Имя сего преподобного в переводе с греческого языка означает «данный Богом». И воистину он явился богоданным пастырем для тысяч христиан, которые бежали от гонений за пределы России, на польскую территорию, где на Ветке образовалось многочисленное поселение русских древлеправославных людей.
На момент никоновского раскола он был пострижен во иночество и рукоположен патриархом Иосифом в сан священника. Служил священноинок Феодосий Ворыпин в церкви святителя Василия Великого при Никольском монастыре в городе Рыльске (недалеко от Курска).
Когда церковные новшества стали насаждаться в обители, преподобный не пожелал им последовать, чтобы не подпасть под святоотеческие клятвы. Он ушёл с несколькими учениками на реку Донец, где основал небольшой скит. Проповедуя среди окрестного казачьего населения, он снискал там уважение и приобрёл немало духовных чад.
К Белгородскому архиерею поступил донос на святого как на «смутьяна церковного», преподобного схватили и доставили на допрос к новообрядческому владыке. Архиерей тщетно пытался привлечь святого к принятию никоновских книг, поэтому отослал его «на Москву», к патриарху Иоасафу. Тот предал старца градскому суду и многим мукам, но Феодосий оставался твёрд во благочестии. За это его заточили в Кирило-Белозерском монастыре, где он пробыл заключённым целых семь лет, предаваясь молитве и писанию душеполезных книг.
Зная нужду древлеправославных христиан в священстве и увидев, что убежать из монастыря не сможет, отец Феодосий пошёл на хитрость. Он сделал вид, что хочет принять церковные новшества, и его освободили из монастырской темницы, после чего узник-священноинок сразу же совершил дерзкий побег. Некие христиане помогли ему добраться до Поморья, а позже уехать «в Керженец, на Бельмаш», затем в скит Смольяны, где сохранялись запасы святого мира и Святых Даров для причащения, которые развозились отсюда священникам других мест России.
Керженские поселенцы уговорили преподобного побыть у них для исправление духовных нужд. Многих он покрестил, исповедал, постриг во иноческий образ. Отец Феодосий созывал здесь древлеправославные соборы для решения важнейших вопросов церковной жизни.
Властям стало известно о деятельности проповедника «старой веры». В 1694 г. начали его розыск, потому святой покинул Керженец и поселился в Калуге. В городе он нашёл заброшенную из-за ветхости деревянную церковь, освящённую задолго до Раскола во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Церковь давно не ремонтировалась и стояла пустой, однако в ней сохранились престол с древним антимисом, освященным при патриархе Иоасафе, и иконостас времён царя Ивана Грозного.
Отец Феодосий тайно отслужил в заброшенном храме божественную литургию в Великий четверг 1695 года и заготовил большое количество запасных Даров для причащения христиан. Слух об этом событии распространился между древлеправославными верующими России и зарубежья.
Когда на Ветке умер преподобный Иоасаф, не успев освятить там новопостроенную церковь, жители слободы послали к отцу Феодосию инока Нифонта с письмом, в котором умоляли священника прийти на жительство к ним, что тот и сделал в том же 1695 году.
Приехав на Ветку, отец Феодосий озаботился освящением храма. Церковь оказалась малой по вместительности, потому он повелел её расширить и удлинить. Христиане Калуги тайно переслали на Ветку иконостас из заброшенной церкви, где некогда преподобный освятил запасные Дары.
Опасаясь, чтобы после его смерти слобожане вновь не остались без священства, отец Феодосий созвал собор из иноков и мирян, на котором было принято решение не гнушаться хиротонией приходящих из «новой веры» священников, если они всею душой прилепляются к древлеправославию. Как и на Керженце, было решено принимать переходящих из господствующей церкви «вторым чином», то есть через помазание святым миром, с сохранением крещения, венчания и священного сана, полученных в новообрядчестве, если только они были правильно совершены.
Когда все соборяне согласились с таким решением, отец Феодосий призвал двух священников — своего родного брата Александра и московского иерея Григория. Оба они были крещены до раскола, а во священство поставлены уже новообрядцами. Он их принял в Древлеправославную Церковь через отречение от ересей и таинство миропомазания, благословив служить по-священнически, согласно 8-му правилу Первого Вселенского собора, другим древним церковным канонам, а также благословению приснопамятного епископа Павла Коломенского.
В том же 1695 году вместе с двумя новоприсоединёнными священниками отец Феодосий совершил чин освящения церкви во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. На престол был помещён древний антимис, оставшийся от о. Иоасафа. По другим сведениям, антимис был привезён из Калуги, вместе с иконостасом.
Покровская церковь в тот период была единственным освящённым древлеправославным храмом, в котором совершалась божественная литургия. Остальные храмы «по старой вере» (например, на реке Чире и в Виданской обители) были к тому времени разорены никонианами.
При храме был большой Покровский мужской монастырь, а также келии для инокинь.
Ревнуя о сохранении и распространении истинного священства, преподобный предпринимал усилия для создания условий его дальнейшего существования. В связи с тем что запасы древнего святого мира убывали (ведь крестились и переходили из ереси тысячи людей), он разбавил оставшееся миро освященным елеем, как это и предусмотрено в случае нужды в дониконовских святых книгах, и заповедал священникам в случае оскудения поступать так же. Он снабжал святыми дарами и миром священников, служивших в разных местах России. Ветка в то время стала как бы столицей древлеправославия, «вторым Иеросалимом», местом притяжения и паломничества христиан.
Отец Феодосий был самым авторитетным и влиятельным священником того времени. Он заботился о церковном единстве, стараясь угашать распри и конфликты. Так, он умирил разделение, которое началось было из-за нового способа каждения, введенного диаконом Александром Керженским и его сторонниками, сказав, что хоть их способ каждения не нужно хулить, но ради мира церковного лучше кадить по всеобщему обычаю.
Преподобный был истинным добрым пастырем, мудрым наставником для всех своих духовных чад. Жизнью своей он явил пример любви к Богу и ближнему, самоотверженности, смиренномудрия и кротости.
Ветка благодаря стараниям преподобного расцвела и заселилась множеством христиан, их насчитывалось до сорока тысяч. Она стала важнейшим центром старообрядческой культуры. Здесь сформировались иконописная и певческая школы, особый стиль оформления рукописных певческих книг с затейливыми многоцветными орнаментами. Культурное наследие Ветки — неотъемлемая и самобытная часть русского искусства.
Достигнув маститой старости, преподобный мирно преставился ко Господу в 1710-х годах (предполагают, что в 1710 или 1711-м). Мощи его были обретены нетленными. Они находились в часовне около алтаря, и над ними часто служились панихиды.
Вместе со святыми мощами преподобного Иоасафа Ветковского и других отцов честные останки святого Феодосия были изъяты полковником Сытиным во время карательной экспедиции 1735 года. Было объявлено об их сожжении.
Память сего преподобного отца 3 мая по церковному стилю (16 мая по гражданскому стилю).
Тропарь преподобному, глас 8-и. Да́ру Бо́жию тезоимени́тыи вои́стину, Це́ркви бори́мой враго́м, дарова́ся защи́тник предо́блии, и па́стырь и́стинен, и наста́вник преди́вныи, о́тче на́ш преподо́бне Феодо́сие, и мно́гия ду́ши наста́вль ко спасе́нию, да́р воздаде́ Бо́гови многоце́нен, с ни́ми же ликовству́я в Це́ркви Небе́сней, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 7-и. Ду́шу свою́ и те́ло очи́стив, до́м себе́ сотвори́ Пресвято́му Ду́ху, преподо́бне о́тче на́ш Феодо́сие, и на́ша душа́ освяти́, моли́твами твои́ми ко́ Господу, да поми́лует и на́с многогре́шных, и введе́т в Ца́рство Свое́ Небе́сное.
Икос. Кесарю́
земно́му Божие́й че́сти не даде́ всему́дре, Бо́гу еди́ному служи́ти изво́лил
еси́, и в заповеде́х Того́ поуча́тися при́сно, те́м гоне́ния претерпе́ прему́дре
Феодо́сие, и о гони́мых лю́дех попече́нием разжиза́ем, упа́сли еси́ ча́да своя́ на па́житех
доброде́тельных, и́стине Христо́вой рачи́тель показа́ся, и нерастле́нну ве́ру
до конца́ соблюде́, и по кончи́не твое́й Бо́г соблюде́ в нетле́нии, те́ло твое́
трудолю́бное, душа́ же твоя́ ликовству́ет в Небе́сных черто́зех, те́мже моли́
непреста́нно Христа́ Бо́га, да поми́лует и на́с многогре́шных, и введе́т в Ца́рство
Свое́ Небе́сное.