Время быстротечно. Одно поколение сменяется другим, вслед за тем спешит следующее… Постепенно стирается из людской памяти образ прежних подвижников. Скольких святых мы ныне не знаем поимённо — одному Господу известно… О некоторых же из них хоть и имеются только крупицы сведений, но «мал золотник дорог», и даже это немногое для верующей души очень ценно.
Один из полузабытых ныне святых — преподобный Досифей, живший в семнадцатом столетии в Поморье. В миру имя его было Дионисий. Он обитал в небольшом скиту на реке Сёмже, «в 500 верстах от Архангельска», вместе с другим священноиноком по имени Максим. Отец Досифей был типичным русским святым, то есть суровым постником и непрестанным молитвенником, укрывшимся в северной «пустыне» от «Никоновых новин» и преследований.
У старца имелся запас Святых Даров, которыми он причащал своих духовных чад. На исповедь к нему приходили староверческие подвижницы из женского Сёмженского скита, находившегося за тридцать вёрст от «пустыни» отца Досифея: инокини Евфимия и Павла, бежавшие из Новгорода от церковных новшеств, и другие старицы.
По-видимому, в наследство от о. Досифея в женском Сёмженском скиту позже осталась шкатулка с частицами мощей древних святых, двумя маленькими потирами для причащения (деревянным и оловянным), резною кипарисовою просфорной печатью дониконовского образца; там же хранилась русая с проседью прядь — власы огнепального священномученика протопопа Аввакума. В скиту также хранилась с XVII в. чудотворная икона Богородицы Казанская-Сёмженская, к которой во всяких бедах прибегали не только староверы, но и новообрядцы. Эти святыни сохранялись на Сёмже до начала ХХ века.
После кончины тело преподобного было погребено в его скиту. Через некоторое время Бог проявил нетленность его мощей. Ежегодно на «ангельскую память» о. Досифея, в день святого священномученика Дионисия Ареопагита, старицы Сёмженского скита совершали паломничество к его гробнице. И даже из Стародубья (нынешней Брянской области) сюда приезжал в 1764 году священноинок Миха́ил Калмык — будущий настоятель Климовского Покровского монастыря… Когда же к концу девятнадцатого века Сёмженский скит запустел, обычай такого паломничества был утрачен, как и сведения о местопребывании мощей преподобного Досифея.
Память сего святого 3 октября по церковному стилю.
Тропарь преподобному Досифею Семженскому, глас 4-й. Удали́лся еси́ бе́гая, и водвори́лся в пусты́ни, те́ло свое́ изнури́в воздержа́нием, ду́шу же вельми́ очи́стив преподо́бне, прия́телище яви́ся Ду́ху Пресвято́му, и наста́вник и́ноким ко спасе́нию, его́же и на́м улучи́ти моли́ся, о́тче на́ш Досифе́е.
Кондак, глас 6-й. Се́верную хла́дную пусты́ню, те́плостию моли́тв твои́х ра́й соде́лав, и о́т Древа Живо́тнаго напита́ ве́рных, о́тче преподо́бне Досифе́е, и вни́де в ра́дость Го́спода Своего́, Ему́ же непреста́й моля́ся, поми́ловатися душа́м на́шим.
Икос. Ве́ру небла́знену соблюда́я, ми́ру вся́ пре́лести отве́рже о́тче, по́двигом до́брым подвиза́вся, и па́стырь яви́ся до́брыи, пи́щею неги́блемою насыща́я ве́рных, и по преставле́нии твое́м о́тче Досифе́е, Бо́г тя́ просла́ви телесе́ нетле́нием, Ему́ же непреста́й моля́ся, поми́ловатися душа́м на́шим