, и на́ Небесех стяжа́в нетле́нно возда́ние, моли́ преподо́бне Всесвяту́ю Тро́ицу, спасти́ся пра́зднующим святу́ю па́мять твою́.
Икос. От моще́й твои́х о́тче на́ш И́ове, исцеле́нии струи́ излия́шася бога́тно, все́м тре́бующим, и я́коже в жити́и се́м пода́тель ми́лостыни неоску́ден бы́в, та́ко и по преставле́нии ми́лость подава́еши лю́дем человеколю́бне, и на́ Небесех при́сно ра́дуешися предстоя́ престо́лу Вы́шняго; моли́ преподо́бне Всесвяту́ю Тро́ицу, спасти́ся пра́зднующим святу́ю па́мять твою́.